Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мертвый сезон. Продолжение следует?
Проблема
19 мая 2008 года, 14:34
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Первомайские праздники ознаменовались вспышкой самоубийств. Три человека свели счеты с жизнью. Один человек повесился. Был еще прыжок из окна и огнестрельное ранение в голову, не совместимое с жизнью.
Праздники 9 Мая, к счастью, обошлись без суицидов.
Но уже в понедельник, 12 мая, с крыши 9-го этажа выбросилась 15-летняя девочка. Врачи «Скорой помощи» констатировали смерть. Оставленное ребенком послание свидетельствует о добровольном уходе из жизни. Но медики недоумевают. Девочка поднималась на 9-й этаж чужого дома без лифта. За это время она вполне могла передумать… Так часто бывает с теми, кто решается на самоубийство.
Что там на самом деле произошло на крыше, теперь вряд ли удастся узнать… А что можно было сделать, чтобы трагедия не случилась вовсе? Именно об этом говорили врач-психиатр Арам Аванесов, заведующий норильской подстанцией «Скорой помощи» Игорь Хмара и главный специалист отдела молодежной политики администрации Елена Слатвицкая на пресс-конференции «Профилактика суицидов».
 
«Демонстрация» может стать смертельной
Игорь Хмара начал со статистики. В прошлом  году «Скорой» было зарегистрировано 50 попыток суицида, девять оказались смертельными. За три месяца 2008-го – смертей уже восемь. Из 27 попыток. Сегодня мы можем добавить к этой цифре еще четыре смертельных случая.
– Вопрос этот очень серьезный, но в Норильске почему-то мало говорят о суицидальной проблеме, – продолжил доктор. – У нас в «Скорой» есть статистический отдел, но он не в состоянии обрабатывать всю информацию, хотя мы выезжаем на каждый вызов.
Среди попыток самоубийства много демонстративных случаев, но и «демонстрации» эти не случайны, а зачастую заканчиваются настоящим самоубийством из-за какой-нибудь нелепой случайности.  
Хотелось, чтобы близкие были  более внимательны к высказываниям детей, их поведению, да и вообще друг к другу.  Если появляются дурные предчувствия, надо сразу обращаться за помощью. Во всем мире эта помощь базируется на телефоне доверия, в суицидальном центре и кризисном стационаре. В нашем городе из перечисленного есть только  телефон доверия. Функции центра и стационара выполняет психоневрологический диспансер и «Скорая помощь».
Игорь Хмара убежден, что к суициду часто приводят социальные проблемы, которыми должна заниматься не медицина. Бедность, алкоголизм, наркомания, а отсюда семейные катаклизмы…
Но как предотвратить алкоголизм, который в России стал практически нормой? На это у медиков нет ответа.
 
Тоска за мною гонится
Врач-психиатр, заведующий отделением психоневрологического диспансера Арам Аванесов пришел на встречу еще и для того, чтобы поставить вопрос о создании комиссии, которая будет находить причину каждого конкретного самоубийства или его попытки.  
– Психоневрологический диспансер – вторая линия помощи после «Скорой», – начал свое выступление Аванесов. – Не могу сказать, что мы работаем в полном контакте. Одна из целей нашей встречи – согласование действий между всеми участниками.
Не все погибшие обращались в диспансер. Об одном из самоубийц я совершенно случайно узнал, что он из наших пациентов. Но в диспансер  он вовремя не попал. В чем просчет? Как так получилось? Это все вопросы, требующие ответа… Конечно, основной фактор – сезонная депрессия. Если вами овладевает беспокойство, появляются дурные мысли, следует обращаться к специалисту. Врач всегда примет, поможет, подскажет. Если случай серьезный, то надо лечиться стационарно.
К сожалению, население боится «дурки», как иногда называют психоневрологический диспансер, – подчеркнул доктор, – и ежедневно от адекватных родственников приходится выслушивать: «Вы только не колите, не ставьте на учет». И это в тех случаях, когда заболевание носит запущенный характер. Главное, что беспокоит родственников, сможет ли пациент управлять машиной, даже если он прежде никогда не садился за руль. Так и хочется спросить, что же лучше: Голиково или больница?
Свершившийся суицид или не доведенный до конца – все равно состояние человека в этот момент критическое, далекое от нормы. Жизнь для него теряет смысл, все плохо, тяжело, никто помочь не может. На самом деле, если необходимая помощь оказана, то через 2–3 дня это другой человек. Он даже недоумевает, как ему могло такое прийти в голову. К счастью, пациентов, обратившихся к нам заблаговременно, все же больше.
В городе обязательно должен быть человек, – еще раз подчеркнул доктор Аванесов, – к которому будет стекаться вся информация по теме. Не обязательно центр суицидологии, как в Москве или других крупных городах, пусть это будет хотя бы один человек с одним столом и одним компьютером, чтобы потом коллегиально на конкретных данных можно было обсудить ситуацию и выработать стратегию.
 
Звоните 46-51-81
Елена Слатвицкая напомнила, что в городе восьмой год действует экстренная психологическая помощь, так называемый телефон доверия:
– Не все об этом знают, и мы часто слышим: «Ой, я в первый раз звоню вам». Хочу подчеркнуть, что консультантами телефона доверия являются только квалифицированные  специалисты. На 60 процентов штат укомплектован медицинским персоналом, остальные 40 – психологи. Работаем в круглосуточном режиме.  Если человек боится сразу обратиться в медицинское учреждение, пусть позвонит на телефон экстренной психологической помощи: 46-51-81. Мы сохраняем полную анонимность абонента, у нас нет определителя. Главное – что-то сделать, чтобы отвести беду. Кризис проходит, и потенциальный самоубийца справляется с ситуацией. Часто звонящие говорят, что страшатся диспансера. В таком случае мы задаем вопрос: «Вы хотите не состоять на учете мертвой или получить помощь живой?»
Иногда просто вызываем «Скорую», когда человек сам боится это сделать…
Источники помощи в городе есть, нужно обязательно их использовать, – подвела итог Слатвицкая, – а для создания координирующей структуры нужен административный посыл. Уверена, что он будет.
 
Не кричите на детей
Большинство суицидов, если верить официальной статистике Министерства здравоохранения, происходят из-за непонимания и безразличия в семье.
Неопровержимые доказательства того, что на детей кричать нельзя, было представлено общественности совсем недавно. Эксперименты показали, что отклонения в голове у этих людей такого же характера, как и у самоубийц и людей с хронической депрессией.
Изменения сами по себе не опасны. Но если учитывать тот факт, что с такими же отклонениями в центральной нервной системе многие заканчивают жить самоубийством или впадают в долгосрочную истерику, заставляют задуматься. Ведь получается, что те, кто подвергался жестокому обращению в детстве, гораздо больше подвержены риску наложить на себя руки, чем их сверстники из благополучных семей.
Чтобы это доказать, ученые исследовали клетки головного мозга восемнадцати самоубийц. Выяснилось, что у каждого из них наблюдались небольшие изменения, но не в генах, а в рибосомах РНК. После долгих расспросов родственников и друзей выяснилось, что со многими из них в детстве разговаривали на повышенных тонах, детей регулярно оскорбляли и унижали.
Подобные тесты были проведены и на крысах. Ученые взяли несколько грызунов и подвергли их тщательным исследованиям. Им предстояло выяснить, каким из этих зверюшек родители уделяли меньше всего внимания. Это не составило труда: те животные, которых матери в детстве не вылизывали и не обогревали своим теплом, были толще и агрессивнее своих сородичей. Далее ученые обнаружили, что у грызунов, испытывающих на начальном этапе недостаток любви и тепла, потомство появляется раньше, и оно является более многочисленным.
Позже такие выводы были подтверждены на людях. Действительно, подростки, которым регулярно приходится терпеть плохое настроение и срывы родителей, заводят детей раньше других. При помощи этого они пытаются заполнить свой эмоциональный вакуум и подарить заботу и любовь кому-то еще.
Но на практике иметь детей сложнее и хлопотнее, чем им казалось. Новоиспеченным мамам и папам приходится справляться с вечно хныкающими и голодными детьми. Родители начинают кричать и срывать на потомстве злость, повторяя ошибки собственных пап и мам. В результате чего большинство семей рушится.
Отметим, что за последние 20 лет количество разводов уменьшилось, особенно среди супружеских пар, имеющих высшее образование. Если же брак расторгается, супруги чаще стараются разойтись мирно, а мужчины реже прекращают контакт с детьми.
 

Справка «ЗВ»
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
По распространенности случаев суицида впереди идут развитые страны. Первенство принадлежит странам Восточной Европы.
Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет раза в полтора.
0

Читайте также в этом номере:

Прощай, любимый город... (Сергей МОГЛОВЕЦ)
С ними спокойно! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Музыка не мешает смотреть (Лариса ФЕДИШИНА)
Многоликий Мухачёв (Лариса ФЕДИШИНА)
Как попасть в рай? (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск