Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не просто работа
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
24 февраля 2012 года, 12:57
Текст: Евгения СИДОРУК, главный специалист городского архива
Одному из старейших заводов Норильска, никелевому, в этом году 70 лет. В Норильском городском архиве бережно хранятся уникальные документы о первых днях завода и его руководителях, людях, которые стояли у истоков норильской металлургии.
В предвоенные и военные годы силы норильских строителей были сосредоточены на объектах металлургии. Стране нужен был металл, прежде всего стратегический никель. Еще в апреле 1940 года в Норильске началось бетонирование фундамента Большого металлургического завода (БМЗ), а 1 августа была сдана в эксплуатацию опытная обогатительная фабрика. Перед строителями стояли серьезные задачи – пуск ТЭЦ, Большого металлургического завода, создание ремонтно-технической базы, соответствующей возрастающим темпам строительства, для ремонта и изготовления на месте необходимого оборудования. Уже в феврале 1941-го стали монтировать металлоконструкции БМЗ. В этом же году в опытно-металлургическом цехе был получен первый электролизный никель.  

Это было начало…

В последнюю неделю первой военной навигации стали прибывать морские суда с металлургическим оборудованием заводов, эвакуированных из прифронтовой полосы.  В августе 1941 года из Мончегорска в Дудинку на пароходе “Щорс” прибыли со своими семьями специалисты комбината “Североникель”. Общее число эвакуированных с Кольского Севера составило почти 4000 человек. Они помогали освоить сложное производство, обучали новичков.
Среди них был и 28-летний Иван Иевлев, будущий начальник электролитного цеха.


Из автобиографии И.С.Иевлева (1947 г.):
“Я, Иевлев Иван Степанович, родился в 1913 году в селе Воецкое Барышского района Ульяновской области в семье крестьян. С 1921-го по 1929 год обучался в школе-семилетке, в 1932 году окончил Сызраньский педагогический техникум в Куйбышевской области. С 1932-го по 1934 год работал преподавателем физики и математики в средней школе. В 1934 году поступил в Ленинградский горный институт, который и окончил в 1940 году с присвоением звания инженера-металлурга цветных и благородных металлов. С 1940-го по июль 1941 года работал на комбинате “Североникель” МВД СССР в г. Мончегорске Мурманской области в качестве начальника отделения, а затем начальника электролитного цеха”.



Тогда, в августе 1941-го, стоя на палубе корабля, идущего по Северному морскому пути, он, наверное, не думал, что судьба его надолго окажется связанной с Таймыром… В Норильске Иевлев сразу же был назначен начальником электролитного цеха Малого металлургического завода, ММЗ, как его тогда называли. Первое впечатление после благоустроенного Мончегорска было тягостным. Приехавших с семьями разместили в бревенчатых домах – по две-три семьи в комнате. Было тяжело, но главное, что поддерживало в те дни, была работа во имя скорой Победы. И они работали.
Строителям пришлось столкнуться с невероятными трудностями. Свойства заполярного грунта, немного известные теоретически, практически были малоизучены. Приходилось строить и параллельно вести исследовательскую работу. По проекту было необходимо в кратчайшие сроки возвести заводскую трубу, на строительство которой было выделено 1100 тонн шамотного кирпича, 65 тонн цемента, 145 тонн шлаковой ваты… Зима 1941/42 года началась рано, уже в сентябре ударили морозы и закружили пурги, так что обстановка на стройке и в проектном управлении была практически фронтовой. Работы не прекращались даже в самые лютые холода, сильный ветер и полярную ночь, люди трудились в три смены. На исходе 1941-го, 29 декабря, 140-метровая труба, ремонтно-механический цех, ватержакетный и конвертерный пролеты главного корпуса БМЗ, электролитный и обжиговый цеха ММЗ были сданы в эксплуатацию.


Из приказа начальника Норильского комбината НКВД СССР А.А.Панюкова №78 от 20 февраля 1942 года. “О пуске внеочередной части Большого металлургического завода”:
…Проверив состояние строительно-монтажных работ БМЗ, устанавливаю день пуска внеочередной части БМЗ с выдачей первого штейна – 23 февраля 1942 года”.



Дата была выбрана символичная – 24-я годовщина Красной армии. В ночь с 23 на 24 февраля 1942-го в холодном (на улице мороз минус 47!), продуваемом всеми ветрами цехе, где собрались руководители комбината, строители, горняки, металлурги, проектировщики, началась загрузка ватержакета, по желобу пошел первый никелевый штейн. Уже 9 марта был пущен первый конвертер и получен первый файнштейн, 24 апреля – черновой никель, а 29 апреля на Малом металлургическом заводе – первый электролитный. Эту историческую плавку вел лично Иевлев.
В 1943 году блестящий инженер и, безусловно, талантливый организатор производства Иван Иевлев получил первую награду – орден Трудового Красного Знамени. Годы работы в качестве начальника Большого электролитного цеха, главного инженера и начальника управления металлургическими заводами Норильского комбината отмечены орденами Ленина и Красной Звезды.
Приказом директора комбината от 10 января 1950 года он был освобожден от обязанностей заместителя главного инженера – главного металлурга комбината в связи с переводом на работу в Москву.

Нечеловеческое напряжение

Благодаря целой плеяде блестящих мончегорских специалистов в Норильск влились новые силы: высококвалифицированные строители, металлурги, обогатители, которые были так необходимы. И как здесь не вспомнить Ивана Симоновича Береснева, которому в юбилейный для никелевого завода год исполнилось бы 110 лет. В июле 1941-го Береснев был назначен заместителем главного инженера комбината.


Из автобиографии И.С.Береснева (1942 г.):
“Родился 21 сентября 1902 года в крестьянской семье в деревне Гаревской Кировской области. Из нашей семьи прожили безвыездно в деревне только родители. Хозяйство было подвергнуто раскулачиванию, но по жалобе отца это решение было отменено. Учение свое я начал в 1910 году и прошел его в следующем порядке: 1910–1913 гг. – земская школа в деревне, 1913–1920 гг.– школа II ступени в г. Котельниче, 1920–1927 гг. – Горный институт в Ленинграде. Работать начал с 1919 года, во время учебы в школе – на канцелярской работе, а во время учения в институте – на заводах и в металлургической лаборатории института, совмещая учение со службой”.



До Норильска послужной список Ивана Береснева был уже впечатляющим – мастер на заводе “Красный Выборжец” в Ленинграде, помощник директора Полевского медеплавильного завода, заместитель главного инженера Калотинского горно-заводского комбината в Свердловской области, главный металлург Средне-Уральского медеплавильного комбината, главный инженер и заместитель начальника медно-никелевого комбината “Североникель” в Мончегорске. В Норильске личным приказом Завенягина (тогда уже заместителя наркома внутренних дел) был назначен на должность главного инженера по эксплуатации, впоследствии стал главным инженером комбината.
При непосредственном участии Береснева развивалась и норильская металлургия. Это было непростое время – годы нечеловеческого напряжения, трудностей и большой ответственности за выполнение поставленных задач по вводу промышленных объектов и выпуску такой нужной стране продукции.
В 1943 году Иван Береснев был назначен главным инженером проекта комплекса БМЗ, совмещая эту работу с основными обязанностями. Уже в апреле 1943-го первые 16 блоков электролизных ванн никелевого завода были поставлены под загрузку. В 1944-м он стал главным металлургом комбината. С 1948-го (и до самого отъезда на работу в Ленинград в 1951 году) – главный инженер комбината. В 1949 году за работу по освоению  обогащения и металлургии в Норильске Иван Береснев был удостоен Сталинской премии.  Как вспоминает о Бересневе Алексей Борисович Логинов (тоже мончегорец, директор комбината в 1954–1957 годы): “Это был металлург экстра-класса, прекрасный инженер и организатор. Многие из нас, такие крупные металлурги, как Терпогосов, Иевлев, его ученики, принимали участие в создании никелевой и кобальтовой промышленности в Союзе. Бересневу по праву принадлежит одно из первых мест”.
Норильская биография Владимира Вагановича Терпогосова, одного из лучших учеников Береснева, также началась в самый разгар войны. Лично Панюков, старший лейтенант Госбезопасности, начальник комбината в те годы, вытребовал его у Москвы.
“Москва. ГУЛГМП. Захарову. Терпогосова… прошу направить в Норильск. Начальник комбината, старший лейтенант Госбезопасности Панюков.  15.XI.42 г.”
Владимир Ваганович – коренной владикавказец, родился в семье фотографа в 1914 году.


Из автобиографии Владимира  Вагановича Терпогосова (1947 год):
“Окончив семь классов, в 1929 году поступил чернорабочим на строительство фабрики… В 1930 году поступил учиться в фабрично-заводское училище при фабрике кинопленки “Союзкино” в г. Шостке. В 1930 году вступил в члены ВЛКСМ.
В сентябре 1932 года приехал в Москву для поступления в Государственный институт кинематографии. В институт меня не приняли из-за отсутствия мест в общежитии для иногородних… Работал чернорабочим на строительстве жилых домов…”



Не сбылась мечта Володи Терпогосова связать свою жизнь с кинематографией. Вместо этого судьба уготовила ему другой путь – весной 1938 года он вернулся в родной Владикавказ, где осенью поступил в Институт цветных металлов на металлургический факультет. После окончания института инженер-металлург согласно направлению приехал на работу в Мончегорск, где руководил обжиговым и плавильным цехами комбината “Североникель”, а незадолго до войны стал главным инженером. Когда началась война, все лето и осень руководил эвакуацией людей и оборудования комбината.
В Норильске сразу же был назначен начальником плавильного цеха БМЗ, затем – главным инженером БМЗ, а с 1951-го – главным инженером комбината, сменив на этом посту Береснева.  
Под руководством и при непосредственном участии Владимира Терпогосова была разработана оригинальная схема производства никеля из местных руд. Этот метод подразумевал раздельное получение никелевого и медного концентратов, что значительно упрощало дальнейший процесс получения этих металлов. Было трудно, приходилось совмещать работу на БМЗ с обязанностями по строительству других объектов, взаимодействию со службами ремонта, снабжения, транспорта. За досрочное строительство обогатительной и агломерационной фабрик Терпогосов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сегодня наш никелевый – один из крупнейших российских заводов по производству металла. Он по праву занимает свое особое место в структуре Норильского комбината, в том числе и благодаря тем, о ком мы сегодня рассказали. Благодаря их самоотверженному труду, их мужеству и героизму в самые страшные военные годы металл Родине поставлялся бесперебойно, а после войны он служил и служит мирным целям.
Владимир Ваганович ТЕРПОГОСОВ
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск