Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Новая эпоха в энергетике
Норильск в истории. История в Норильске
28 марта 2013 года, 13:20
Текст: Станислав СТРЮЧКОВ
В связи с открытием в начале 60-х годов богатейшего Талнахского месторождения и строительством рудников Правобережья возникла необходимость вплотную заняться развитием энергетики промрайона. Сжигать на тепловых электростанциях дизельное топливо или уголь стало крайне невыгодным. Для повышения эффективности производства и улучшения качества жизни норильчан нужен был природный газ, самое экономичное топливо в мире.
В феврале 1966 года геологами было разведано Мессояхское газовое месторождение, расположенное в 250 километрах к западу от Норильска. Его запасы составили более 50 миллиардов кубометров газа. 4 марта 1967 года на первой скважине Мессояхи, пробуренной рабочими Семеновской партии Красноярской конторы бурения, с глубины 815 метров был получен промышленный приток газа. Готовое к эксплуатации месторождение оставалось связать трубопроводом с Норильском. К строительству приступили еще до окончания геологоразведки и защиты запасов в госкомиссии.
Газ пошел!
В марте 1968 года министр газовой промышленности СССР подписал приказ о создании управления “Заполярьегаз” для строительства газопровода Мессояха – Норильск, а через некоторое время управление было преобразовано в производственное объединение “Норильскгазпром”.
В августе 1968 года на трассу газопровода высадились первые строители, а уже 29 октября были забиты первые сваи – опоры будущей газовой магистрали протяженностью 263 километра.
И сегодня нет сомнений в том, что ее сооружение стало беспримерным инженерным и трудовым подвигом. Строился газопровод механизированными колоннами сразу в нескольких местах. Кроме тракторов использовались и вертолеты Ми-6. На трассе одновременно расположились 450 вагончиков для строителей. Впервые в мировой практике газопровод возводили на свайных опорах! По пути его следования строители преодолели 85 водных преград. Среди них такие могучие реки, как Енисей, Большая и Малая Хета. Во время прокладки дюкера по дну Енисея стоял 50-градусный мороз, температура воды – минус два. В книге Владислава Толстова “Летопись Норильска” приводятся воспоминания участников строительства о том, как им приходилось работать. Первое, что делали, когда водолаз-монтажник появлялся на поверхности, – поливали его водой на морозе, чтобы из-за перепада температур не лопнуло стекло шлема.
Не было ни специальной техники, рассчитанной на эксплуатацию в условиях арктического холода, ни специальной одежды. Но люди не отступали и проложили  газопровод в рекордно короткие сроки: меньше чем за год. В июле 1969 года объект был построен. В конце октября начались предпусковые испытания самой северной в мире газовой магистрали, а 27 декабря на Мессояхе был зажжен первый газовый факел, газопровод приняла в эксплуатацию Государственная комиссия.
Специально к завершению строительства в Норильском Заполярном драматическом театре поставили спектакль “Последний стык”, посвященный героям Мессояхи. Его первыми зрителями стали бригады “Таймыртрубопроводстроя”.
27 июня 1970 года раздался гудок норильской ТЭЦ-1, возвестивший о том, что первый агрегат переведен на голубое топливо. С этого дня электроэнергия в Норильском промышленном районе почти на сто процентов вырабатывается за счет сжигания в печах теплоэлектростанций природного газа.
В теплоэнергетике Норильска это стало революционным событием. Коэффициент полезного действия агрегатов ТЭЦ повысился на четыре-шесть процентов. С освоением нового топлива были ликвидированы два тяжелых участка – топливоприготовления и золоудаления. Производительность труда на Норильском комбинате повысилась на 30 процентов. Кроме того, более восьми тысяч шахтеров, ранее добывавших каменный уголь, занялись добычей руды и производством цветных металлов.
Меньше чем через два года, в феврале 1972-го, в опытно-промышленную эксплуатацию было введено второе месторождение, разрабатываемое “Норильскгазпромом”, – Южно-Соленинское. В 1983 году – третье, Северо-Соленинское. Это было самое крупное из освоенных месторождений, но и его запасы оказались ограниченны. Вследствие чего появилась угроза для территории к 2001 году оказаться в отраслевом кризисе. Чтобы этого не допустить, разведчики недр активно начали новые исследовательские работы.
В 1995 году “Норильскгазпром” вышел на Пеляткинское газоконденсатное месторождение. Оно было признано самым большим и перспективным. Всего на этой площадке запланировано ввести в эксплуатацию 65 скважин. Было объявлено, что газ Пелятки позволит Большому Норильску не испытывать недостатка в энергоносителях как минимум 60 лет.
Выстояли
Значение голубого топлива для Норильского промышленного района каждый его житель по-настоящему понял, пожалуй, во время аварий на газопроводе, которых в истории НПР было несколько. Особенно масштабной явилась авария зимой 1979 года, когда взорвались обе нитки газопровода протяженностью 80 километров.
Та зима выдалась на редкость суровой. Температура воздуха в течение нескольких недель не поднималась выше 45 градусов мороза. В иные дни столбик термометра достигал отметки минус 56 градусов. Немецкие трубы на газопроводе Мессояха – Норильск не выдержали такого испытания и впервые за десять лет эксплуатации лопнули сразу в нескольких местах. Вечером 2 февраля произошла авария. Подача голубого топлива на ТЭЦ прекратилась.
Штаб по ликвидации аварии возглавили директор Норильского комбината Борис Колесников и первый секретарь горкома КПСС Борис Благих. Ликвидаторы работали круглосуточно. По городскому радио каждые 15 минут призывали экономить горячую воду и не включать отопительные приборы. Температура воздуха в жилых помещениях упала до 10–12 градусов, стены и подоконники покрылись льдом.
В школах объявили внеплановые каникулы, детсады закрыли. Люди берегли тепло всеми способами – завешивали окна одеялами, собирались в одной комнате или в кухне у печки. Но паники в городе не было, ни один спектакль или концерт не был отменен, в обычном режиме работали рестораны. Хотя в штабе по ликвидации аварии подсчитывали, на сколько часов может хватить резервного запаса дизтоплива, и разрабатывали план эвакуации детей на материк.
К счастью, этого не случилось, и в течение семи суток непрерывной работы ситуацию удалось стабилизировать. Газовики сумели оперативно сделать перемычку и “продавить” газ через конденсатопровод небольшого диаметра и подать на ТЭЦ топливо в минимальных объемах, для экстренных нужд. Это случилось в час ночи 9 февраля. 230-тысячный город облегченно вздохнул.  Показательно, что даже при полностью “посаженном” тепле ни один дом в Норильске не был разморожен!
 
При написании материала использованы документы архивов комбината и города, книги о Норильске, а также другие источники.
Профессионализм проверяется на практике
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск