Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Что увез из Норильска Трюдо?
2 июля 2009 года, 16:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В том, что живопись – искусство вечное, корреспондент «ЗВ» убедилась в очередной раз, побывав в Норильской художественной галерее. В середине июня здесь открылась выставка работ из музейного собрания «Николай Лой и его школа».
Большинство из представленных на выставке работ (холст, картон, акварель, масло и бумага) пережили своих создателей. Год смерти автора (2004) проставлен рядом с годом рождения (1925)  на всех этикетках, сопровождающих работы народного художника России  Николая Лоя, и некоторых из тех, кого галерейные сотрудники отнесли к его ученикам. Я насчитала четырнадцать авторов. Вместе с учителем. Знакомые все имена. Из тех, кто учился в знаменитой лоевской изостудии, – Адам Ненштиль, Алексей Малинский, Алексей Саванин, Александр Абакумов. Остальные или учились в детской художественной школе, организатором которой также был Николай Лой, или работали вместе с ним в художественно-производственных мастерских.
Единственный
Почему бывший фронтовик, выпускник Харьковского художественного института, куда он поступил уже в зрелом возрасте, отправился на Крайний Север Лоя в свое время никто не спросил, а теперь уже поздно. В 1960-м, когда художник приехал в наш город, Норильскому комбинату исполнилось всего четверть века и он был на десять лет моложе новосела.
К счастью для закрытого города, талантливый живописец оказался не менее талантливым организатором. За два десятилетия жизни на Севере Лой сделал имя не только себе, но и норильской культуре, представляя ее на всероссийских и всесоюзных выставках и в центральных изданиях. В те годы в творческой среде была чрезвычайно популярна северная экзотика. Художники путешествовали на собачьих упряжках, на оленях, самолетами, ледоколами по Арктике. И в первых рядах был Николай Лой. Его работы не только экспонировались на многочисленных выставках, но и дарились высокопоставленным гостям Норильска, например премьер-министру Канады Трюдо, приезжавшему в заполярный город со своей молодой женой, и парижской газете «Юманите».
Похоже, что в нем до последних дней сохранялась уникальная энергия, которой хватало и на холст с бумагой, и на полотно жизни.  Долгие годы Николай Лой был единственным заслуженным художником РСФСР в Норильске и одним из немногих в крае. За год до смерти, уже в городе Славянске-на-Кубани, 78-летний художник получил звание народного. Пишут, что он – единственный народный  на Северном Кавказе.
Не стыдно
Тридцать лет назад, перед отъездом из Норильска, Лой подарил собрание своих работ городу. Прощальная выставка художника совпала с открытием нового здания галереи на Талнахской, 78, и основательно пополнила тогда еще очень скромные фонды галереи. Это был жест, подобный тем, что время от времени сегодня делают Зураб Церетели или Илья Глазунов.
Большая часть этих работ и составила экспозицию-2009. Живопись – в первом зале, акварелям, которые тоже следует отнести к живописи, а не к графике, отведен второй зал. Вообще акварельный зал – один из самых энергетически заряжающих. В нем полыхает знаменитое лоевское «Северное сияние», «Цветет кипрей», пробивается из-под снега «Тундровая верба»… И еще много других прекрасных явлений необыкновенной северной природы, схваченных и единственно верным движением перенесенных на бумагу. Акварелисты в Норильске были всегда. Но таких мощных работ в этой технике не было ни у кого.
По живописи и графике Лоя, между прочим, можно изучать историю Норильского промышленного района. Например, он запечатлел конкретное место рождения Талнаха. Те самые валуны, о которые споткнулись его первооткрыватели полвека назад. Работа висит в самом последнем зальчике…  
Не знаю, из каких соображений автор писал  «Место рождения» или «Дорогу на рудник», но через десятилетия эти холсты воспринимаются как художественный документ. Их ценность в том, что в них чувствуется аромат времени.
Не хочу умалять достоинств пейзажей и портретов других авторов, но на выставке я вдруг поняла, как много настоящего сумел сделать этот художник. И как хорошо, что при многообразии направлений в изобразительном искусстве есть традиционное, за которое не стыдно.
Сотрудники галереи планируют, что выставка будет работать все лето. А значит, будет возможность рассказать и о других ее авторах.
0

Читайте также в этом номере:

Покажут класс! (Екатерина СТЕПАНОВА)
Связь: есть перспективы (Татьяна РЫЧКОВА)
Дорогой гладкою… (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хорек-общественник (Татьяна РЫЧКОВА)
Наши годы летят незаметно (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск