Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Покруче Турции
15 июля 2009 года, 6:48
Текст: Ален БУРНАШЕВ
На девятом году жизни в Норильске я начал превращаться в туриста. В то время, как окрестности Норильска давным-давно изъезжены и исхожены, для меня сплав по Южному Ергалаху стал большущей неожиданностью и потрясающим впечатлением на всю жизнь, за что благодарен друзьям.
Впервые о сплаве я услышал зимой от коллеги-друга из «Заполярной правды» Светланы Гуниной. «Пойдем с нами на сплав по Ергалаху», – предложила она. «А легко», – был мой ответ. Я, наивный, думал, что все будет, как в прошлом году на Листвянке и Вальке. Естественно, что такое Ергалах, почему их два и куда они текут я приблизительно узнал за месяц до старта.
Пока же, начиная с весны, свое участие приходилось подтверждать еженедельно: состав команд уточнялся до последнего дня, свободных людей в Норильске, когда в городе сезон отпусков, найти оказалось делом сложным. К слову, и из редакции меня отпустили лишь за два дня до сплава, строго-настрого приказав возвращаться живым и здоровым.
Пока продолжался «конкурсный» набор, тем, кто идет в сплав «железно», дали рекомендации, чего и сколько брать.
К бою-походу готов
Список оказался несложным: одежда должна быть сухой и желательно непромокаемой, головной убор, теплые вещи и один запасной комплект одежды на случай внезапного и незапланированного купания.
Первыми в списке покупок оказались сапоги-«болотники». Другие модели и фасоны не принимались – глубина реки неизвестна, температура и скорость течения тоже, равно как и берега: глина или камень. Ну, не заядлый тундровик я!  Сапоги за 900 рублей нашлись на Центральном рынке. Зеленые и блестящие, они показались мне довольно тяжелыми. Зато выяснилось: они подходят к костюму для химической защиты. К сапогам отлично подошли и толстые шерстяные носки, купленные за 300 рублей на том же рынке. Следующей покупкой стала утепленная и непромокаемая кепка с ушами. Она спасала и от дневного солнца, и от пронизывающего северного ветра по вечерам.
После этого в рюкзак уместились: запасной комплект одежды, дождевик, закрывающий горло, и защищающий от ветра жилет, теплая фуфайка, легкие перчатки, кеды и носки. Дальше – жизненно необходимые кружка-ложка-миска-нож. Кулинарные специи, к которым привык каждый, рекомендовалось брать индивидуально.
Последними  в рюкзаке стали комплект батареек для фотоаппарата, набор разнокалиберных полиэтиленовых мешков, блок сигарет, мелочи санитарно-гигиенического назначения и «перекусы по вкусу» – разводимый водой фаст-фуд. Это требовалось для поддержания сил во время обеденных причаливаний, чтобы сэкономить время. Спальником и туристическим ковриком обеспечили друзья, жить предстояло в четырехместной палатке. После недолгих сборов я отправил организатором эсэмэску: «К бою-походу готов!».
Теперь, по опыту сплавов по Листвянке-Вальку и Ергалаху-Дудинке, уверен: перед следующим многодневным походом список обязательно пересмотрю.
Для окончательной готовности за неделю до сплава мы немного потренировались: привыкали ходить на катамаранах по озеру Долгому.
География, навигация, безопасность
Спонсором поездки традиционно выступили норильские спасатели – давние друзья туристов клуба «Таймыр». На двух «Уралах» они завезли нас к верховьям Южного Ергалаха, реки, впадающей в Дудинку. Есть еще Северный Ергалах, но он течет на север до реки Рыбной. Особенности металлургического производства сделали эту реку не совсем пригодной для туристических походов и сплавов. До Южного Ергалаха мы ехали 25–30 километров (об этом позже). По местным меркам недалеко, но туда я отправлялся впервые.
Главная особенность сплава – это близость города, основных его пунктов: «Надежды» и Алыкеля. Это не Турция или какой-нибудь российский город. У нас экстрима с лихвой, недалеко и, главное, недорого.
За то, что мы можем где-то потеряться, я не волновался. Главным на сплаве был Виталий Лежнев. Он и руководил нами (кричал: «Греби!» – на реке – или «Подъем!» – по утрам) на правах председателя клуба туристов «Таймыр», обеспечивал навигацию и безопасность. Виталик – сотрудник управления по делам ГОиЧС. Единственный, в общем, человек, для которого сплав стал и работой. Нет, спасать никого не приходилось, но ответственность за нас часто читалась у Виталика на лице.
Нам предстояло пройти примерно 150 километров на туристских катамаранах – четырех- и шестиместном. Каждый катамаран – два здоровенных надувных баллона (говорят, у профессионалов баллоны еще больше), разделенные жесткой металлической рамой. На раме крепится палуба – большой мешок с крышкой на молнии, куда складываются рюкзаки туристов и прочее имущество. Палуба ограничена в размерах
и защищает вещи от брызг.
По плавучести и устойчивости катамаран значительно превосходит байдарки. Я могу однозначно сказать, что в байдарку на этом сплаве я ни за что бы не сел. Ну разве что в конце маршрута. Виталик предложил свою систему безопасности: из прочных ремней он сшил специальные стропы для каждого участника. Стропы крепились к раме катамарана и благодаря им мы не вылетали, прыгая по волнам и перекатам.
Кроме того, на каждом из нас был спасательный жилет – обязательная часть снаряжения, снимать который можно было лишь на берегу. «Спасики», как мы их называли, поначалу казались громоздкими, но к ним быстро привыкаешь. Жилеты регулируются, в боковом кармане поместился фотоаппарат, замотанный в полиэтиленовый пакет, в спинном – миска, кружка, ложка и сухой паек-«перекус».
Бортпитание
Еды набрали из следующего расчета: полноценные завтраки и ужины на восемь человек на семь дней. Баулов с едой было два, оба тяжеленные. Закупали продукты организованно, по списку.
Готовили в основном наши девушки, в сплаве их было две. Скажу честно: и завтраки, и ужины были вкусными, несмотря на то что продукты – традиционные.
Три раза ели свежий борщ – фирменное блюдо руководителя сплава Виталика. Он его готовил сам, а капусту, свеклу и морковь мы везли уже нашинкованными. Свежесваренный борщ на свежем же воздухе, да после 40 километров работы веслами, вещь, скажу я вам, обалденная! В общем, голодными мы не остались.
…Итак, утром в воскресенье, 21 июня в клубе «Таймыр» собралось девять человек: Стас, Ирина, я, Иван, Николай, Максим Трофимов из «Северного города», Светлана, Виталик и Рамиль. Рамиль, как выяснилось позже, совершил подвиг – весь маршрут прошел в одиночку (!) на байдарке. С этого места я меняю время повествования на настоящее.
День первый. Полная неизвестность
Ждем спасательский «Урал». Все вещи сложены у ступенек бывшей 12-й школы, где базируется клуб «Таймыр». Погода вроде налаживается, все периодически смотрят на небо и говорят вслух: «Нет, дождя вроде не будет». Подъезжает «Урал», мы грузимся, фотографируемся на память и отправляемся.
Проехав Старый город, после НПОПАТ карабкаемся в гору. Норильск постепенно уменьшается, как и трубы никелевого завода, вершины гор становятся ниже. Недалеко от гребня останавливаемся и пересаживаемся во второй «Урал»: в тундре почти сошел снег, застрять можно легко, поэтому безопасней ехать двумя машинами. Кстати, пока другие пересаживаются и курят, я звоню домой – после перевала связи не будет.
           Минуем Ергалахский водозабор. Дорога постепенно становится хуже и хуже, потом исчезает вовсе. Пейзаж в основном серо-желтый, с белыми вкраплениями снега. Над всем этим – чистое голубое небо.
Много болот, кое-где снежники. В одном из них первый «Урал» и застревает. Мы высаживаемся и наблюдаем, как второй мощный автомобиль его выдергивает. О водителях «Уралов» можно сказать только одно – на этой технике они делают все, разве что не летают.
Проезжаем ергалахские озера. Почти все они не освободились ото льда. Первые сомнения: есть ли вода, чтобы сплавляться не пешком по мели. Решаем проехать чуть дальше, до начала Южного Ергалаха – места слияния с ним протоки. И здесь разбиваем лагерь.
Воды, как говорят наши туристы, немного, но через день-два озера могут вскрыться. Поэтому мы не спеша устанавливаем палатки, разжигаем костер. Виталик варит борщ, Рамиль готовится к отплытию, а спасатели напоследок дают мастер-класс, демонстрируя, что по некоторым рекам Таймыра можно ездить, как по дорогам.
Остаток первого дня проводим, гуляя по окрестностям и испытывая новые «болотники», учимся бросать спасательный конец (и устраиваем из него большую скакалку). Потом все вместе собираем катамараны. Наконец съедаем борщ, допиваем чай и забираемся в палатки. Завтра – великий день. Южный Ергалах ждет нас!
 
(окончание в следующем номере)
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск