Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ГСС спешит на помощь
Безопасность
14 марта 2008 года, 15:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Две желтые с красными полосами «Газели» и спецавтомобиль ГАЗ с включенными сиренами и мигалками мчатся по встречной полосе. Жмутся к обочинам попутные грузовики и встречные автобусы, уступая дорогу выкрашенным в цвета газоспасательной службы машинам.
Звонок, поступивший в диспетчерскую газоспасательной службы не допускает промедления – в обжиговом цехе никелевого завода произошел обрыв внешнего газопровода. Повреждены сварные стыки, произошел массовый выброс газа с образованием взрывоопасной газовоздушной смеси. Возможен взрыв, пожар, наличие пострадавших. Ничего удивительного: температура воздуха минус 44 градуса. На таком морозе, бывает, и металл не выдерживает.
По сигналу тревоги аварийно-спасательная бригада спешит к спецмашинам. Короткий инструктаж, проверка готовности – и в путь. Сегодня тревога учебная, но часто и сами газоспасатели не знают, спешат они на реальную аварию или это тренировочный выезд.
Как в кино
Дорога от гаража ГСС до обжигового цеха никелевого завода занимает несколько минут.
– Всегда ли водители так дисциплинированно уступают дорогу спецмашинам с включенной сигнализацией? – спрашиваю водителя Андрея.
– На промплощадке – да, но в городе это, скорее, исключение.
Одетые в серебристые комбинезоны и шлемы с зеркальными жароотражающими стеклами спасатели похожи на астронавтов из фантастического фильма. Каждый берет в будке с газоспасательным оборудованием определенный инструмент: кто-то носилки, кто-то чемодан с медицинским оборудованием для оказания первой помощи, кто-то технические приспособления. Каждый знает свое место и ту часть работы, которую ему предстоит выполнять. Экипировка газоспасателей впечатляет. Только один шлем с забралом из жаростойкого стекла стоит около тысячи долларов. У всех дыхательные аппараты «Дрегер», позволяющие работать более часа в условиях полного отсутствия кислорода и концентрации токсических веществ, превышающей ПДК в сотни раз.  В арсенале спасателей чувствительнейшие газоанализаторы, пневмокусачки с режущей силой более чем в десяток тонн, миниатюрные компрессоры, пневмоподушки, помогающие извлекать пострадавших из-под завалов. Газоспасатели несут с собой дополнительные маски, подключаемые к дыхательным аппаратам и позволяющие эвакуировать пострадавших из опасной зоны.
Место аварии и пострадавшего аварийно-спасательная бригада находит сразу. Звеньевой Максим Марченко жестами показывает бойцам на лежащего человека. Роль потерпевшего исполняет один из газоспасателей. По легенде учений, при обрушении газопровода он сломал ногу. Одетый в теплую куртку и ватные брюки, он лежит на снегу неподвижно, и только пар изо рта – мороз сегодня еще тот! – выдает признаки жизни. Газоспасатели разделяются на две группы. Одни оказывают помощь пострадавшему, а другие продвигаются вглубь территории, определяя зону загазованности.
Действия спасателей с медицинской точки зрения профессиональны. И это не удивительно. В газоспасательной службе помимо звеньевого трудятся еще два «Максима» (условное имя манекена) – это муляжи человека, выполненные в полный рост, с датчиками, подключенными к электронной системе. На них отрабатываются навыки реанимации пострадавших. Если грамотно с нужными усилиями провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, то Максим «оживет», подав световой сигнал глазами. Если выполнить процедуру неверно, то муляж человека «сообщит», что у него сломаны ребра.  Все спасатели, выезжающие на аварии и учения, предварительно  отрабатывают свои действия на манекенах.
 
Недостатки
С эвакуацией «раненого» вышла небольшая заминка. Спасатели не смогли с первого раза занести носилки в дверь обжигового цеха. Ледяной нарост не позволял открыть ее полностью. Пришлось ставить носилки на снег и расчищать лед.
Выявился и еще один, более серьезный недостаток. У газоспасателей в районе ликвидации аварии не работала радиосвязь. На заводах большое количество металла, экранирующего и искажающего радиоволны. Частоты, на которых работают спасатели, часто не совпадают с применяемыми на заводах. В таком случае спасателей должны снабдить адаптированными к местным условиям средствами связи.
– Учения проводятся в том числе и для того, чтобы выявлять подобные недостатки, – комментирует ситуацию начальник газоспасательной службы Сергей Кривенко. – Хорошо, что этот недостаток мы выявили на учениях, а не в условиях реальной аварии. Теперь этот пункт будет проработан и включен в план ликвидации аварий в обжиговом цехе.
 
Сотни страниц в голове
План ликвидации аварии – серьезный документ. В Заполярном филиале существует около 60 объектов, на которых возможны аварии и инциденты, ликвидацией которых должны заниматься газоспасатели. И для каждого объекта разрабатывается свой план. С подробно прописанными мероприятиями, с указанием ответственных лиц и последовательности действий, с подробными планами помещений, подъездных путей и коммуникаций. На отдельных металлургических производствах такие планы занимают до 200 машинописных страниц. А у спасателей они должны быть в голове. Поэтому учения проводятся в газоспасательной службе с периодичностью один раз в неделю.
И это дает результаты. В январе этого года снегоочистительная техника повредила газопровод на участке между газораспределительной станцией и никелевым заводом. Уже через несколько минут спасатели прибыли на место. Подача газа была приостановлена, а на трубу наложен временный хомут. Происшествие, предотвращение возможных последствий которого было выполнено оперативно и грамотно, отнесли даже не к авариям, а к производственным инцидентам.
– Безусловным приоритетом действий газоспасателей является спасение жизни людей, – рассказывает Сергей Кривенко. – Вторым пунктом идет локализация аварии, и только потом – технические мероприятия по восстановлению нормальной работы оборудования.
 
Одна такая служба
Зимой 2005 года работники ГСС выполнили уникальную операцию, сравнить которую можно с работой саперов. На старом шлакоотвале в течение недели, работая в круглосуточном режиме, газоспасатели стравили ацитилен из более чем 500 баллонов, не пригодных к эксплуатации. Баллоны были просрочены, и вывезти их на материк не представлялось возможным. Вентили проржавели от старости и не открывались. Применять режущий инструмент для открытия баллонов нельзя: малейшая искра – и возможен мощный взрыв. Была разработана специальная технология, позволившая справиться с этой работой.
А в декабре прошлого года в одном из помещений Единого складского хозяйства, где хранились баллоны с пропан-бутановой смесью, работники обратили внимание на запах газа. Вызвали газоспасателей. Пришлось обмыливать более ста имевшихся на складе баллонов, чтобы выявить «прохудившийся». Всего же в 2007 году подразделения ГСС совершили шесть оперативных выездов на обслуживаемые объекты.
Обращаются в газоспасательную службу за помощью и горожане, не имеющие никакого отношения к «Норильскому никелю». А что делать, если такая служба одна на весь промрайон? Приходят жильцы, почувствовавшие запах газа в подъезде. Обращаются граждане, обнаружившие брошенный в городских дворах шипящий кислородный баллон. Однажды зимой в ГСС обратилась строительная фирма, ведущая ремонт подполья в доме на Ленинском проспекте. При выемке мерзлого грунта рабочие почувствовали запах газа, некоторые – тошноту. Газоспасатели и здесь пришли на помощь.
 
Скоро юбилей
В ближайших планах газоспасательной службы очистка емкостей из под горюче-смазочных материалов в АТО «ЦАТК». Летом такую же работу предстоит выполнить в Снежногорске для Усть-Хантайской ГЭС. На сегодняшний день лицензия на выполнение подобных работ имеется только у ГСС.
Но газоспасательная служба не собирается останавливаться на достигнутом. Здесь осваивают новые виды деятельности. Планируется приступить к обучению сотрудников навыкам промышленного альпинизма, что бывает необходимо при спасательных работах. В 2008 году намечено пройти обучение и аттестоваться на проведение работ по демеркуризации (устранению проливов ртути). На сегодняшний день ни одна структура в НПР, включая СЭС, такую  работу проводить не вправе. А ситуации с бытовыми и производственными проливами ртути, увы, не так уж редки.
В будущем году газоспасательной службе Заполярного филиала «Норильского никеля» исполняется 40 лет. Это одна из первых в Норильске организаций, профессионально занимающихся ликвидацией чрезвычайных ситуаций в непригодной для дыхания атмосфере. Работа газоспасателя уважаема и сегодня. Многие молодые люди, подходящие по критериям здоровья, мечтают об этой трудной, но увлекательной профессии. Достаточно сказать, что конкурс среди желающих попасть сюда составляет до 18 человек на место.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск