Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Он вернулся
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
21 апреля 2011 года, 11:58
Текст: Юлия КОХ
Американский фантаст Говард Лавкрафт не был особенно популярен при жизни, но его произведения каким-то парадоксальным образом оставили глубочайший след в массовой культуре.
Немногие читали рассказы о древнем монстре по имени Ктулху, но его наводящее ужас имя ежеминутно всуе поминается в Интернете. Этот персонаж настолько прочно вошел в сознание всех любителей фантастики, что на западе уже давно считается хорошим тоном писать произведения по мотивам вселенной Лавкрафта. А недавно до этой благодатной темы добрались и отечественные писатели. Их рассказы вы найдете под яркой обложкой антологии “Возвращение Ктулху”.
 
Вивисекторша из Петербурга
“Возвращение…”, как и многие другие тематические сборники рассказов, отличается прежде всего своей разнородностью. Авторы, откликнувшиеся на призыв составителей, поняли свою задачу совершенно по-разному. Кто-то попытался дополнить перечень ужасных созданий Лавкрафта своими собственными монстрами, кто-то взялся за разработку вымышленных литературных памятников, способных составить достойную компанию знаменитому Некрономикону, а некоторые просто от души повеселились, предложив свою, неожиданную трактовку известных сюжетов. Удалым черным юмором отметилась пародия Владимира Аренева на современные высшие учебные заведения, чье зловещее название “Вкус к знаниям” полностью соответствует сути рассказа. Цикл “Легенды Аркхэма” Алексея Лебедева насквозь пронизан параллелями с первоисточником, да и по духу своему является типичным для жанра набором жутких происшествий в маленьком городке.
Среди множества подражаний можно выделить, пожалуй, добротную городскую фантастику Елены Хаецкой. Ее рассказ “Царица вод и осьминогов” раскрывает одну из сторон лавкрафтовского ужаса, а именно страх перед инопланетными существами. История инопланетной ученой-вивисекторши, прочно окопавшейся в славном городе Петербурге, отличается недосказанностью и какой-то особенной меланхоличностью. С большим чувством выписанные образы укрытого туманами города на Неве лишь усугубляют ощущение вселенской грусти, которое обрушивается на читателя. Если буква рассказа вполне соответствует первоисточнику (тут вам и пришельцы с другой планеты, похожие на морских гадов, и гигантский осьминог, и даже зловещие эксперименты), то атмосферу его вряд ли можно назвать подлинно лавкрафтовской. Нет здесь той перенасыщенности мрачными образами, того неудержимого нагнетания жути, которое отличало истории о Ктулху и его чудовищных “коллегах”. Эта история более лирична, а движущей силой выступает хоть и очень странная, но все же любовь.
 
“Мрачное убежище космического зла”
Пожалуй, наиболее точно дух произведений Лавкрафта удалось передать в своих рассказах Борису Лисицыну. При этом с точки зрения стилистики его тексты вызывают наибольшее количество нареканий. Этот страдающий неумеренной любовью к прилагательным автор явно нуждается в хорошей редактуре. Ему ничего не стоит в одном единственном предложении едва ли не подряд употребить такие эпитеты, как дикий, неведомый, противоестественный, нетронутый, враждебный. Стремление писателя произвести на нас впечатление не знает никакого удержу, рождая, к примеру, такие пафосные выражения, как “мрачное убежище космического зла”. Встречаются порой и просто неуклюжие словесные конструкции вроде “мой взгляд обшарил окружающее пространство”. Самое интересное, что, несмотря на все эти очевидные недостатки, запугивание Бориса Лисицына работает! Его рассказы едва ли не единственные в книге способны заставить читателя испытать то иррациональное беспокойство, которое вызывают угнетающие образы произведений Говарда Лавкрафта.
Впрочем, и другие авторы антологии сумеют пощекотать вам нервы, предлагая все новые и новые трактовки образа великого Ктулху и других древних чудовищ. Поклонники творчества Лавкрафта смогут пополнить пантеон божеств его мира парочкой новых любопытных экземпляров, а любители фантастики – присмотреться к новым перспективным авторам. Несмотря на отдельные недочеты, встречающиеся порой в представленных здесь рассказах, впечатление от сборника остается вполне приятное, а значит, можно с полным на то правом заявить, что “Возвращение Ктулху” удалось.
0

Читайте также в этом номере:

Идем в гору (Ален БУРНАШЕВ)
К победе – как бульдозер (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Норильск ушел под воду (Лариса ФЕДИШИНА)
К нам КИТ заплыл (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск