Другие ценности
Взгляд со стороны. Алексей АРЛЮКОВ, фотограф
19 февраля 2010 года, 12:24
|
На днях исполнилось 44 года с тех пор, как я впервые взял в руки фотоаппарат. Эта была «Смена-6», которую родители подарили мне на десятилетие. Этот фотоаппарат до сих пор жив и находится в рабочем состоянии. Я тут же записался в фотокружок при станции юных техников и в юные годы даже был награжден за свои снимки премиальной поездкой в Москву.
Позднее вступил в норильский фотоклуб «69 параллель», который был широко известен по всей стране работами таких уникальных фотомастеров, как Владимир Чин-Мо-Цай, Юрий Ищенко, Владимир Кузнецов, Георгий Волков. Нам очень помогал Норильский комбинат. В 70-х годах клуб был оснащен немецкой и японской фотоаппаратурой, что позволяло думать не о технике, а о творчестве. Вообще, в годы советской власти престиж фотографии был очень высок, как и качество и сама природа фотографии. Сейчас планка фотографического искусства несколько опустилась, что, впрочем, коснулось и других областей культуры: телесериалы заменили кино, глянец – литературу. Поэтому здорово, что в Норильске еще остались люди, которые продолжают профессионально и качественно снимать. Сегодня многие считают, что они умеют фотографировать. Это далеко не так, и, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть хорошие выставки и увидеть, как умеют подавать материал профессионалы. К сожалению, таких выставок становится все меньше и меньше. За последние годы в жюри фотоконкурсов приходят люди, зачастую неподготовленные. Возможно, они хорошие управленцы или перспективные политики, но политика и искусство – разные сферы деятельности, и хотелось бы, чтобы каждый занимался своим делом. Я очень рад, что медиакомпания «Северный город» организовала выставку репортажной фотографии «Северные истории» и меня пригласили в ней поучаствовать. Большой плюс этой выставки в том, что она предполагает подачу фотографом своего материала, не заказного, не чернухи на злобу дня, а того, который лежал в столе и ждал своего часа. Важно, чтобы такие фотографии были востребованы зрителем. И вот, к счастью, представился случай, когда я могу их показать. Надеюсь, что выставка получится хорошей и сильной, потому что уже давно стараюсь не принимать участия в мероприятиях, которые слабее моего уровня. (Работы Алексея Арлюкова экспонировались на World Press Photo – это самый высокий профессиональный уровень и в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. – Ред.) Хотя и останавливаться на достигнутом тоже нельзя. Так что, как всегда, считаю: лучшая моя фотография еще впереди. Ведь с возрастом приходит понимание многих явлений и событий. Больше ценишь уже не веселые всплески лесных ягод, а какие-то детали, человеческие эмоции. В юности я бы не обратил на них внимания, а сейчас у меня другое мироощущение. Хочу сказать, что документальная, или репортажная, фотография – особая. Техника должна работать безукоризненно, чтобы фотограф, как джазмен, который играет вдохновенно, не думал об инструменте, а был поглощен музыкой. Но техника не поможет, если человек не знает, что он хочет получить в результате. Фоторепортажи с одного мероприятия могут раскрывать тему абсолютно по-разному. Открытие роддома можно снять так, что его после этого закроют. Последнее время мне все больше нравится снимать человека. Цикл фотографий, которые я представил на выставку «Северные истории», – это наблюдения за людьми, живущими в городках и поселках, расположенных по течению Енисея. На моих снимках нет рыбаков и капитанов, а только жизнь простых людей, увиденная через фотообъектив. Это другая жизнь, другие ценности, другой ритм. К сожалению, в этих маленьких поселках не все так волшебно, как хотелось бы. Но эти кадры заставляют задуматься. Вообще, тема обыкновенных людей неисчерпаема, ее можно снимать годами. Но она и самая сложная. Мне импонирует, что фестиваль «СЕВЕР.док» включает в себя не только фотовыставку, но и показ документальных лент о Севере. Начинающим фотографам хочется посоветовать обратить свой взор на все виды визуальных искусств. Профессиональный мастер должен правильно понимать кино, знать архитектуру, скульптуру, живопись, ему необходимо иметь понятие о композиции, восприятии цвета. Ведь фотография – это условность, это своеобразный язык. Его нужно понимать и уметь говорить на этом языке. |
0 | Твитнуть |