Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Достаточно ли заботятся в городе о памятниках?
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
18 апреля 2011 года, 11:51
Елизавета ОБСТ, председатель общественного объединения “Защита жертв политических репрессий”:
– Заботятся, я считаю. У нас бесхозных памятников нет, а наша “Голгофа” – самый объемный памятник в истории Норильска – все эти годы обновлялась. К этому прикладывали руку и музей, и город, и особенно предприятия комбината. В 2010 году даже видеонаблюдение установила администрация. Неудивительно, ведь каждый год там проходят мероприятия, посвященные Дню политзаключенных, юбилеям Норильска и компании. Гости города обязательно приезжают туда, с “Голгофы” начинается знакомство с Норильском. Это и место паломничества молодоженов. Я считаю, это хорошо, так новое поколение узнает об истории репрессий в России и первых строителях города и комбината.
 
Владлик КУРГИН, участник разведки Талнахского месторождения, начальник участка ООО “Норильскгеология”:
– Нет, если судить по истории памятника буровой вышке КЗ-21, с которой начинались рудники Талнаха. Где-то году в 1960-м студенты предложили мне: “Давайте поставим этой вышке памятник!” Поставили. Стоял года полтора, потом его утащили, как мне рассказывали, на строительство гаража. Металл тогда был в дефиците. Давай строить заново. Этим занимались мы, геологи. Снова повторилась та же история. В третий раз вышку восстановили строители, но ее снова сломали. Прошлым летом ребята из “Профстарта” с помощью предприятий компании поставили уже четвертый вариант памятника. Надеюсь, этот будет стоять. Все же символ Талнаха, напоминает, с чего начинался новый виток в истории НПР.
 
Маргарита РЕБРОВА, начальник архитектурно-строительного центра:
– В Норильске памятники, считаю, поддерживаются. Не все удается сохранить, но надо приложить максимум усилий, чтобы не исчезло оставшееся. “Норильскпроект”, например, поддерживает здание бывшего ДИТРа, где сейчас находится проектно-конструкторский центр нашего института. Но чтобы сохранять исторические здания, нужно заниматься не только фасадами, нужно делать ремонт внутри, чтобы они жили. Я смотрю на “Енисей”, а окна в половине здания вечерами не светятся… В свое время нам не удалось отстоять улицу Севастопольскую, сегодня важно не потерять то, что осталось. Когда снесло кровлю с железнодорожного вокзала, перед институтом встал вопрос о сохранении архитектурного облика здания. Дело было зимой, надо было спешить, но мы сохранили форму кровли, заменив дерево на металл.
В 1971 году, когда я приехала в Норильск, мне очень понравился бассейн и ведущая к нему от дороги железобетонная лестница. Когда сделали перекидной мост через дорогу, картинка поменялась, но само здание с большепролетным архитектурным перекрытием очень интересное. Не знаю, входит ли оно в категорию памятников, но его стоит поддерживать, равно как и здание бассейна в Талнахе. Памятник Ленину пусть стоит – это наша история.
 
Николай ЯКУШКИН, исследователь истории НЖД:
– Думаю, что за памятниками в нашем городе никто не следит. По крайней мере, за теми, с чем я тесно связан. За тем же мостом никто не следил, за паровозом, который, кстати, никогда не был “кукушкой”, только железная дорога – от случая к случаю. Когда его исписали любовными и прочими признаниями, три наших машиниста приехали и сами все закрасили без всяких на то указаний от надзирающих структур. И постановление администрации 1995 года с программой формирования мемориальных зон в той части, которой я занимаюсь, не выполняется. Должны были поставить памятный знак Потапову, памятные доски на мостах, стелу на месте заявочного столба Сотникова и много еще чего. Прошло столько лет, но ничего не установлено.
Одним из главных памятников в городе остается памятник Ленину. Мне он не мешает, но и цветов я к нему не ношу. Ленин никакого отношения к Норильску не имеет. А вот те, кому должны быть памятники, – Сотников и Матвеев – забыты.
 
Александр ГОЛУБЬ, архитектор:
– По-моему, недостаточно внимания уделяется как раз памятникам истории Норильска, их выявлению и сохранению. Моржи, олени – неплохо, конечно, но для меня важнее, что на Долгом вновь появилась скульптура девушки. Пусть и не та, что в свое время изваял заключенный Норильлага. У меня бабушка жила в 60-е годы в Старом городе на улице Октябрьской, когда я по-просил  вспомнить памятник, она не смогла это сделать. Не отложилось. Я родился в Норильске, но тоже не помню эту скульптуру. Ее возрождение на Долгом, считаю правильным шагом в деле сохранения исторической памяти.
Елизавета ОБСТ
Владлик КУРГИН
Маргарита РЕБРОВА
Николай ЯКУШКИН
Александр ГОЛУБЬ
0

Читайте также в этом номере:

Нам с вами по пути (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как молоды все были!.. (Татьяна ГРИДЧИНА)
Незабываемое время (Татьяна ГРИДЧИНА)
В объективе – Норильск (Татьяна РЫЧКОВА)
Вопрос отопления (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск