Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В Норильске появятся коммуналки
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
30 августа 2012 года, 15:16
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Ежемесячно норильские судебные приставы перечисляют взыскателям  в среднем около восьми миллионов рублей. Цифра солидная. А между тем на исполнительном производстве сегодня находится  исполнительных документов на сумму еще более внушительную – 1 млрд 829 млн рублей. О том, каким образом судебные приставы  ведут работу с должниками, мы беседуем с начальником межрайонного отдела службы судебных приставов по г. Норильску Владимиром КУЗНЕЦОВЫМ.
– Владимир Иванович, с недавних пор в СМИ появились сообщения о том, что судебные приставы могут открыто размещать биометрические персональные данные человека (в том числе фотографии) без его согласия. Даже на баннерах. Насколько это реально у нас, в Норильске? Может ли использоваться такая практика?
– Я сам видел такие баннеры в других городах. В основном эти случаи касаются неплательщиков алиментов, к которым сегодня в обществе формируется особое отношение. Но мы в Норильске такое не практикуем. И дело даже не в том, что заказать баннер – удовольствие не из дешевых. Большинству должников безразличен вопрос, будет вывешена на всеобщее обозрение их фотография в городе или нет. Сознательности у них от этого не прибавится. А если кто-то желает стать поручителем в банке, занять определенную сумму денежных средств, всю информацию о должниках сегодня любой может узнать на сайте www.fssprus.ru. Данная информация является общедоступной.
– Открытое размещение персональных данных стимулом для погашения долгов не является. А что может им стать? Наложение приставами  ареста на банковскую карту должника?
– Безусловно, наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах (вкладах) должника, в том числе тех, куда перечисляются заработная плата и иные платежи, – мера очень действенная, так как списание денежных средств производится в полном объеме за исключением последних периодических платежей. Свежий пример: за большую задолженность по квартплате судебные приставы обратили взыскание на денежные средства на сумму более 180 тысяч рублей на банковской карте норильчанина. Должник, который сейчас находится в отпуске в Белоруссии, не смог воспользоваться денежными средствами. Граждане должны понимать, что одновременно с возбуждением исполнительного производства судебные приставы-исполнители имеют право наложить арест на денежные средства в целях обеспечения исковых требований – на общую сумму долга по исполнительному документу. Каковы могут быть последствия, особенно если человек находится в отпуске на материке, объяснять не надо. Особенно хочу обратить внимание на то, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется сторонам исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе. И даже если должник фактически не проживает по этому адресу, то в соответствии с действующим законодательством он все равно считается уведомленным надлежащим образом.
 
Раньше таких долгов не было
– Подобные ужесточения в законодательстве привели к тому, что люди начали задумываться о своих долгах? Или население пока инертно?

– Вы знаете, есть определенные изменения в лучшую сторону. Кто-то, конечно, предпочитает учиться на собственных ошибках, но определенная категория граждан  все же начала оплачивать долги, норильчане чаще стали обращаться в службу судебных приставов за информацией, есть у них задолженность или нет. Собственно, так, как это сегодня происходит во всем мире.
– То есть российские нормы законодательства приходят в соответствие…
– …с мировыми. Такая практика давно принята в Европе. Жители западных стран с детства знают, чем чреваты для них долги. А у нас, к сожалению, долгое время был другой менталитет. Оплачивать долги некоторые граждане все еще не привыкли. Тем более учитывая, что у нас большинство законов было принято в 90-е годы, да и сама служба судебных приставов в России вновь появилась только с января 1998 года.
– Вы хотите сказать, что в советское время долги не копили?
– В советские годы были судебные исполнители при суде, наделенные определенными полномочиями. Но тогда и проблем-то особых не было. Человек понимал, что будет, если он сегодня не заплатит. За это можно было понести уголовную ответственность. Единственное, что обнадеживает, – те пробелы, которые до сих пор были в законодательстве в отношении взыскания долгов, медленно, но постепенно исчезают. Например, появились ужесточения в статье 157 УК РФ, касающейся выплаты алиментов. Кроме того, сейчас Конституционный суд России вынес решение, согласно которому на единственное жилье должника также может быть обращено взыскание в виде наложения ареста (до сих пор закон запрещал это), и в дальнейшем оно может быть реализовано для погашения задолженности.
– То есть человека могут выселить на улицу?
– Не совсем так. В счет долга пойдет не установленная законом норма жилплощади. Если человек, проживающий, к примеру, один в трехкомнатной квартире, имеет большие долги перед управляющей компанией, все, кроме положенных ему по закону 20 квадратных метров жилой площади, может быть продано с торгов в счет погашения долга. Я думаю, это очень грамотное решение. Долги норильчан по ЖКУ составляют сегодня 415 млн рублей. Задумайтесь: почти полмиллиарда! Поэтому судебные приставы нашего отдела уже начали проводить работу в этом направлении. Будем накладывать аресты, в том числе и на единственное приватизированное жилье норильчан.
– В нашем городе такие прецеденты возможны?
– Да, до сих пор должники, имеющие единственную приватизированную квартиру, ничего не предпринимали, чтобы как-то разрешить ситуацию. А сегодня они вынуждены будут делать это, чтобы не оказаться как в коммуналке, деля с новоявленными соседями ванную комнату и кухню.
– Может быть, для материка это и нормально, но в Норильске звучит странно. Кто захочет жить в одной квартире с человеком, который, к примеру, ведет асоциальный образ жизни?
– В Норильске есть разные люди, поверьте мне. И разные ситуации. Есть определенная категория граждан, имеющих большую задолженность за жилищно-коммунальные услуги, люди проживают в трехкомнатной квартире, но при этом не могут продать нее. Реализация за долги жилплощади и переезд, к примеру, в однокомнатную квартиру для кого-то может стать выходом из данной ситуации.
– А как же выселения неплательщиков в кайерканские “гостинки”?
– Такая практика существовала в нашем городе, однако сейчас я таких исполнительных листов не вижу.
 
Давайте сотрудничать
– Моя коллега недавно общалась с представителями управляющей компании, которые ставили в упрек службе судебных приставов отсутствие расторопности в осуществлении решения суда. Дескать, есть постановление о взыскании долгов с квартиросъемщика, а до дела так и не дошло. Не хватает кадров?

– Раньше проблем с кадрами не было, а сейчас этот вопрос действительно остро стоит на повестке дня. Невысокая заработная плата. Притом что нагрузка на сотрудников очень высокая. У судебного пристава может быть по две-три тысячи исполнительных производств на исполнении. Разве это нормально? Физически все сразу сделать нереально. Что же касается управляющих компаний… Мы готовы с ними взаимодействовать. Давайте проведем совместное совещание со всеми управляющими компаниями. Составим график совместных работ. В законе ведь четко прописано: взыскатель может принимать участие в совершении исполнительских  действий и оказывать содействие. Опять же, пусть представители управляющих компаний посмотрят, что представляет собой имущество, на которое возможно обращение взыскания, у квартиросъемщика-должника. Один телевизор, который вряд ли продашь?
– Но ведь вы чуть раньше рассказывали, что с должника можно взыскать часть жилплощади.
– Это норма, повторюсь, только-только вступила в силу. Механизм еще не отработан. Скорее всего, это будет выглядеть так: мы будем накладывать арест на жилье и рекомендовать взыскателю обратиться в суд за выделением доли. Потому что нам закон такого права не дает. Только после этого мы принудительно будем эту долю жилой собственности реализовывать.
 
Готовьте лодки, господа!
– Весной, сама была свидетелем, судебные приставы устраивали в аэропорту Норильск рейды по выявлению должников. Сейчас эту практику прекратили?

– Сейчас мы планируем построить нашу работу по-другому. Наверное, вы видели: в пункте досмотра стоит специальное оборудование, где сканируются все паспорта. По договоренности с администрацией такое же оборудование в самом ближайшем времени появится и у службы судебных приставов Норильска. Наши сотрудники будут находиться здесь же, рядом с сотрудником полиции, и проверять по базе данных должников. И так же встречать норильчан по прилете.  Сканирование много времени не отнимает, а для нас так будет проще – не нужно проводить рейды. Можно будет просто выставить в аэропорту постоянно действующий пост службы судебных приставов. Тем более что мы имеем право снимать пассажиров с рейса (судебный пристав- исполнитель выносит постановление о принудительном приводе, на основании которого судебный пристав по ОУПДС доставляет должника в отдел службы). Информацию о том, кто как передвигается по стране, мы получаем, активно взаимодействуя с норильской полицией. У нас постоянно идет обмен информацией. Недавний пример: из аэропорта в службу судебных приставов был доставлен норильчанин, в отношении которого было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя  об обеспечении принудительного привода. Кроме того, за шесть месяцев этого года 86 норильчанам судебные приставы ограничили право  выезда за пределы  РФ. И это только начало. Я думаю, в ближайшее время эти цифры станут намного больше.
– В качестве карательных мер в отношении должников как-то упоминался арест автомобилей…
– Ежемесячно судебные приставы накладывают арест как минимум на три-четыре машины. Но здесь проблема в чем… В большинстве случаев возникают потом сложности с реализацией транспортных средств. Состояние большинства из них оставляет желать лучшего. Поэтому мы – поскольку сезон еще позволяет – планируем  провести рейд по выявлению должников, имеющих моторные лодки и катера, и по дальнейшему аресту этого имущества. Согласуем данные меры с ГИМС.
– Владимир Иванович, последний вопрос. С гражданами, имеющими долги, все понятно. А как складывается на сегодня ситуация с пострадавшими пассажирами “Континента”?
– Граждане, у которых на руках есть решение  суда о взыскании долга с авиакомпании и возмещении им морального вреда, скорее всего, смогут получить только последнее. Да, авиакомпания “Континент” признана официально банкротом. Да, ее имущество будет реализовываться в рамках Закона “О банкротстве”. Но вы не забывайте, что авиаперевозчик имеет большие долги не только перед пассажирами, но также перед различными структурами (это четвертая очередь), перед собственными работниками по зарплате (вторая очередь). Появившиеся после продажи имущества “Континента” средства будут распределены пропорционально взысканным суммам. И если в одном случае речь может идти о нескольких десятках тысяч рублей, то в другом это может быть несколько миллионов. Что достанется пассажирам? Ноль целых одна десятая копейки? Моральный вред, который относится к долгам первой очереди, повторюсь, получить гораздо реальнее.
Работы у судебных приставов-исполнителей с каждым днем прибавляется
За долги можно лишиться последнего
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск