Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Счастливая мельница
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
13 июня 2012 года, 15:50
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Уникальный ремонт закончили на Талнахской обогатительной фабрике специалисты треста по ремонту и обслуживанию основных фондов ТОФ ПООФ производственного объединения “Норильскремонт” ООО “Норильскникельремонт”. Впервые сборка основных узлов большой шаровой мельницы №13 была произведена не на производственной площадке завода-изготовителя, а в условиях работающего измельчительно-флотационного цеха.

Что такое цапфа?

Немецкое слово “цапфа” имеет несколько переводов. В своем техническом значении – это втулка, шейка, стержень. Общепринято, что цапфа – это часть вала или оси, опирающаяся на подшипник. Цапфы есть в механизме наручных часов, в железнодорожных колесах, в турбинах электростанций. Все дело в размерах. Если в изящных механических часах цапфа весит миллиграммы, то в большой шаровой мельнице Талнахской обогатительной фабрики – 28 тонн. А вот требования к полировке опорной поверхности и той и другой детали почти одинаковые. Отклонения формы и размеров цапфы от заданных существенно влияют на работу механизма, поэтому она изготовляется с очень большой точностью. В шаровой мельнице цапфа – одна из основных деталей. Замену именно такой ключевой детали и произвели норильские ремонтники на ТОФ.

Ремонту – время, замене – час

Меняли не только цапфу. Помимо этого произвели текущий ремонт шаровой мельницы с демонтажом торцевой разгрузочной стенки, или, в просторечии, крышки. Уникальность операции, проведенной на ТОФ, заключалась в том, что обычно соединение цапфы с торцевой разгрузочной стенкой производят в термических печах завода-изготовителя, позволяющих с высокой точностью произвести сборку. С целью экономии времени и средств на этот раз замена опорной части шаровой мельницы была произведена в условиях действующего цеха. Сама же цапфа была изготовлена на Новокраматорском машиностроительном заводе и доставлена на ТОФ железнодорожным и морским транспортом.
– Монтаж цапфы занял чуть больше часа, – рассказывает управляющий трестом по ремонту и обслуживанию основных фондов ТОФ ПО “Норильскремонт” Владимир Витман. – Но подготовка этой операции заняла гораздо больше времени. Пятнадцать суток ушло на комплекс работ по демонтажу торцевой разгрузочной стенки, 19 смен затратили на демонтаж самой цапфы. Три месяца заняло изготовление цапфы и ее доставка в Норильск, в это время велись подготовительные работы к ее монтажу. А после того как ключевая деталь встала на свое посадочное место, еще 25 суток производилась сборка самой шаровой мельницы.

Ювелирная работа

Вся работа по ремонту шаровой мельницы №13 была непростой. Но два момента были из разряда тех, про которые говорят: ювелирная работа.
– При демонтаже цапфы надо было сохранить в целости посадочное место в торцевой разгрузочной стенке, – рассказывает Владимир Витман. – Поэтому на этой операции работали самые опытные электрогазосварщики – Олег Харитонов, Владимир Марчев, Максим Ронжин. Задача была выполнена блестяще. Вообще, в том, что уникальная операция по замене важной детали смогла состояться, заслуга не только нашего треста. Хорошо поработал техотдел ПО “Норильскремонт”, подготовивший проект производства работ, и специализированное управление огнеупорных работ, выполнявшее футеровку, а также электроремонтный цех, изготовивший нагревательные элементы подогревателя. “Норильскпроект” разрабатывал проект электрического подогревателя для выполнения нагрева торцевой разгрузочной стенки, а механический завод изготовил его. Свой немалый вклад внесло управление главного механика Заполярного филиала и отдел главного механика Талнахской обогатительной фабрики.    
Для того чтобы измерить посадочное место и заказать в Краматорске цапфу необходимых размеров, механический завод специально приобрел штангенциркуль и нутромер больших размеров, до этого необходимости производить такие измерения не было. Посадочное место цапфы имеет диаметр 2600 миллиметров, больше двух с половиной метров – косая сажень. А точность изготовления должна быть до сотых долей миллиметра. Приходилось принимать во внимание и линейное расширение при разогреве. Когда цапфа и посадочное место имеют одинаковую температуру, они должны плотно, на молекулярном уровне, прилипать друг к другу – в этом смысл напрессовки “на горячую”. Когда цапфа холодная, а посадочное место разогрето, по диаметру – внутреннему для посадочного места и внешнему для цапфы – должен образоваться минимальный зазор, который позволит установить деталь на место. Когда детали приобретут одинаковую температуру, произойдет напрессовка. Представляете, какая точность потребовалась от крановщика, подававшего цапфу, и ассистирующих ему стропальщиков?! Вот и еще один момент, который можно назвать ювелирной работой. Выполнила ее крановщица участка №146 ТРООФ ТОФ ПО “Норильскремонт” Татьяна Зиновьева под руководством прораба, ответственного за безопасное производство работ кранами Сослана Тотоева. Малейший перекос мог свести всю работу на нет. Но, несмотря на свой тринадцатый технологический номер, шаровая мельница оказалась счастливой. Благодаря слаженной работе десятков специалистов.

Модернизация продолжается

Копеечка для компании сэкономлена изрядная. По предварительным оценкам – 15 миллионов рублей. Еще более изрядной получилась экономия времени. Изготовление цапфы на Новокраматорском машиностроительном заводе заняло два месяца. А вот цапфу в сборе с торцевой разгрузочной стенкой на заводе брались выполнить только за полгода.
Руководил всеми работами по ремонту шаровой мельницы №13 прораб участка №52 треста по ремонту и обслуживанию основных фондов ТОФ  Сослан Тотоев. Отлично справились со своими задачами руководители смен Олег Тарасенко и Сергей Максимов, бригадиры Виктор Малеваный, Мазай Гасанов, Владимир Шабалин. Показали высокий профессионализм слесари-ремонтники Александр Горяев, Вахид Мирзоев, Максим Макаров, Сослан Кабалоев.
Трест по ремонту и обслуживанию основных фондов ТОФ ПО “Норильскремонт” выполняет на Талнахской обогатительной фабрике все виды ремонтов. В его ведении   – энергетическое и механотехнологическое оборудование, обслуживание пылевентиляционных систем. Сложные ремонты здесь приходится выполнять часто, а что касается шаровых мельниц, то их плановые остановки и ремонт происходят регулярно, ведь назначение этих важных в технологической цепочке агрегатов – измельчение твердой руды, что приводит к быстрому износу основных узлов. Всего на ТОФ работают две большие шаровые мельницы №12 и №13, перерабатывающие по 250 тонн руды в час, пять средних рудных и семь средних песковых производительностью 160 тонн руды в час. Большое хозяйство постоянно нуждается в квалифицированном обслуживании и ремонтах. Только в мае было планово отремонтировано шесть шаровых мельниц. Каждый день перед ремонтниками стоят серьезные задачи.
Владимир Витман: “Важна точность расчета”
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск