Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Одна жизнь и долгие дела
Норильский хронограф
29 января 2010 года, 14:32
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В преддверии 75-летия Норильского комбината «ЗВ» возобновляет публикацию материалов под рубрикой «Норильский хронограф».
Открытие Норильска
29 января 1893 года родился человек, которого впоследствии назовут первооткрывателем Норильска.
Впервые в Норильские горы Николай Урванцев отправился через год после окончания горного отделения Томского технологического института, в 1919-м. Научное обеспечение этой экспедиции правительство Колчака доверило горному инженеру после совещания в Красноярске с участием представителей главы Сибирского правительства, на котором Александр Сотников доложил о возможности добычи угля в Норильске. Он же рекомендовал в экспедицию Урванцева, который еще студентом-старшекурсником обрабатывал геологический материал, собранный Сотниковым-младшим на Норильском месторождении. Потом в течение 10 лет каждый год в Норильск и на Таймыр отправлялись экспедиции под руководством Урванцева (или с непременным участием в них), которые подтвердили наличие не только угольных, но и медно-никелевых месторождений. Николай Урванцев даже поработал на их освоении, когда в 1942-м его привезли на Нулевой пикет уже в качестве зека Норильлага.
До ареста, перечеркнувшего на время все заслуги геолога, географа, ученого, Урванцев принял участие в Североземельской экспедиции и составил карту архипелага. Обошел на полугусеничных автомашинах северную часть Таймыра и получил степень доктора геологических наук (без защиты диссертации).
Первооткрывателя через три года освободили из Норильского лагеря, и до отъезда в 1956-м он трудился в геологическом управлении комбината.
Вернувшись в Ленинград, Урванцев вместе с женой, одним из организаторов норильской медицины, больше четверти века приезжал в Норильск и завещал похоронить себя в этом городе.  
 
Четыре девятки
30 января 1960 года в Норильске впервые в цветной металлургии была создана заводская экстракционная установка по получению кобальта высокой чистоты «К-0», отмеченная впоследствии золотой медалью ВДНХ.
Научный руководитель и шеф установки Лев Гиндин – один из первооткрывателей и создателей метода экстракции в гидрометаллургии – через два года возглавил  профильную лабораторию при Сибирском отделении академии наук в Новосибирске и стал организатором института «Гидроцветмет».
Процесс освоения установки длился почти полгода,  и первый чистый кобальт (четыре девятки) был получен только в апреле.
 
Первые почетные
31 января 1975 года первыми почетными гражданами Норильска стали геологи Николай Урванцев и Александр Воронцов, начальник Норильскснаба Владимир Всесвятский и медеплавильщик Александр Шереметов.
35 лет назад норильчанами никто из них уже не был. Урванцев жил в Ленинграде и работал в НИИ геологии Арктики. Воронцов, возглавлявший геологоразведочные работы Союззолота с 1930 года и Норильскстроя (1938–1945), главный инженер строительства при Матвееве, уехал из Норильска в 1945 году. «Генерал снабжения» Всесвятский в 1975-м получил назначение в московскую контору НГМК. Герой Социалистического Труда Шереметов перебрался в Шушенское.
 
Строили из своего
1 февраля 1956 года в Норильске создана центральная лаборатория строительных материалов, сыгравшая большую роль в становлении стройиндустрии северного города. Первое поколение из репрессированных специалистов, оставшихся в Норильске, занималось практически всем, в том числе и подготовкой кадров для заводских лабораторий. Все технологии отрабатывались сначала лабораторным путем. Сырьевая база Норильского промышленного района позволяла на месте производить практически все строительные материалы. Город возводился из местного кирпича, железобетона, газозолобетона, пока строительство не сократилось.
 
Человек-буксир
3 февраля 1983 года одному из портовых буксиров было присвоено имя скончавшегося в 1982-м бывшего начальника Норильского комбината Владимира Зверева.
В Норильск Зверев в первый раз приехал в составе комиссии, проверявшей работу Авраамия Завенягина, а вскоре вернулся на 18 лет. С 1940-го по 1948-й он занимал должность главного инженера комбината и еще шесть лет – начальника комбината и ИТЛ.
В историю города и комбината Владимир Зверев вошел как человек номер один в работе по возведению первой очереди комбината, еще по завенягинскому плану. Завенягин отстоял, а его зам и преемник (после Панюкова) осуществил полный цикл получения цветных металлов на 69-й параллели.
Последняя должность Владимира Зверева связана с атомным проектом, которым, как известно, занималось Министерство среднего машиностроения. Вспоминают, что и среди академиков он демонстрировал качества человека-буксира... В год 75-летия Норильского комбината его четвертому руководителю исполнилось бы 100.  
 
А могла бы стать «Авророй»
4 февраля 1971 года первых гостей – хоккеистов – приняла «Арктика».
Строительство спортивного комплекса длилось почти семь лет, с 1964 года. Когда в 1967-м на стройке начались сбои, директор комбината Владимир Долгих, сам теннисист и шахматист, стал каждый день проводить планерки.
Дворец спорта мог бы стать «Полярной звездой», «Авророй» или «Гагариным»... К счастью, выбирая название, руководители города и комбината остановились на «Арктике».
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск