Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Недетский вопрос
ЗНАЙ НАШИХ!
20 мая 2013 года, 12:16
Текст: Елена ПОПОВА
Норильская лицеистка исследовала уникальную тему
 
Знаете ли вы, уважаемый читатель, как правильно назвать жителя Талнаха: талнахец или талнахчанин? А десятиклассница норильского лицея №3 Екатерина Булычева, ставшая лауреатом и победителем XX Всероссийских юношеских чтений имени В.И.Вернадского в Москве, без заминки ответит на этот вопрос.
Для лицея победа учащейся в мероприятии такого рода довольно значимое событие. И не только потому, что учебное заведение впервые приняло участие в очном туре Юношеских чтений. Катя Булычева стала в этом году единственной старшеклассницей в Красноярском крае, удостоенной медали В.И.Вернадского и звания лауреата.  
– Чтения являются завершающим этапом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, поддержанного Российской академией наук и Министерством образования и науки РФ, – объясняет мне учитель русского языка и литературы лицея №3 Светлана Юдина. – Это очень солидное мероприятие, получить награду на нем невероятно сложно!
С Катей Булычевой Светлана Максимовна занимается исследовательской работой уже два года. Под ее руководством девочка становилась победителем городской научно-практической конференции. Со второй десятиклассницей – Аленой Дудиной, также представлявшей свою работу на Юношеских чтениях, – год.
– В декабре научные работы Кати и Алены были отправлены в Москву, – рассказывает научный руководитель. – В итоге из 1750 представленных работ в ходе первого тура было отсеяно 500. Потом еще примерно столько же. В результате на очный тур весной этого года были приглашены авторы 818  работ. В их числе – наши лицеистки.
Гостей встречали юколой
– Мероприятие грандиозное! – подключается к разговору сопровождавшая девочек в поездке психолог учебного заведения Светлана Божко. – Естественно, дети волновались. Несмотря на то что это конкурс всероссийский, там были представлены еще 11 стран-участниц. В том числе Иран, Индия, Чехия…
Помимо лицеисток и учащихся сорок первой школы, выехавших на чтения В.И.Вернадского в первый раз, Норильск традиционно представляли дети из четвертой гимназии и первого лицея. Жили все в международном детском центре.
– В первый день у нас была регистрация и тренинг взаимодействия, где дети могли познакомиться, пообщаться друг с другом, – рассказывает Светлана Божко. – На второй день было запланировано одно из основных мероприятий – стендовая защита, которая проходила в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах. Наша задача была представить не только работы участниц конкурса, но и в целом регион. Поэтому мы нарядились в национальные костюмы, которые привезли с собой. Гостей угощали северным деликатесом – юколой, дарили календари с фотографиями Норильска, видеофильмы, книги о нашем городе. Катя и Алена также привезли в Москву специальную литературу о плато Путорана. Людей к нашему стенду подходило очень много! А это, по сути, и есть основная задача стендовой защиты – установить как можно больше контактов.
Девочкам из раза в раз приходилось заново проговаривать информацию. Как вынесли такую нагрузку хрупкие десятиклассницы? Непросто. Психолог показывает фотографию, сделанную сразу после стендовой защиты. На ней обессиленные лицеистки, уронившие головы на парты.
– Тем не менее норильчане выступили более чем достойно, – высказывает свое мнение Светлана Божко. – Внимание к нашим стендам было немалое. Костюмы вызывали неподдельный интерес. Из-за этого нас бесконечно фотографировали, снимали на видео. Когда было закрытие и показывали фильм по итогам чтений, девочки увидели там себя. Это было очень приятно! Лицеистки выглядели настолько ярко, что нас даже разыскали специалисты из международного отдела, чтобы пригласить на научно-практическую конференцию, посвященную толерантности, – “Страны мира: история и современность”. Это уже было в последний день нашего пребывания в Москве, поэтому прямо с конференции мы выехали в аэропорт – настолько было плотно расписано время. Но наши девочки и на этом мероприятии  очень хорошо себя показали, став победительницами.
Работа проблемная и уникальная
Какие работы представляли на Юношеских чтениях норильские лицеистки? Научный руководитель десятиклассниц рассказывает: Алена Дудина изучала фитонимы заповедника “Путоранский”.
– Специально для этого девочка побывала в заповеднике, где ей предоставили кадастр, фотографии растений, гербарии… После того как Алена создала свою базу исследования, она начала поиск слов по словарям. Проблема в том, что не во всех словарях можно найти те или иные названия растений, – объясняет суть работы Светлана Юдина. – Десятиклассница изучала ботанические атласы. Этимология и ботаника таким образом сплелись вместе. Юная исследовательница объяснила происхождение названий растений, обитающих на территории Норильска и Таймыра, плюс дала этимологию латинских названий. И сделала соответствующие выводы.
Катя Булычева готовила научную работу по теме “Этнохоронимическая карта Красноярья”.
– Ее задачей было исследовать 1538 административных единиц региона, провести кропотливую работу с фундаментальной научной литературой, чтобы узнать, как образуются этнохоронимы, то есть названия жителей определенной местности, – объясняет Светлана Юдина. – По сути, все названия населенных пунктов Красноярского края легли в основу исследования Кати.
За свою работу Алена Дудина получила на Юношеских чтениях диплом первой степени. Катя Булычева – медаль Вернадского, диплом лауреата и грамоты победителя сразу в двух номинациях – “За лучший доклад” и “За проблемность исследования”.
– Особенностью конкурса имени Вернадского является то, что все работы, независимо от того, допущены ли они во второй тур, получают квалифицированную рецензию, – объясняет Светлана Юдина. – То есть у детей есть возможность выслушать мнение ученого специалиста в своей области. А на Катину работу написали: исследование посвящено необычной, редкой для школьника теме и проведено на высоком уровне! Это тема, которой должны заниматься лингвисты, ученые…  По сути, Катина работа была уникальна. Что касается исследования Алены, то оно было схоже с работой школьницы из Ямало-Ненецкого автономного округа – про бионимы. Там тоже бралась за основу локальная единица – их населенный пункт. Только если мы рассматривали фитонимы, то они – бионимы, то есть названия растений, которые произошли от имени какого-либо ботаника. Например, ромашка Хукера.
– Суть этого конкурса заключалась в том, чтобы показать региональный компонент, – в свою очередь включается в разговор Светлана Божко. – То есть мы берем в качестве темы научной работы актуальные проблемы нашего региона. И, естественно, та работа, которая не только показывала самобытность того или иного региона, но еще и привносила элемент новизны, удостоилась самых высоких наград. Благодаря Катиному исследованию люди теперь смогут чему-то научиться.
Невероятная победа
– По этой причине ты выбрала эту тему? – вопрос десятикласснице Екатерине Булычевой.
– Для меня самой все это было необычайно интересно, – отвечает девочка. – Мне пришлось перерыть гору словарей, досконально проверить массу информации. Так как зачастую не знаешь, как правильно произнести название жителей того или иного населенного пункта.
– Нельзя сказать, что пришлось проверять информацию по словарям, – приходит на помощь ученице Светлана Юдина. – Я объясню. Проблема заключается в том, что в русском языке нет четкого правила образования этнохоронимов, есть только закономерности. Существует мизерное количество словарей, один из них – словарь-справочник “Русские названия жителей” (И.Л.Городецкая, Е.А.Левашов). И все. Вот как, по-вашему, правильно будет называть жителя Талнаха: талнахец или талнахчанин?
– Талнахчанин, – говорю я, мысленно прикидывая, что если выбрать первый вариант, то как же тогда называть жительницу Талнаха?
– Неправильно, – хором реагируют на мой ответ учитель и ученица. – Талнахец. Если населенный пункт заканчивается на согласный – добавляется суффикс -ец. А вот что касается жительницы Талнаха, то ее так и надо называть. Потому что от суффикса -ец не образуется форма женского рода. Норильск – другое дело. Слово заканчивается на -ск, поэтому добавляется -чанин: норильчанин. Согласно этим принципам нужно было провести работу по каждому слову. В словарях мы нашли подобные словообразовательные модели и проверили, насколько это сделали правильно. И так по каждому из почти 1538 слов. Очень кропотливая работа.  
Накануне презентации своего доклада, рассказывает Светлана Божко, Катя тяжело заболела. Однако десятиклассница ни на что не жаловалась. Отвечала на самые каверзные вопросы. И стала победителем. Учителя называют это одним словом – “невероятно”.
Победителю конкурса имени Вернадского, каковым является Катя Булычева, полагается президентская премия в размере 60 тысяч рублей. Однако из-за того, что норильчанка не участвовала в региональном этапе, Катя не получила этих денег. Тем не менее девочка не расстраивается.
– Это мой первый выезд с научной работой, – говорит Катя. – Для меня все было ново и интересно. Я счастлива, что у меня была возможность познакомиться с массой интересных людей, получить опыт участия в таком серьезном мероприятии и к тому же сразу достичь высокого результата. Я очень рада! И это плюс к моему дальнейшему поступлению в вуз.
Алена Дудина
Екатерина Булычева
Светлана Божко (справа) и Катя Булычева (слева) с гостьей стенда
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск