Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Спецконтроль для козла
ИЗ ПОЧТЫ “ЗВ”
3 июня 2008 года, 14:40
Фото: из архива "ЗВ"
Степану Химченко 90 лет. Сейчас он живет в городе Каменске Ростовской области. В Норильске прожил 50. К юбилею города Степан Федорович прислал в редакцию две истории из жизни норильчан старшего поколения.  
Подводная лодка
Победу ковали не только на передовой, но и в далеком заполярном Норильске. Мне, теперь уже девяностолетнему старику, довелось трудиться в управлении «Высоковольтные  электрические сети» с самого начала организации всей энергосистемы города.
Жили мы тогда в балках, без удобств, были сложности с  питанием, но трудились иногда сутками, без сна и отдыха. Причем значительную часть населения представляли бывшие или настоящие заключенные граждане великой страны.
Всем нам нужна была Победа. Мы ковали ее в тылу. В армию из Норильска брали только ребят с воинским званием или молодых парней без специальности. Остальные имели бронь. Город рос не по дням, а по часам. Заканчивали возводить ТЭЦ, строили БМЗ, обогатительную фабрику, жилье. Мне кажется, теперь так не работают!
У меня тоже была бронь. Я работал хоть и рядовым электромонтером, но шестого разряда, и всегда ждал вызова в военкомат. Вдруг – повестка.
Прихожу в военкомат, а там сидят еще два электромонтера с других предприятий и молодой лейтенант, которого потом мы стали называть дядей Колей. Всех нас прямо из военкомата отправили в аэропорт Надежда.
Летели мы долго, не зная куда. Приземлились на Диксоне. Встречать нас никто не встречал. Было поздно. Какой-то добрый человек подсказал: идите, мол, в хлебопекарню, там есть работа и ночлег. В пекарне мы стали заготавливать дрова, за что дядя Коля принес нам булку хлеба. До утра прокоротали время в котельной.
Утром нас встретил представитель военкомата Диксона.  Первое, что он предложил, – расписаться в том, что мы будем выполнять работу совершенно секретную и не имеем права разглашать информацию. Мы расписались по два раза.
После этого нам показали работу на материковой части Диксона: строительство электролинии в сторону моря. Оно было уже начато, нашей задачей было завершить начатое. Уже стояли опоры (столбы), на земле валялись провода. Мы приступили к работе.
Дядя Коля приказал мне подняться наверх и набросить провода (три фазы) на крючья этих опор. Другие электромонтеры  остались на земле и подавали мне провода.
Со столба мне было видно море. Вдруг я услышал шипение с той стороны и почувствовал удар тока, хотя линия, разумеется,  была отключена. Я потерял сознание, но остался висеть на поясе.  Очнулся  в больнице Норильска. Еще толком не успел прийти в себя, как увидел у своей кровати сотрудника КГБ, который строго предупредил: «О случившемся – молчать!»
Оказалось, к берегу Диксона подошла немецкая подводная лодка и много беды наделала жителям острова. Я получил ранение под левую руку, а на груди пуля вышла, не задев внутренности. Это было в 1943 году.
Дядю Колю и двух молодых ребят я больше никогда не видел.  В 1944 году встретил в только что открывшемся горно-металлургическом техникуме хромого студента. Узнав, что он с  Диксона, я необдуманно спросил: «Что, подводная лодка виновата?» Он строго ответил: «Ты подписывал обязательство? Вот и молчи!»
Сейчас я могу снять с себя обет молчания. Что на острове произошло, давно всем известно.  
 
Коза для ребенка
Были и смешные события в моей норильской жизни.
Когда у нас с женой родилась первая дочь, с питанием в городе было неважно, а молока вовсе не было, хотя детям полагалось по пол-литра в день. Родилась мысль купить козу.
Своей идеей я поделился с соседом по балку Гошей. Мол, поедем и купим коз. Первое, что я услышал от него: « О, падло (было у него такое слово-паразит), а куда?» – «В Игарку». – «О, падло, поедем».
Без труда мы оказались в Дудинке и взяли билет третьего класса на пароход «Иосиф Сталин». Прибыв в пункт назначения, поднялись наверх и вскоре убедились, что коз в Игарке нет. И никогда не было.
«Гоша, – говорю я, – едем в Красноярск». И слышу в ответ: «У, падло, поедем». Но спустившись вниз, мы услышали три гудка «Иосифа Сталина». Он отправился в Красноярск без нас.
Что делать? А вон стоит колесный, а не винтовой пароход «Мария Ульянова». Устроились на голом полу и вдруг увидели, как с  рядом стоящего плота разгружают доски. Я возьми и предложи Гоше: «Ты перескочи на плот (а расстояние до него 1–1,5 метра) и возьми 2–3 доски. Устроим на чемоданах постель и будем плыть с комфортом». – «У, падло, я сейчас».
Гоша принес доски, и мы устроили на своих чемоданах кровать. Нашими соседками оказались две молодые женщины, которые, отбыв наказание в Норильлаге, возвращались домой, в Красноярск. Они услышали, как я его называю, и просят: «Гоша, достань и нам пару досточек». – «У, падло, сейчас».
С разгона Гоша прыгает на мокрый деревянный плот… Поскользнулся и… уже плещется в Енисее! Выскочил он быстро, но промок изрядно. Подав руки, пассажиры вытащили его из воды. Но и это было не последнее происшествие в поиске окаянных коз.
Приехав в Красноярск, мы сразу же нашли бабулю, которая продала нам нужный товар, а именно: дойную козу, двух молодых  козочек и, конечно, козла. Всего их было четыре штуки. Теперь проблема:  как доставить это стадо в Норильск? Не сложно оказалось взять для всех нас билеты. Сложнее – пройти спецконтроль.
Капитан наотрез отказался брать коз на пассажирский пароход, который в тот момент загружал товар в трюмы. Долго я упрашивал его, наконец добился своего. Капитан согласился: «Ждите конца загрузки, возьмем и вас».
Козы и козел стояли привязанные в 30–40 метрах от парохода. Я присел рядом. Смотрел-смотрел, как рабочие грузят в трюмы продукты, вещи и мебель, и уснул. Проснулся, слышу: шум,  крик. Оказалось, козел перегрыз веревку и по трапу пошел на второй этаж парохода. Ей богу, к самому капитану!
Мне досталось тогда изрядно, но коз я все же погрузил. Мы с   Гошей первыми привезли коз в Норильск.
0

Читайте также в этом номере:

Гонка с губернатором-2 (Сергей МОГЛОВЕЦ, Дудинка – Хатанга – Игарка – Красноярск – Норильск)
Проверили каждую цифру (Инна ШИМОЛИНА)
Юбилей: время решать проблемы (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Целуй девку, молодец! (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск