Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Рожденные в военном лихолетье
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ, ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
16 мая 2013 года, 19:39
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Завтра, 17 мая, норильская полиция отметит свой 72-й день рождения. Точка отсчета – создание в Норильске в 1941 году отряда поселковой милиции.
Впрочем, в документах Норильскстроя за 1930–1932 годы среди приказов, протоколов и отчетов есть договор об откомандировании из Туруханска отряда ведомственной милиции на Норильский рудник для его охраны. При этом управление рудника брало на себя все обязательства по проживанию, оплате труда, обмундированию и даже страхованию жизни милиционеров на случай смерти или инвалидности, а также все административные расходы.
Своя милиция сбережет
С увеличением численности Норильскстроя росла и преступность, одного отряда ведомственной охраны уже было явно недостаточно. Потому что, несмотря на суровость законов и устрашающие меры воздействия на нарушителей режима, росли случаи хулиганства, злоупотреблений лицами, ответственными за содержание складов (товарно-продуктовых, динамитного, склада лесоматериалов), нередки были факты порчи бурового оборудования. Да и для охраны жизни граждан требовалась милиция.
И вот в апреле 1941 года был подписан приказ по Норильскому лагерю НКВД №44:
“Начальнику военизированной охраны Норильского комбината тов. Клюшеву с 15 апреля 1941 года зачислить на котловое довольствие работников милиции поселка Норильск в количестве 10 человек на правах бойцов охраны”.
А 17 мая 1941-го был подписан уже приказ по МВД СССР о создании в Норильске милиции.
Для борьбы с разгулом преступности в поселке часть бойцов военизированной охраны были прикомандированы к поселковой милиции в качестве постовых. Начальником оперативно-чекистского отдела тов. Островским и начальником милиции тов. Кокориным была определена дислокация постов.
Было гладко... на бумаге
Тем не менее рейды по проверке документов и задержанию подозрительных лиц, обходы в зонах оцепления, контроль за предотвращением контактов заключенных с вольнонаемными не принесли ожидаемых результатов.
“Случаи хулиганства и ограбления населения продолжают расти, а решительной борьбы с этими проявлениями не ведется”, – говорится в приказе от 27 марта 1945 года. В связи с этим начальник Норильского комбината НКВД СССР  тов. Панюков предписывает о временном, сроком на шесть месяцев, прикомандировании шести бойцов из военизированной охраны к поселковой милиции “для использования в качестве постовых”.
Отделу кадров комбината в месячный срок приказано оказать помощь поселковой милиции в укомплектовании личного состава милиции “до полной штатной положенности”. Кроме того, председателю окружкома профсоюзов Литвинову, председателю поссовета Туманишвили и заместителю начальника комбината по политработе Геращенко в течение десяти дней приказано организовать в Норильске особый отдел милиции, “Осодмил”. Для работы в нем необходимо было привлекать лучших комсомольцев и профсоюзных активистов. Для постовых милиционеров предписывалось за неделю за счет ВОХР пошить форменную одежду, а вот сапоги должны были выдать за счет рудника.
Также для снижения криминогенной обстановки этим же приказом была запрещена продажа спиртных напитков в магазинах на рудниках открытых работ (РОР). Регулярно должны были проводиться тщательные обыски на вахтах заключенных, возвращающихся в лагерь. Заключенные, самовольно ушедшие из-под конвоя, считались совершившими побег и передавались для дальнейших разбирательств в оперативно-чекистский отдел. Приговоры по таким делам должны были публиковаться в печати. Наиболее злостных заключенных водворяли в Каларгон или передавали суду.
Кроме того, ответственным лицам было предписано разработать “мероприятия общественного порядка по борьбе с хулиганством, используя для этого газету “За металл”, трансляционную сеть и показательные судебные процессы”.
Приказ – не отступать
Но уже в сентябре стало понятно, что этих мер недостаточно. В приказе Панюкова от 14 сентября 1945 года говорится:
“Основные моменты мартовского решения не выполнены, борьба со злом практически отсутствовала. В результате за десять дней сентября размеры преступности приняли угрожающие размеры. Поселковая милиция оказалась неподготовленной для эффективной борьбы с хулиганами и грабителями”.
Бороться с преступностью было некому – из 14 человек, предусмотренных в штате, фактически служили два милиционера. “Осодмил” так и не был создан.
На расширенном совещании руководства комбината было принято решение о дополнительном укомплектовании личного состава милиции бойцами ВОХР в недельный срок. Было установлено конное патрулирование улиц, для чего начальнику отдела гужевого транспорта предписывалось выделить десять лошадей. Совместно с начальником Политотдела майором Козловским, заместителем начальника лагеря по режиму и охране майором Копыловым, начальником поселковой милиции, прокуратурой Норильлага и поселковым советом был разработан план по борьбе с преступностью.
К облавам и проверке документов добавились штрафование за нарушение общественного порядка и разъяснительная работа среди населения. Для облегчения работы милиции к 5 октября 1945 года на всех домах были установлены таблички с нумерацией домов и наименованиями улиц, закончена прописка всех проживающих в Норильске вольнонаемных граждан. Комендантов общежитий и дворников обязали оказывать милиции полное содействие по выявлению хулиганов и других нарушителей. В сентябре особый отдел милиции с привлечением добровольцев из числа комсомольцев был все-таки организован.
Не сразу все устроилось    
А уже к июню следующего года в Норильске было организовано пять постоянно действующих милицейских постов.  
Из решения начальника комбината №99 от 29 июня 1946 года “Об организации милицейских постов”:
“В целях упорядочения уличного движения в поселке Норильск и организации наблюдения за порядком в общественных местах поселка в соответствии с разрешением заместителя министра внутренних дел СССР генерал-лейтенанта Завенягина А.П. от 15 июня 1946 года:
Организовать в поселке Норильск пять постоянно действующих милицейских постов с отнесением всех расходов по их содержанию за счет комбината по смете ВОХР.
Административно подчинить посты начальнику поселковой милиции младшему лейтенанту тов. Ткачеву И.М.”.
В распоряжение лейтенанта Ткачева из вольнонаемного состава были отобраны 20 добровольцев для работы постовыми милиционерами. Новоиспеченные стражи порядка были снабжены форменной одеждой и необходимым снаряжением, для нуждающихся в жилье организовали общежитие.
Отдельное здание поселковой милиции появилось в Норильске лишь в ноябре 1946 года. Милиционерам отдали здание, в котором раньше размещался штаб военизированной охраны, а последний переселили в военный городок. Начальнику Жилстроя тов. Ершову до 20 ноября 1946 года было приказано окончить строительство дома №18 в районе ВЭС для расселения в нем семейных стрелков военизированной охраны, проживавших ранее в военном городке.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск