Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Плакат – не только мессидж
КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
31 марта 2008 года, 16:15
Текст: Марина БУШУЕВА
Благотворительный Фонд Михаила Прохорова открыл в Норильске программы по социальному плакату.
Социальный плакат отражает чувства и мировоззрение людей в определенное время. К счастью, в отличие от многих провинциальных городов Норильск не выпал из временного контекста. Социальные плакаты, которые сегодня украшают фасады домов по улице Комсомольской, отражают настроения норильчан в 2007 году. А те, которые их сменят, будут говорить уже языком года нынешнего.
 
Если у вас нету клуба
В рамках программы Фонд Прохорова открывает выставки, дает мастер-классы, организует лекции известных дизайнеров, проводит ежегодный конкурс на лучший социальный плакат для Норильска. В прошлом году тема конкурса звучала так: «Остров Норильск / Изолированный город». Тогда приз зрительских симпатий получила работа Ирины и Александра Соболевых «Норильск соединяет сердца». Нынешний конкурс организаторы решили посвятить теме человеческих отношений: «Теплые чувства в холодном климате».
– Нам хочется, чтобы в городе было больше позитива, а социальный плакат улучшал настроение, – говорит PR-директор Фонда Наталья Федянина. – Создавать позитив сложнее, нежели говорить о плохом.
С этим соглашается и один из лучших российских дизайнеров Игорь Гурович. Его называют революционером современного графического дизайна. Под руководством Гуровича создавались фирменный стиль Олимпийской сборной России, оформление Русской недели на экономическом форуме в Давосе, фирменный стиль Московского бьиеннале современного искусства. В Норильске дизайнер прочитал лекцию и провел мастер-класс для профессионалов.
Программа по социальному плакату реализуется не только в Норильске, но и в других городах России, но именно у нас она впервые приобрела новое звучание. «Дизайнеры всего мира мечтают о выставке своих работ под открытым небом. Благодаря Фонду Михаила Прохорова у норильчан есть возможность мечту реализовать», – говорит куратор программы Александра Санькова.
Четыре из девяти лучших работ прошлого года были выполнены дизайнерами рекламного агентства «Кактус». На открытии выставки присутствовал руководитель агентства фотохудожник Александр Харитонов. Он пообещал, что и в этом году его коллектив обязательно будет участвовать в проекте и планирует победить.
Обучающая программа для дизайнеров в рамках программы по социальному плакату Фонда Михаила Прохорова – одна из самых востребованных. Возможно, дело в индивидуальном подходе – люди это ценят, а может быть, «секрет» в том, что у норильских дизайнеров нет ни клуба по интересам, ни обучающих программ. Впрочем, Александра Санькова видит выход из сложившейся ситуации.
– В Швейцарии проходит графическая биеннале. Нам кажется, что это далеко, но на самом деле очень близко. Потому что большинство дизайнерских конкурсов интернациональны. Вы можете посылать свои работы в любой конец света и даже выиграть бесплатное обучение в известной школе дизайна. Но не менее важно и самообучение. Глядя на работы мастеров со всего мира, можно оценить свои силы.
 
Норильские интонации
В Норильской художественной галерее открылась выставка графических работ Игоря Гуровича и других участников дизайнерской студии OSTENGRUPPE «Плакат как способ жизни». Экспозиция продлится до 20 апреля.
…Проходишь мимо одних плакатов, задерживаешься у других. Что-то отвечает твоему сегодняшнему настроению, что-то «зацепит» завтра, что-то – никогда. И прав Гурович, когда говорит: плакат – это очень личное искусство. Согласна. Я, например, не готова говорить о себе всему свету, да еще когда тысячи студентов-психологов исследуют твой внутренний мир по рисункам. Игорь Гурович готов раскрыться.
– Своими плакатами мы говорим, что мир – личностный и мы не в плену стереотипов. Каждый из нас может «произнести» друг другу персонально ему адресованный текст. Тебе может не нравиться мое высказывание, но плакат оценивается другими категориями: свое – не свое.
– В чем социальная функция плаката?
– Город – очень хорошая площадка для личных высказываний. В Москве тексты одни, в Норильске другие, в Париже третьи. Интересно знать, в каком городе какие люди живут, и не страшно, что им твоя работа не понравится, что камень кинут, потому что в этом и есть социальная функция.
– А ваш город какой?
– Я очень люблю Москву, как, наверное, любой мигрант. В Москве всегда был городской плакат. Были Бурлюк, Маяковский и много дико смешных и очень хороших ребят. К сожалению, сегодня так изменилась система коммуникаций, что городской плакат стал не очень востребованным.
Из северных городов могу назвать Хельсинки – там абсолютно свой, очень оригинальный язык, отличный от мирового языка. Город мало отличается от моей родной Риги, но по графическому языку Хельсинки совсем другой. От этого он очень выигрывает.
– Нужен ли конкурс социального плаката в Норильске?
– Бизнес, которым мы занимаемся, – последний цеховой красивый бизнес, и чем больше тут персонажей, тем лучше для бизнеса. Персонажи появляются  только тогда, когда они пытаются сформулировать свое собственное высказывание. Этот конкурс очень важен для профессии и еще более важен для Норильска, потому город должен иметь не только дома, улицы и машины, но и собственный язык. Чтобы можно было сказать – вот в Риге это сказали бы так, а в Норильске – так. Плакат – это не только мессидж, это еще интонация.
– У вас есть любимый плакат Гуровича?
– Мой любимый плакат – последний. Потому что жизнь меняется и хочется говорить про другое. Раньше все время хотелось революции, а недавно перехотелось. Мне все-таки 41 год. Хочется не призывать к топору, а говорить о чем-то личном, поэтому изменились язык, интонация, пластический образ.
– О чем спрашивают посетители ваших выставок в разных странах?
– Европейцы не верят, что в России может быть такое европейское дизайн-бюро, как OSTENGRUPPE. Россияне говорят, что они не представляли, что в дизайне можно быть свободным.
– Что, по-вашему, свобода?
– Никто не позволит тебе быть свободным, если ты сам себе не позволишь. Своими плакатами мы говорим, что свободны. В нашей работе нет Путина, власти. А есть конкретный человек – я или другой член OSTENGRUPPE, который говорит о своих переживаниях, любви, привязанностях.
– А как же деньги?
– У меня было несколько предложений государственно-социальных, я от них отказался, несмотря на большие гонорары. Хотя занимаюсь бизнесом и зарабатываю деньги, но есть какие-то вещи, которые существуют вне контекста денег. Есть темы, за которые не возьмусь даже за большие деньги. Мой статус позволяет от чего-то отказываться.
– Какие работы представлены на этой выставке?
– Эти работы – лаборатория. Здесь мы применяем новые техники, а в последствии используем их в наших коммерческих проектах. Сама работа делается недолго –  даже эскизы для олимпийской сборной были разработаны в течение полутора часов. У нашего агентства есть правило – вначале придумывается история. Она должна быть хорошей и отвечать всем требованиям заказчика, и только потом мы беремся за воплощение истории в графике.
На норильской выставке представлены проекты, которые мы не можем выполнить в рамках коммерческих заказов. Все эти работы сделаны студией в течение последних восьми лет для культурной институции «Дом», и практически каждый из них несет в себе социальную функцию.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск