Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Автопробег Матерого
ИНТЕРЕСНО
6 мая 2016 года, 15:12
Текст: Петр ЛИХОЛИТОВ
Добраться из Москвы до Норильска на обычном уазике – такую задачу поставили себе трое столичных автопутешественников. Проехав за десять дней 4500 км, в начале апреля они финишировали в столице Заполярья. С одним из отважных участников автопробега, главным редактором журнала “Полный привод 4х4” Андреем ФАРОБИНЫМ, встретился наш корреспондент.
– Андрей, расскажите, как вы оказались в составе экипажа уазика, отправившегося в столь необычное путешествие?
– С руководителем нашей экспедиции и владельцем машины, сотрудником Национального исследовательского центра “Курчатовский институт” доктором технических наук Александром Олеговичем Гольцевым, мы путешествуем с 2008 года, когда на этой самой “буханке” (УАЗ-3909) съездили с ним из Москвы в Магадан. Затем дороги нас развели, и вот сейчас Александр Олегович предложил отправиться с ним и его аспирантом Алексеем Осиповым в Норильск все на той же “буханке”.
– То есть вот так просто отмахали четыре с половиной тысячи километров?
– Да, примерно так. Курчатовцы взяли отпуск, я оформил командировку. В среду, 23 марта, мы собрались у “головы”, то есть у памятника академику Игорю Васильевичу Курчатову на Курчатовской площади в Москве, и поехали. В пятницу, 1 апреля, мы уже стояли напротив Дудинки с другой стороны Енисея.
– Когда возникла идея ехать в Норильск и как вы сформулировали для себя цель поездки?
– Идея возникла перед Новым годом. Подготовку к экспедиции начали за месяц-полтора. К слову, первоначально собирались ехать в Норильск через Воркуту, но от знакомых из Салехарда я узнал, что из-за снега отрезок в 200 км стал абсолютно непроходимым.
Научной целью пробега курчатовцы избрали измерение уровня радиации на маршруте. Они взяли с собой профильный прибор. Фон везде был примерно как в Москве, возникло даже подозрение, не подтвердившееся, что приборчик барахлит.
У руководителя нашей экспедиции была и другая причина стремиться в Норильск. Лет тридцать тому назад он ездил сюда на строительство двухэтажного коровника. Забегая вперед, скажу, что мы нашли это здание по дороге в Талнах. Оно в рабочем состоянии – помещение сейчас используется автосервисом. Александр Олегович обнаружил знакомый пандус и любовно обнимал какую-то железяку со словами: “Я варил этот швеллер!”
– Можно несколько слов о машине?
– У этого уазика, 1999 года выпуска, есть имя – Матерый, от слова “материк”. Александр Олегович так назвал автомобиль потому, что на нем он покоряет материк Евразия. На одометре уазика накручено уже много десятков тысяч километров, а его боевой путь отражен на борту.
В прошлом году Матерый ездил в Европу – на встречу итальянских “уазоводов”, которая проходит в первых числах мая. На этой машине Александр Олегович проехал от мыса Нордкап в Норвегии до мыса Рока в Португалии. Своим ходом Матерый добирался аж до самого Владивостока!
– Наверное, имел место экспедиционный тюнинг?
– Являясь главредом внедорожного журнала и к тому же будучи “уазоводом”, я прекрасно представляю себе, что такое экстремальный тюнинг уазика. В данном случае ничего особенного в плане модификации сделано не было: небольшой лифт кузова, колеса поставили большей, чем штатная, размерности – Nokian Hakkapeliitta 8 SUV 265/70 R16, силовые бамперы (на заднем написано “Причал левый” и “Причал правый”), устройство самовытаскивания, или попросту лебедка. Зато Гольцев – недаром же он доктор технических наук – перебрал весь автомобиль и заменил старые узлы на новые, пару лет назад поставил трехлитровый мотор УМЗ-421, так что родной осталась только раздаточная коробка.
Внутри машины переделки чуть более заметны: кресла водителя и переднего пассажира от иномарки, сзади – раскладывающийся диван. Когда ездили в Магадан, из двух недель одну спали в машине. Сейчас, по пути на Таймыр, мы ночевали в “буханке” только одну ночь – в поселке Тухард. На маршруте хватало мотелей и гостиниц. Когда мы спали в машине, двигатель и печка работали всю ночь. Впрочем, было не холодно, где-то минус пять. А мы ставили вторые стекла изнутри, чтобы окна не запотевали, хорошенько утеплили кузов – выходит, перестраховались…
– Самое время вспомнить о том, как вы ехали. Гнали или плелись?
– На уазике даже по хорошей дороге проехать больше 500 км – это подвиг! В первый день добрались до Макарьева в Костромской области – это примерно так и будет, около 500 км. На второй – доехали до довольно большого города Омутнинска в Кировской области. Третий день завершился ночевкой в мотеле под Пермью. Получается, в день мы максимум делали 500 км, а минимум – 150.
– И как вам дороги?
– По пути от Москвы мы гадали, когда кончится асфальт и начнутся зимники. Шутили, что так по асфальту до Норильска и доедем. Но асфальт сменялся лишь бетонкой. Мы ожидали зимника после Ивделя, за Уралом, после пересечения Оби… Но они начались только за Уренгоем.
У нас был выбор: пойти вниз по Оби на Салехард (из Салехарда по зимнику на Надым и далее на Уренгой) или повернуть на Ханты-Мансийск, чтобы асфальтом через Сургут выйти тоже на Уренгой, и прямая дорога, отмеченная на карте, через Надым. Но все, кого мы спрашивали, приближаясь к Оби, говорили, что надо ехать на Ханты-Мансийск, ну в крайнем случае на Салехард. Мы двинули прямо, по льду пересекли Обь и обнаружили великолепное шоссе, такое и в Подмосковье нечасто встретишь – отличный асфальт, отбойники. Причем ни машин, ни людей на шоссе почему-то не наблюдалось.
– Какой участок оказался самым сложным для прохождения?
– Отрезок пути примерно в 140 км от Сузуна до Дудинки, который мы преодолевали целый день, для Матерого был самым проблематичным. Въезжая на Ванкор, мы подключили передний мост и только в Дудинке его выключили. Все время шли на полном приводе, иногда пользовались пониженной передачей. Если умеешь ездить по снегу, можно вообще без дороги обойтись: двигаться аккуратно, накатом – не газовать, не буксовать.
Если честно, мы не были готовы к офроудному экстриму. Если бы машина постоянно буксовала, мы, конечно, развернулись бы восвояси. Но уазик “садился” лишь дважды. В одном случае на переметах после Сузуна мы взялись за лопаты, в другой раз нас вытащил трехосный полноприводный КамАЗ с цистерной. Кстати, камазист, он родом из Туруханска и работает на Пелятке, оказался читателем “Полного привода 4х4”.
– Как на вас реагировали местные жители?
– По дороге нас постоянно спрашивали, что мы здесь забыли. Когда мы отвечали, что едем в Норильск, нам говорили, мол, чудно, но круто.
Когда пересекали Енисей, стояли часа два, пропуская колонну внедорожников из норильского джип-клуба. Первую машину я остановил: подарил им журнал “Полный привод 4х4”, наши фирменные наклейки. Девушка из норильского экипажа нас сфотографировала, чтобы был виден номер Матерого с регионом 177.
– Чем запомнились вам Норильск и Дудинка?
– Музеями. Я заметил, что на Севере очень хорошие музеи – в Салехарде, Дудинке и Норильске. Большие, хорошо подобранные экспозиции.
После Надыма и Уренгоя, тоже вполне современных городов, Норильск поразил нас архитектурой. Удивительно, что за Полярным кругом есть такие площади и проспекты, как в центре Норильска! А коммуникации, выведенные наружу, бывалых людей не смущают – на Севере везде так делают из-за вечной мерзлоты.
Еще мы съездили в Талнах, откуда, как нам сказали, открывается великолепный вид на Норильск. Но было сумрачно, мы толком ничего не разглядели. Зато мы увидели Надеждинский металлургический завод, медный. Было бы здорово вернуться сюда – посетить эти предприятия, рудники, познакомиться с техникой, которая здесь работает.
– А обратно в Москву Матерого как доставили?
– В Дудинке уазик погрузили на дизель-электроход “Мончегорск”, идущий до Архангельска. Олег и Алексей отправились с машиной, а я полетел в Москву самолетом – негоже главному редактору надолго оставлять редакцию. Да и очерк о поездке в Норильск надо было готовить: хоть Алексей Осипов и вел дневник экспедиции в сети “ВКонтакте” под названием “Импортозамещение”, многим захочется прочитать о нашей поездке в журнале.
За рулем Александр Гольцев
Дороги были разные
Дважды “буханку” приходилось откапывать
Рейд двух столиц – Москвы и Норильска – успешно завершен
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск