Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Александр КУЗНЕЦОВ: «В шахматах бьют по самолюбию»
ГОСТЬ “ЗВ»
16 октября 2009 года, 13:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Будь его воля, он бы во всех школах ввел обязательный шахматный всеобуч. «Потому что шахматы развивают у детей интеллект, логику и мышление, что помогает им в дальнейшей жизни», – утверждает Александр КУЗНЕЦОВ, педагог высшей категории центра внешкольной работы и бессменный руководитель знаменитого шахматного клуба «Талнах-95». В этом году Кузнецов был признан лучшим преподавателем дополнительного образования детей и получил губернаторский грант.
– Александр Петрович, а вам шахматы в жизни помогали?
– Конечно, – смеется Кузнецов. – У меня два высших образования: я окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО по специальности «учитель истории» и Военно-политическую академию имени Ленина по специальности «преподаватель истории и обществоведения». Шахматы, как и преферанс, – мое давнее увлечение. Когда учился в военной академии, на общественных началах преподавал шахматы в одной из московских школ. Я же еще и боксом занимался. Получил звание мастера спорта Советского Союза по боксу, выигрывал чемпионаты Ленинграда и Вооруженных сил. У меня с полсотни нокаутов. Одно время даже был кандидатом в сборную Советского Союза.
– Кто вас научил играть в шахматы?
– Первый урок мне дал водитель, машина которого застряла недалеко от нашего дома. Пока мой отец ее вытаскивал, водитель учил меня играть.
– Как вы оказались в Норильске?
– Я служил здесь в воинской части на Наледной, потом, уволившись в звании подполковника запаса, остался жить в Норильске. У меня была первая тренерская категория по боксу, и я сначала хотел пойти работать в спортивную школу. А там меня попросили предъявить документы, подтверждающие, что могу заниматься тренерской работой. Было смешно: меня как чемпиона по боксу  отлично знали в Москве и Санкт-Петербурге, а тут, в каком-то Талнахе, спрашивают документы. Я махнул на это рукой и пришел работать в центр внешкольного образования.
– Решили заняться менее кровавым видом спорта – шахматами?
– Почти что так! В 1993 году мы создали в ЦВР шахматный клуб и решили наименовать его «Каисса». Так звали героиню пьесы одного английского драматурга, жившего в девятнадцатом веке. Это выдуманный персонаж, потому что никакой богини шахмат не существовало. Когда мы приехали на первые соревнования в Красноярск, оказалось, что клубы с таким именем есть в Дудинке, Лесосибирске, а теперь еще и у нас, в Талнахе. Пришлось переименовывать. Я по своей природе человек корпоративный, вопросы воспитания всегда были в центре моей деятельности. Поэтому дали нашему клубу название «Талнах-95». Было это, как вы уже поняли, в 1995 году. Тогда же мы добились первых успехов неместного значения. На спартакиаде городов и поселков Севера наша команда заняла первое место. В нее входили трое представителей клуба: я, тренер спортивной школы Анатолий Макаров, а также Ирина Босая, ученица тренера Олега Попова. В том же году команда заняла первое и второе места в спартакиаде Норильского горно-металлургического комбината (мы тогда еще допускались к участию) по талнахской зоне. Хотя нам противостояли сильнейшие команды с рудников «Октябрьский» и «Комсомольский», с Талнахской обогатительной фабрики. С этого времени мы и определились с ребятами.
– Сколько у вас тогда начинало заниматься ребятишек?
– В 1993 году у меня было около ста учеников. Сейчас занимается чуть более семидесяти. Исследования восьмидесятых годов показывают, что тогда было 12–14 процентов ребят, способных играть в шахматы на результат. Шахматы, как и любой вид спорта, предполагают участие в соревнованиях и игру на результат. Сейчас этот процент среди детей значительно ниже. Ежегодно психолог по моей просьбе проводит тестирование ребят. Итог неутешителен. Среди четвероклассников оказалось только трое ребят, способных играть и показывать результаты. Из них одна девочка перешла в музыкальную школу, вторая выбрала художественную и только мальчик стал перворазрядником. В его возрасте даже знаменитые чемпионы Анатолий Карпов и Гарри Каспаров не выполняли первый разряд.
В третьем классе не оказалось ни одного ученика, способного играть на результат, во втором классе – только два человека. То есть способности имели примерно 8–10 процентов от всех детей. Конечно, мы не спортивная школа, с меня больше спрашивают за посещение, а не за результативность игры. Тем не менее среди моих учеников есть чемпионы уровня Сибирского федерального округа, кандидаты в мастера спорта, участники первенств финала России.
Первые наши выезды со школьниками начались в девяностых годах. Помните, что это было за время? В стране полная разруха, шахматные клубы всюду позакрывались. В те годы Красноярский край был одним из немногих регионов, отстоявших свои позиции в шахматном мире. И еще, пожалуй, Татарстан. Красноярские спортсменки-шахматистки Ирина Василевич и Мария Фоминых задавали тон не только в крае, но и в России. Поэтому выступать на уровне края нам было очень сложно. На первых соревнованиях по «Веселой пешке», в которой участвовали дети до 12 лет, мы заняли шестое место из двадцати команд. Потом четвертое место по «Белой ладье». И достаточно бурно вошли в борьбу. Мы уже в меньшей степени соревновались с командами из районов края – основными соперниками стали сильнейшие красноярские ребята. Пробиться в победители было, конечно, сложно, но к нам в Красноярске уже относились очень уважительно. Мои призеры – это пять человек: Иван Булычев, Ольга Шевчук, Станислав Прилепа, Инал Кожиев, Ринат Халиулин. Они становились призерами соревнований различного уровня.
– Где сейчас эти ребята?
– Иван Булычев заканчивает Московский инженерно-физический институт, его брат Егор – Московский государственный технический университет имени Баумана, Станислав Прилепа учится в Сибирском государственном университете в Новокузнецке, Ольга Шевчук – в Московском государственном социальном университете. Она будет социальным педагогом и тренером по шахматам. Уже сейчас совмещает учебу с работой тренера – учит детишек играть в шахматы. Ольга единственная пошла по моим стопам. Профессиональным шахматистом никто из моих учеников не стал. Если смотреть правде в глаза, то и незачем – нагрузка в этом виде спорта очень большая, а денег никаких. Вы посмотрите: среди самых богатых спортсменов нет ни одного шахматиста. Я считаю, что шахматами нужно заниматься только для собственного развития. А детям это особенно полезно. Еще Сухомлинский говорил, что шахматы должны быть в школе обязательным предметом. Пока это сделано только в Калмыкии – ее президент Кирсан Илюмжинов, который, как известно, еще является президентом ФИДЕ, ввел в республике обязательный шахматный всеобуч. В этом году Калмыкия оказалась одним из немногих регионов, который показал самый высокий результат по Единому государственному экзамену. Причем не только по математике. Калмыкских детей решили перепроверить. Однако они вновь подтвердили свои прочные знания.
– С какого времени надо учить детей играть в шахматы?
– По этому поводу ведется очень много споров. Юрий Авербах, международный гроссмейстер и тренер, например, был противником детских шахмат, потому что в этом возрасте говорить с ребенком о стратегических идеях слишком сложно – у человека еще не сформирована вторая сигнальная система. Она формируется до 14 лет. А в России чемпионаты проводятся и для детей до 8 лет. Чтобы к этому возрасту подготовить ребенка, нужно начинать обучать его игре в шахматы минимум в пять лет. Я своих детей начал учить с трех лет. Но я бы не хотел, чтобы они были шахматистами-спортсменами, поскольку это очень большая психологическая нагрузка. Поэтому мой сын Дмитрий, который стал чемпионом Норильска по шахматам в возрастной категории до двенадцати лет, окончил Московский инженерно-физический институт, сейчас заканчивает Финансовую академию при президенте РФ.
Психология шахматиста отличается от психологии, например, боксера. Боксеры что? Наставили друг другу синяков на ринге, под душем вместе вымылись – и на танцы. На танцах драка. Мы, обороняясь, стоим спиной к спине, и я точно знаю, что сзади меня никто не тронет, пока мой друг жив. У шахматистов другая психология. Он выходит после соревнований и начинает: «Ой, я схватился не за ту фигуру, ой, я это не увидел!» Никто из них не сознается, что его просто-напросто переиграли, что он оказался слабее соперника. В шахматах бьют не по физиономии, а по самолюбию. И это сильнее.
– Сейчас вы выезжаете на соревнования?
– Мы уже с 2004 года невыездные. Участвуем только в местных соревнованиях, которые финансируются благодаря управлению общего и дошкольного образования. Сезон стабильно открывается турниром взрослых и детей «Гандикап» и в мае им же закрывается. Между ними в течение учебного года проходят соревнования среди школьников до 10 лет, до 14 лет и среди старшеклассников, а также командные соревнования на приз клуба «Веселая пешка» и «Белая ладья». С первого дня основания клуба каждое 6 января мы проводим «Рождественский турнир». Ни разу его не отменили, какая бы погода ни была на улице! На турнир съезжаются участники из Дудинки, Кайеркана, Норильска, собирается по сорок-пятьдесят взрослых и детей. Победителям среди взрослых мы вручаем бутылку шампанского и коробку конфет. Они радуются подаркам, как дети. Дети, в свою очередь, тоже награждаются новогодними подарками. Этого праздника всегда все ждут с нетерпением. Я уже семнадцать лет «работаю» на нем Дедом Морозом.
Каждую весну мы проводим турнир «Веселая пешка Таймыра» на кубок главы администрации района Талнах. В нем участвуют дети до 12 лет. Победителям вручаются хорошие подарки, а все без исключения участники получают сладкие призы. Наши дети всегда горят желанием поучаствовать в этом турнире. В следующем году он будет юбилейным, десятым по счету.
Мои планы не меняются с 1993 года, меняются только даты и возраст детей. Что запланировано, обязательно состоится. У меня не бывает даже форс-мажорных обстоятельств. Считаю, что это несолидно. Помню, когда в 1995 году случилась коммунальная авария, мы три раза переносили соревнования из-за размораживания труб то в одном, то в другом помещении. В конечном результате все равно провели!
 
Беседовала Инна ШИМОЛИНА
У Александра Кузнецова занимаются с первого класса
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск