Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дети как лакмусовая бумажка
актуальное интервью
18 сентября 2012 года, 16:08
Текст: Спрашивала Марина БУШУЕВА
Перед началом учебного года в краевой столице на ежегодном педагогическом совете собрались более 1,5 тысячи педагогов. Какие вопросы обсуждались на краевом форуме, а также о задачах и проблемах отрасли рассказывает участник совета, директор норильской школы №28 Андрей КОЛИН.
– Андрей Геннадьевич, школы уже отработали год по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Можно говорить о каких-то результатах?
– Еще учителя сами не поняли, что же кардинально изменилось. Да, педагоги прошли курсы повышения квалификации и меняют методики преподавания, под эти новые методики выделяется и приобретается  большое количество интерактивной и компьютерной техники, которая активно используется на уроках. Но перестроиться сразу, за год, система не может. Представьте, в классе 25 детей, и каждый со своими индивидуальными запросами, требованиями. У каждого из них по двое родителей, которые, как правило, видят будущее своего ребенка по-разному. А еще есть руководство и эти самые новые стандарты. И вот все эти сто человек стоят над одним учителем и говорят ему, как надо относиться к ребенку, чему его надо учить и в какой последовательности.
– Но есть же и кардинальные изменения. Например, отмена домашнего задания.
– Действительно, в соответствии с новыми стандартами ребенку не должны задавать домашнее задание, он все должен усваивать на уроке. Но мы же с вами знаем, что дети разные, нельзя всех подвести под один знаменатель. Темп работ на уроке у каждого ребенка индивидуален. Один может больше, другой – меньше. Но конечный объем знаний и умений, обозначенный в программе, должны освоить все. Поэтому и получается, что кто-то оказывается без домашнего задания, а у другого работы на два часа, иначе будут провалы и возникнут проблемы с пониманием нового материала.
Тем не менее при всех сложностях введения в новых стандартах есть огромный плюс: они ставят основной задачей научить ребенка добывать знания. И если это получится, то ребенок будет самостоятельно развиваться в соответствии со своими возможностями.
Каждому по планшетнику
– Или вот вес рюкзака…
– У меня племянница закончила четвертый класс. Брат говорит: “Почему ты мне раньше не сказал, что у ребенка рюкзак не должен весить более 3,5 килограмма? Ведь я сам его с трудом поднимал, хотя мы брали в школу только самое необходимое”. И это не отдельно взятая ситуация. То же  самое может сказать любой родитель. Ведь по большому счету эти требования санитарных норм по весу рюкзака подразумевают, что будут изменены прежде всего средства обучения. Не зря говорят, что учащийся сейчас должен иметь планшетник, который заменит ему и учебник, и тетрадь. И тогда вес рюкзака действительно не будет превышать положенных норм.  Но в любом случае ребенок должен научиться писать ручкой, так как от развития мелкой моторики зависит и развитие  всего человека. Не зря  ведь в Японии огромное значение уделяется каллиграфии.
– Много вопросов было по поводу увеличения часов на физическую культуру.
– Дополнительный час физкультуры – это очень хорошо. Но в связи с этим в норильских школах прежде всего встал вопрос с количеством спортзалов. Пропускная способность одного спортивного зала ограничена. Поэтому приходится приспосабливать под это тренажерный, актовый залы, коридоры. В этом плане примером может служить 151-я школа Красноярска, где в этом году проходил краевой педагогический совет. Это, по сути, целый микрорайон: четыре корпуса, соединенные между собой, пять спортзалов, не считая тренажерных и залов для аэробики. Плюс огромная пришкольная территория с мини-футбольным полем, двумя площадками для волейбола и баскетбола, теннисный корт. Использование всех этих возможностей позволяет проводить физкультуру на совершенно ином уровне.
Первым делом Марьиванна
– А какое отношение к ФГОС у родителей?
– С введением новых стандартов, к сожалению, появился разрыв между требованиями министерства и пожеланиями родителей. Ко мне приходят папы и мамы и говорят: “Нас мало интересует, какие там введены стандарты, мы хотим, чтобы ребенок имел знания и мог поступить в институт”. Я же считаю, что новые стандарты – это в каком-то смысле переработанные требования советской школы. Разве в то время перед учителем не стояла задача научить находить знания, развивать коммуникативные навыки у детей? Да, сейчас на уроке педагогу  отводится совершенно иная роль  – направляющего, а не указующего. Но для того, чтобы общество ощутило изменения, в образовании должно смениться учебное поколение, пройти 11 лет. Нельзя требовать результатов через год. Нельзя говорить о том, что новые стандарты уже внедрены. Это длительный процесс. Поэтому и результат смогут увидеть первыми  только родители нынешних второклассников.
– Что, на ваш взгляд, является приоритетом при выборе учебного заведения?
– На сегодня родители идут под учителя, что бы ни говорили. Мы можем долго рассказывать общественности, какие у нас замечательные программы, классы, учителя, но, если у друзей сложилось мнение, что Марья Ивановна не замечательная, они к нам не придут. Поэтому кадровый вопрос – самый главный для любой школы. И мы, в свою очередь, делаем все, чтобы у нас трудились профессиональные кадры,  чтобы им было комфортно и не хотелось никуда уходить. Конечно, хотелось бы, чтобы в школе работало больше мужчин, так как именно разнополый коллектив сможет воспитать правильно юношей и девушек.
Престиж зависит от зарплаты
– Новые кадры пополняют школу?

– Коллектив у нас сменился примерно на 80 процентов. Средний возраст педагогов в моей школе – 40 лет. За лето было подано 14 заявлений о трудоустройстве. В основном это специалисты, приехавшие с материка. Это очень внушительная цифра. И тем не менее с кадрами дела обстоят не очень хорошо. Особенности нашей территории знают все. Уровень молодых преподавателей в филиале педагогического университета оставляет желать лучшего. Педучилище обеспечивает кадрами только начальную школу. А с материка к нам едут в основном молодые специалисты, которые не имеют опыта работы в школе. И едут они, чего греха таить, чтобы заработать денег. Это неплохо, но, на мой взгляд, настоящий учитель – это человек, который беззаветно отдает себя школе, готовый жертвовать и личным временем, и материальными благами. А таких  сегодня мало.
– Профессия учителя не пользуется популярностью?
– К сожалению, престиж учительской профессии утерян.  На восстановление его потребуются годы. Сегодня он зависит от заработной платы. Сейчас зарплата учителей в Норильске хорошая. Это привело к тому, что к нам поехали специалисты из других городов. Но не стоит  обманываться. У вас наверняка есть родственники на материке. У них зарплата ниже, чем у вас, но живут они почему-то лучше. И вот когда молодой учитель сталкивается с тем, сколько денег уходит на жилье, продукты, дорогу в отпуск, то он часто принимает решение вернуться обратно.
Кто сел на мой стульчик?
– В связи с изменением закона о первоочередном приеме в школу детей, живущих рядом, никаких проблем сегодня не возникает?
–  Проблемы есть. По новым требованиям идет прием документов до 1 августа только по микрорайону, а с 1 августа – всех желающих из других районов. Но, к сожалению, особенности территории в этом законе нигде не учтены. В столице уже давно принимаются законы для Москвы и области. Считаю, что и нам также необходимо корректировать закон с учетом своих требований. Потому что на лето, вы сами прекрасно знаете, родители стараются вывезти детей на материк. А перед отъездом в отпуск они должны четко знать, в какую школу пойдет ребенок. Сейчас же они вынуждены ждать и дергаться вплоть до 1 сентября.
– Тем более что в каждой школе свои требования: и по учебным пособиям, и по внешнему виду.
– Тут много факторов. Например, завоз литературы. Сейчас начальная школа работает в основном по рабочим тетрадям. И их необходимо или привезти родителям с материка, или заказать здесь, но также заранее. А это значит, они должны знать, у кого и по какой программе будет учиться их ребенок. В итоге из-за несоответствий закона реалиям территории у меня в приемной  нескончаемый поток родителей. Вот, например, сейчас была женщина. Они приехали с материка и зарегистрировались в нашем микрорайоне. А у меня уже нет мест.
– И как поступаете?
– Отправляю их в управление образования. Я  тоже не могу кого-то выгнать. Родители уезжают в отпуск и  расписываются, что 1 сентября они должны быть в городе. Требования очень жесткие – в  отсутствие ребенка 1 сентября он вычеркивается из списка. А теперь я должен дождаться, когда они приедут, и 1 сентября вручить им их документы, книги и отправить в школу по месту жительства. Хотя по закону об образовании в одной из первых строк написано, что родители имеют право выбирать образовательное учреждение для ребенка. И получается противоречие: право выбора есть, но обязан пойти в школу по месту жительства.
Не деградируют, а демократируют
– На ваш взгляд, хорошо ли то, что отменили экзамены при приеме в школу?
– Это может быть нехорошо для лицеев и гимназий, которые предполагают несколько другой уровень учащихся, но  современные программы  универсальны. И  лицей, и  гимназия, и средняя школа – все учатся по одним и тем же программам и по одним и тем же пособиям. Я сам после института работал в физико-математическом лицее, там был отбор поступающих, но он был оправдан, потому что с пятого класса  велась работа по программам, разработанным учителями лицея, с введением дополнительных часов на физику и математику, усложненными задачами. А сегодняшнее  главное требование:  все программы должны быть государственными, утвержденными Министерством образования, и профильность начинается уже с 9–11-х классов. А до этого момента, вне зависимости от места обучения ребенка, он должен иметь примерно одинаковые знания, умения, навыки.
– Как, на ваш взгляд, меняется поколение учащихся?
– Еще несколько лет назад я бы сказал, что поколение деградирует в плане отношения к учебному процессу. Но сейчас, анализируя, вижу, что речь идет не о деградации как таковой. Изменяется общество, а дети, как лакмусовая бумажка, первыми реагируют на то, что происходит. Когда заговорили о демократии, это прежде всего коснулось детей. Они поняли эту свободу по-своему. И очень сложно донести до ребенка, что свобода не подразумевает вседозволенности.
– Что хотелось бы пожелать учащимся, родителям и коллегам в новом учебном году?
– Коллегам хочется прежде всего пожелать здоровья и терпения.  Разные родители, разные дети, разные требования.  И учитель должен быть, как губка: пропустил через себя информацию и выпустил, а не как воздушный шарик: надувался, надувался и лопнул.
Родителям хочется сказать, чтобы они, приводя ребенка в школу хоть  в первый, хоть в девятый класс, не забывали, что это их ребенок. И успехи последнего зависят не столько от учителей, сколько от воспитания и любви родителей.
А учащимся желаю успехов, терпения и позитива.
0

Читайте также в этом номере:

Ремонты делу не помеха (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Практика – лучший учитель (Татьяна РЫЧКОВА)
Зеленый Норильск (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Русалки из 1880 года (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск