Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Северное влияние
МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
6 мая 2016 года, 14:42
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
В конкурсе социальных проектов “Норильский никель” поддержал ряд инициатив, направленных на сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера и экологии. “Вестник” выяснил, как идет реализация этих проектов.
Поднимите мне “эко”
Прошлой осенью сотрудники Объединенной дирекции заповедников Таймыра подали сразу три заявки на конкурс социальных проектов в рамках благотворительной программы “Мир новых возможностей”, и все три инициативы дирекции получили грантовую поддержку от компании “Норильский никель”.
Заместитель директора по экологическому просвещению и туризму дирекции заповедников Екатерина Лисовская рассказывает: целью проекта “Эколагерь” является повышение уровня образованности и экологической культуры населения через создание практической площадки по экологическому просвещению молодежи. Проект стартовал 23 марта, хотя подготовительная работа по нему началась еще в прошлом году.
– В ноябре 2015 года мы подписали соглашение о сотрудничестве с ВГТРК “Норильск”, в рамках которого наши партнеры в течение полугода проводят со старшеклассниками занятия по экожурналистике. Программа, включающая теоретическую подготовку, рассчитана на 72 часа. Наша задача – экологическое просветительство, которое предполагает проведение тренингов для старшеклассников по социальному проектированию. И большой блок касается эковолонтерства – важного направления не только для заповедника как для природоохранной организации, но и для социума, для всего города, – объясняет Екатерина Лисовская.
Выезд детей непосредственно в экологический летний полевой лагерь – на озеро Лама – планируется в начале августа. Старшеклассников ждет насыщенная программа. Она включает различные тренинги, экологические игры и квесты, экскурсии по территории охранной зоны заповедника “Путоранский” и в частный этнографический музей, встречи с научными сотрудниками – ихтиологом и орнитологом. Кроме всего прочего, найдется время и для обустройства экологической тропы, и для уборки территории от мусора. Здесь же, на Ламе, воспитанники экошколы будут учиться проводить видеосъемку, фотографировать пейзажи, набирать материалы для очерков.
– Глобальная цель этого проекта, – подчеркивает Екатерина Лисовская, – мотивировать группу старшеклас-сников на то, чтобы включиться в работу по экологическому просвещению населения, популяризации особо охраняемых природных территорий и идей рационального природопользования. Школа экожурналистики преследует ту же цель – научить детей писать о природе, делать видео- и фотокадры. Так, чтобы это было интересно, чтобы это цепляло людей… Очень часто приходится слышать от норильчан, что мы живем в неблагоприятном с точки зрения экологии регионе. Но это не совсем правильно. Если акцентировать внимание сугубо на городской зоне, то, конечно, может сложиться ощущение, что все у нас не так хорошо. Но мы при этом забываем, что Норильск – это лишь маленькая точка на огромной территории Таймырского полуострова, имеющего уникальную природу, потрясающие ландшафты, необыкновенную флору и фауну. Увидеть все это своими глазами просто необходимо. Потому что невозможно одними словами и лозунгами побудить человека бережно относиться к природе. Он должен сам прочувствовать ее величественную красоту и в то же время – необычайную хрупкость.
Работы воспитанников экологической школы можно будет увидеть в корпоративном издании дирекции заповедников – в газете “Заповедный Север”, а также на сайте учреждения www.zapovedsever.ru. Кроме того, планируется организовать передвижную фотовыставку по итогам фотоквеста и проекта на базе образовательных учреждений города.
 
Фантазия без границ
Название проекта “Фестиваль ремесел Хатанги”, авторами которого также являются сотрудники Объединенной дирекции заповедников Таймыра, говорит само за себя.
– Его цель – привлечение общественного внимания к проблеме сохранения традиционных ремесел народов Севера, – объясняет идею Екатерина Лисовская. – В отличие от экологического просвещения для нас это новая площадка. Дело в том, что один из трех государственных природных заповедников, вошедших в 2013 году в объединенную дирекцию, – “Таймырский” – помимо прочего имеет статус биосферного резервата, который накладывает определенные обязательства на это учреждение. Помимо сохранения природных комплексов на заповеднике лежит задача налаживания сотрудничества и поддержания традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. По сути, это наша обязанность не только перед жителями Таймыра, но и перед международным сообществом. Практически все сотрудники дирекции заповедников, которые сегодня работают в Хатанге, – это представители КМНС, которые бережно хранят традиции своего народа. Они ездят в поселки, собирают национальные игры, шьют костюмы, проводят мастер-классы… Традиционно считается, что на Севере люди занимаются резьбой по кости или рогу. Но это во многом стереотип. Здесь всегда существовало много других ремесел. В Хатанге есть самобытные художники, создатели одежды, украшений из бисера и так далее. Это очень интересный и насыщенный пласт жизни северных народов, о котором жители Красноярского края мало что знают. И мы хотим транслировать его во внешний мир.
С 1 марта в Хатанге начался прием заявок от мастеров – потенциальных участников фестиваля. Параллельно сотрудники Объединенной дирекции заповедников начали сбор архивных материалов о забытых ремеслах. Планируется, что фестиваль пройдет в Хатанге в рамках празднования Дня коренных малочисленных народов Севера 10 сентября. В программе мероприятия – разнообразные мастер-классы и ярмарка. А до того времени предстоит успеть многое: сделать фото каждого мастера и его работ, сшить костюмы разных народов Севера, изготовить сувенирную продукцию для выставки, подготовить группу барганистов для участия в открытии мероприятия, разместить информацию о всех ремесленниках в соцсетях, музее природы и этнографии и на сайте учреждения.
Большое воодушевление этот проект вызывает у всех: и у сотрудников дирекции заповедников, и у жителей таймырских поселков, – признается Екатерина Лисовская. – Мы очень рады, что выиграли этот грант! Благодаря информационной брошюре о мастерах Хатанги “Наши умельцы” жители Красноярского края узнают о забытых и существующих сегодня видах ремесел народов Севера. И возможно, нам даже удастся расширить географию фестиваля. Размещение контактных данных о ремесленниках позволит каждому из них реализовать себя и представить свою продукцию широким слоям населения… Как показывает практика, изделия наших мастеров пользуется в других регионах бешеной популярностью. Фантазия у них удивительная! Результаты труда завораживают. Поэтому мы очень надеемся, что фестиваль ремесел станет ежегодным.
 
Носок как объект исследования
С 1 марта на Таймыре началась реализация еще одного масштабного социального проекта, поддержанного компанией “Норильский никель”. Он предполагает геоботаническое исследование и инвентаризацию пастбищных угодий носковской тундры.
– Наш проект называется “Оленеводство – основа северных этносов”, – рассказал “Вестнику” директор Союза оленеводов Красноярского края Владислав Догадаев. – Мы реализуем этот проект в партнерстве с научными учреждениями края, таймырским колледжем, хозяйствующими субъектами северной территории.
Говорить об актуальности инициативы не приходится. В 90-е годы с переходом экономики страны на рыночные отношения прекратили существование совхозы. В оленеводческих хозяйствах сегодня нет зоотехников, ветеринарных врачей или фельдшеров. Отрасль развивается бессистемно. Владислав Догадаев приводит конкретные цифры: наибольшего развития оленеводство в крае достигло в конце 60-х годов прошлого века. Тогда численность домашнего стада на Таймыре составляла 123 тысячи голов. Сегодня количество оленей сократилось, по разным данным, до 105–107 тысяч.
– Созерцательная роль государства в этом вопросе привела к тому, что в 19 поселках Таймыра и Эвенкии, в том числе в Волочанке, Хантайском Озере, Усть-Аваме, восстановить оленеводство практически невозможно, – объясняет инициатор проекта. – Традиции оленеводства сохранились в основном у жителей Носка и Тухарда, которым удалось в значительной мере восстановить поголовье. И это вроде бы хорошая тенденция, но проблема заключается в том, что более 90% домашнего стада сегодня выпасается на небольшой территории – левобережье Енисея. А между тем еще в 2006 году НИИСХ Крайнего Севера проводил работы по инвентаризации пастбищ в районе Тухардской тундры, и уже тогда было известно: нагрузка на кормовые угодья в два раза превышает ресурсную кормовую базу. С тех пор поголовье оленей в Тухардской тундре увеличилось с 18 тысяч до 40 тысяч голов и продолжает расти. То есть  количество кормов сократилось в четыре раза! И может наступить такой момент, когда олени не смогут обеспечивать себя. При этом возможности подкармливать животных комбикормами, как это делают на Ямале, у жителей Таймыра нет. Поэтому наша задача – на основании геоботанических исследований сформировать базу данных по кормовым видам пастбищных угодий, определить оленеемкость территории. То есть вывести оптимальную численность поголовья на основе соблюдения баланса численности оленей и имеющегося ресурса кормовой базы.
Другая задача, которую ставят перед собой авторы проекта, – совместно с руководителями оленеводческих хозяйств и органами местного самоуправления составить карту сезонных маршрутов перемещений оленьих стад.
– В прежние годы северные жители строго соблюдали маршруты, – объясняет Владислав Догадаев. – А сегодня нередки ситуации, когда стада, уходившие на лето ближе к морю, зимой возвращаются назад. При этом оленеводы не подозревают, что на этих участках до них уже выпасались олени ягеля под снегом нет. И контроль за этим, к сожалению, не ведется.
Район исследований в рамках проекта – Носковская тундра, Дерябино, междуречье Яра и Танама, район Пелятки и территория на север до возвышенности Оленьи Рога, на запад – до границы Таймырского муниципального района. Для большей достоверности результатов планируется использовать аэровизуальные, аэроназемные, наземные исследования и космический мониторинг.
– Союз оленеводов считает, что предварительно нужно тщательно изучить состояние пастбищ, мест захоронения животных после эпидемий, возможности по возрождению оленеводства в тех территориях, где традиции утрачены, и только после этого планировать дальнейшую численность поголовья домашних оленей, – рассуждает Владислав Догадаев. – Мы также считаем непродуманными предложения по чипированию поголовья оленей. Операция эта дорогостоящая, и разумнее было бы эти средства использовать на организацию племенного дела, селекционную работу, приобретение коралей, строительство убойных пунктов с возможностями хранения и транспортировки продукции к потребителям. Кроме того, необходимо провести экологическую сертификацию территории оленеводческих хозяйств, без которой в ближайшее время невозможно будет осваивать рыночную среду.
По мнению разработчиков проекта, все эти мероприятия помогут сформировать грамотную политику государства в отношении оленеводства.
 
Вернулись к нашим баранам
В техникуме промышленных технологий и сервиса прошла презентация наиболее интересного проекта Объединенной дирекции заповедников Таймыра – “Сохраним толсторога вместе”.
– Путоранский снежный баран, или толсторог, встречается на единственной территории в мире – плато Путорана. В свое время это животное было занесено в Красную книгу СССР, а теперь – России. Но все данные – об образе жизни толсторога, его численности, тенденциях развития ареала – на сегодня являются непростительно устаревшими, так как ровно тридцать лет назад состоялся второй и последний полномасштабный учет эндемика плато, – объясняет ведущий специалист отдела экологического просвещения Объединенной дирекции заповедников Таймыра Лариса Стрючкова. – Проект “Сохраним толсторога вместе” вселяет уверенность, что наконец-то тридцатилетняя завеса тайны над самым загадочным животным Путоран будет поднята, и, вполне возможно, нас ждут открытия и сенсации.
Школа наблюдателя, о которой говорилось на презентации, является одним из краеугольных камней проекта. Ведь именно в ней будет формироваться будущий “десант” для проведения работ по выявлению и учету путоранского снежного барана.
Суть методики наземного учета разъяснил кандидат биологических наук Владимир Владимирович Ларин, который проведет несколько лекций в школе наблюдателя:
– В определенный день и час большие группы людей выходят на территорию, поднимаются в горы и единовременно ведут визуальный подсчет всех встреченных животных. Потом информация обобщается и экстраполируется на всю территорию заповедника.
Специалисты дирекции не скрывают: работать придется в непростых ландшафтных условиях. К тому же толсторог – мастер маскировки. Отвесные скалы – его родной дом. А рельеф Путоран таков, что, по словам Ларина, в любой долине можно спрятать чапаевскую дивизию, не прилагая к этому особых усилий.
Ученый знает, о чем говорит, ведь это именно он в 1986 году курировал второй учет, который проводила крупнейшая устроительная иркутская экспедиция. Тогда, тридцать лет назад, было констатировано увеличение численности снежного барана по сравнению с 1976 годом – с 1500 особей до 3500. Что происходит сегодня с путоранским толсторогом? Неизвестно. Поэтому выяснить, в каком состоянии находится популяция животного, ради которого когда-то и создавался один из заповедников ныне объединенной дирекции – “Путоранский”, – крайне важно.
– В школе наблюдателя подробно будут инструктировать добровольцев не только о том, как найти, опознать присутствие снежного барана, как правильно, по науке вести учет, но и другим премудростям “поля”. Например, опытнейший наставник и руководитель туристических категорийных походов Татьяна Хвостова проведет несколько лекций по основам безопасности жизнедеятельности человека в так называемом аутдоре, опытнейший фотограф и документалист Василий Сарана раскроет некоторые секреты своего мастерства, – поясняет Лариса Стрючкова.
Слушателем школы наблюдателя может стать любой желающий. А участниками наземных полевых исследований в составе четырех экспедиционных групп – наиболее подготовленные ее выпускники.
Путоранский снежный баран, или толсторог, встречается на единственной территории в мире – плато Путорана
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск