Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Учитель в спортивной форме
Штрихи к портрету
17 января 2011 года, 16:10
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Преподаватель физкультуры гимназии №9 Вадим Фатеев не попросит школьный дневник, чтобы высказать в нем претензии к нерадивому ученику. Его метод воздействия на воспитанников – обращение к доброй эллинской школе, где учитель – живой пример, а ученик – подражатель, стремящийся во всем на него походить. На вопрос, что необходимо, чтобы пробудить в детях любовь к спорту, у Вадима один ответ: самому быть спортсменом.
Пока у 6а класса идет разминка, корреспонденты “Заполярного вестника” сидят на скамейке и знакомятся со школьной программой по физкультуре. Заехать домой за сменкой нам как-то в голову не пришло. А у ребят на повестке дня игра, известная как пионербол. Знаем такую, а как же. В спортзале царит звонкое оживление, но броуновским движением происходящее не назовешь – дети выполняют упражнения синхронно, в определенной последовательности.
– В разминке я могу не участвовать, – признается Вадим. – Первый этап занятий у многих преподавателей возведен в ранг ритуала. Ребята видят, что я за ними наблюдаю, стараются. Одобрение озвучиваю редко – мой предмет должна отличать дисциплина. Но настроения от детей не утаишь. Они отлично чувствуют, довольны ими или сердятся.  
 
Победы и отжимания
Тем, кто может без умиления наблюдать за детьми, хочется посоветовать заглянуть как-нибудь на школьный урок физкультуры – многое о себе узнаете. Неважно, какой вид спорта там проходят по программе. Волей к победе особенно отличаются малыши. В этом они вряд ли уступают профессиональным спортсменам. Для последних удача на площадке материализуется в конкретные блага: медали, гонорары, контракты. А у детей мотивация проста: победитель молодец, а проигравший… 20 отжиманий.
– А я отжался не 20, а 30, – обязательно доложит преподавателю кто-нибудь из ребят.
– А я 32, – тут же потянут за рукав.
– Вы же не проиграли? – удивится Вадим. – Зачем отжимаетесь?
– А мы про запас, – заявят ребята, довольные собой. Учитель промолчит, но настроения от ребят действительно не скроешь: приемов против детской проницательности психология пока не знает.
 
Вратарь Фатеев
Если бы мы переместились во времени, чтобы спросить у 12-летнего Вадима Фатеева, кем он хочет быть, когда вырастет, услышали бы такое: “Самым важным игроком мини-футбольной команды – вратарем!” Все мысли и чаяния будущего физрука когда-то были прочно связаны с “рамкой”.
– В мини-футбол я влюбился сразу, – говорит Вадим. – Пару лет искал свою позицию на поле. Но ни к одному из амплуа душой не прикипел, предпочитал быть универсалом. Однажды попробовал встать на ворота. Ответственность позиции пришлась по вкусу. Исход мини-футбольной встречи во многом зависит от вратаря. Разумеется, невозможно одному человеку полностью контролировать игру команды, но я решил для себя, что хочу это делать по максимуму. И буду.  
 
Большой мини-футбол
Мечта Вадима близилась к осуществлению. Из состава дубля “Норильского никеля”, куда Фатеев попал в 2003 году, юному вратарю открылась прямая дорога в мир профессионального спорта. Выездные матчи в составе сборной города только укрепляли надежду – форсировать Суперлигу, найти себе место и закрепиться в основном составе МФК.  
– Интенсивность тренировок росла, – говорит Вадим. – Мечтать было некогда. Я старался сохранять внутреннюю позицию типа будь что будет. Но это был скорее психологический прием, нацеленный на сохранение душевного покоя. Как ни крути, цель была вожделенной.
Возможно, мы бы не узнали Фатеева-учителя, если бы в 2006 году во время одного из матчей у Вадима не случилась травма спины. Атака противника была сорвана идеально – парированный мяч рикошетом от чужого игрока отправился в аут. Но вратарь не услышал заслуженных аплодисментов – все заглушила боль.
 
Встать и быть сильнее
Со стороны случившееся выглядело просто – небольшая рокировка в поле.  Мини-футбол как явление переживал разные потери, а игра всегда остается игрой. Для самого Вадима происходящее представлялось совсем иначе: любимому виду спорта, без которого не мог себя представить, несчастный случай зажег красный свет. Это была катастрофа, фактически погубившая детскую мечту. Но душевного кризиса с Фатеевым не случилось, хотя все, кто был “в теме”, ожидали и боялись именно этого. В силу вступил вариант, до этого считавшийся запасным, – учеба в педагогическом институте, куда Вадим “на всякий случай” сдал экзамены по окончании средней школы, вышла на первый план. Пройдет совсем немного времени, и Вадим признается себе, что желание воспитывать детей в нем было и в мини-футбольный период жизни. Просто думать об этом как-то не приходилось.
– Если человек не хрустнул, – говорит Вадим, – то сделался сильнее. Другого не дано. По-настоящему заглянуть в себя людям удается только тогда, когда наступает кризис. Я искренне удивился, когда осознал, что мне действительно интересно общаться с детьми. А сегодня даже не представляю, откуда бы еще я мог черпать столько позитива, сколько мне дарит каждый урок физкультуры.
 
Веский голос учителя
Вадим Фатеев любит свою работу. Вне зависимости от целевой аудитории (это могут быть и выпускные, и начальные классы) в школьном спортзале всегда царит дисциплина. Кричать молодому учителю не пристало. Чтобы успокоить распоясавшегося школяра, достаточно строго посмотреть на него. Но это крайность – к физруку дети относятся с глубоким уважением и стараются удивлять только в хорошем смысле слова. О сильном характере преподавателя свидетельствуют и спортивное телосложение, на котором никак не отразилась прошлая травма, и спокойная уверенность Вадима, которую чувствуют даже взрослые. Предпочтений любимой игре на уроках Вадим не делает. Говорит, что для общего физического развития с детьми достаточно работать по стандартам, утвержденным Министерством образования.
– Наработок хватает, – говорит Вадим, – но это уже, так сказать, специфика подачи основного материала. Свои особенности в работе с детьми есть у каждого преподавателя, независимо от предмета. Я уважаю коллег за их неравнодушие. Общаясь с детьми, эти добрые люди стремятся передать свой жизненный опыт. Это ценно.
 
Чемпионат – это хорошо
К счастью, мини-футбольные амбиции Вадима не исчезли бесследно – недавно на базе гимназии заработал мини-футбольный кружок. Угадайте, кто его инициатор? Ребятишки 9–10 лет, под присмотром Фатеева гоняют мячик, совершенствуют физическую форму, понемногу осваивая и понимая игру. Правда, на мини-футбольную встречу это действие пока не очень похоже – помимо стремления поразить ворота соперников ребята находят на поле и другие занятия, например устроить кучу-малу или над чем-нибудь похохотать. Еще совсем дети. Но Вадим их и не торопит. Обучать юных спортсменов тактике пока не время. Время внимательно наблюдать за первыми признаками таланта. От зоркого взгляда учителя такие вещи не ускользают.  
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск