«Здравствуйте, ребята! Садитесь…»
ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ
11 марта 2009 года, 14:20 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Юлия КОСТИКОВА
|
Математику в школе принято считать одним из самых важных предметов. И многое в ее изучении зависит от начальной школы. Опираясь на опыт учебы в педагогическом колледже, я решила самостоятельно провести один такой урок в школе №13.
Выбор на эту школу пал не случайно. Известно, что в лицеях или гимназиях с математическим уклоном дети более подкованы в учебном плане. Но мне захотелось найти обычный класс, где математику ребятам преподают по традиционной программе «Школа России», без углубленного изучения предмета. Директор школы №13 Алексей Крошихин на мою просьбу «одолжить» мне на 45 минут класс с учениками согласился сразу. Я успокоила Алексея Геннадьевича тем, что уже имела дело с младшими школьниками на практике. Классный руководитель 4б Елена Долгозвяга дала мне учебник, дополнительные задания и назвала тему: «Скорость. Время. Расстояние». «Мы как раз изучаем новый материал, – объяснила Елена Витальевна. – Только из-за частых актировок у ребят было мало времени проработать тему в школе». Этим мне и предстояло заняться. Урок назначили на следующий день. Ударение не проблема В редакцию я вернулась окрыленная. Выстраивая план будущего урока, посоветовалась со знакомыми педагогами, поискала интересный материал в Интернете. Учебная составляющая появилась быстро. А вот с психологической частью оказалось сложнее. Я вела уроки только в первом классе, а здесь четвертый, да еще целых 20 человек. С разными характерами, привычками, именами… Я боялась их забыть или неправильно поставить ударение. Сакина, Аркадий, Гюлана, Ровшан, Олеся, Шафа… Напечатала карточки с именами, чтобы потом расставить по партам. Еще меня тревожило, смогу ли найти подход к ребятам. В назначенный день урок не состоялся. Помешала актировка по девятый класс. Младшие школьники ходят на занятия даже в актированные дни, пояснили в школе. Но только если уроки можно не посещать максимум по седьмой класс, и обязательно в сопровождении родителей. В моем случае – актировка по девятый – ученики остались дома. Урок перенесли на следующий день. Олень за активность На перемене нарядные ребятишки помогли мне раздать карточки с заданиями и приготовились к уроку. Елена Долгозвяга уступила учительское место и деликатно поинтересовалась, присутствовать ли ей на уроке. В итоге в классе из взрослых остались только мы с фотокорром Николаем Щипко. Вкратце обрисовав причину нашего визита, я решила настроить детей на позитив. Ребята взялись за руки и хором проговорили: «Доброе утро и солнцу, и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!» Глядя на то, как доброжелательно на меня смотрят школьники, отзываются и выполняют задания, я успокоилась. По легенде в гости к 4б пришел символ «Заполярного вестника» – северный олень. Мягкую игрушку мы усадили на стол. К концу урока она должна была достаться самому активному ученику (забегая вперед, скажем, что им оказался Амбарцум Паронян с первой парты слева). Первое задание – арифметический диктант. К доске вышла Саша Ярлыкова, а ее одноклассники писали в тетрадях. В моем плане-конспекте было много заданий разной сложности. В процессе стало ясно, что затягивать с этим этапом не стоит – ребятам удобнее работать коллективно. Мы повторили единицы меры, формулы нахождения скорости, времени, расстояния и перешли к задачам на карточках. Идея с определением скорости полета птиц школьников увлекла, и с заданием справились в два счета. Во время решения задачи из учебника дети самостоятельно записывали условие в тетради. Проходя между рядов, я наблюдала, все ли верно выполняется. Заметила, что при моем приближении ученики стараются прикрыть рукой написанное или низко склониться над тетрадью (видимо, стесняются). В течение урока постоянно вспоминала важную деталь: нужно следить за осанкой ребят. Несмотря на мои опасения по поводу взрослости учеников, физминутку класс воспринял на ура. Что интересно, в течение всего урока ребята вели себя тихо и внимательно слушали каждое слово. Ни разу не пришлось успокаивать класс. Спасибо Елене Витальевне. Думаю, на других уроках дети ведут себя так же. Математика в почете Больше всего ребятам понравилась задача про кошку, которая скрывалась от собаки. До конца урока оставалось пять минут. Предоставив детям право выбора, я спросила, какое задание они сами хотели бы выполнить напоследок: примеры, уравнения, задачи, диктант… «Физминутку!» – воскликнул 4б. Легко! Получив сладости от оленя, ребята отправились в столовую. Каждый попрощался со мной лично, что не могло не тронуть. Все-таки хорошо быть учителем, подумала я. Каждый день эти двадцать маленьких ребят тебя слушают, хотят чему-то научиться. Их искренность не может не подкупать. Мои мысли словно прочитала Елена Долгозвяга. Учитель с 17-летним стажем, она рассказала, как недавно столкнулась с проблемой выбора. Руководство гимназии №4 пригласило Елену Витальевну на работу. Она согласилась. Написала заявление об уходе, рассказала о решении своему классу. Дети даже нарисовали для нее прощальные открытки на память. Но… выгода новой работы омрачалась расставанием с 4б, с полюбившейся школой. – Конечно, интересно учить ребят с повышенным уровнем знаний, – говорит Елена Долгозвяга. – Только кто же будет работать с обычными детками? С моим классом? И она осталась. А дети после урока признались мне по секрету, что математика у них самый любимый предмет. |
0 | Твитнуть |