Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И мужество, как знамя, пронесли
К Дню Победы
6 мая 2011 года, 11:55
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Впервые героев Великой Отечественной войны в нашей стране стали чествовать лишь в 1965-м, в  год 20-летия Победы. А десять лет спустя весь Советский Союз с большим энтузиазмом готовился отмечать 30-летие победы советского народа над фашистской Германией. В Норильске на улице Севастопольской началось строительство мемориала в честь норильчан, погибших на полях Великой Отечественной, и солдат никелевого фронта. А вот могилы умерших в разное время трех Героев СССР оказались в запустении.
Члены городского Совета ветеранов, посетив старое кладбище по улице Нансена, увидели, что надгробные деревянные памятники подгнили и покосились. Таблички с именами уже с трудом можно было прочитать. И тогда родилась мысль: почему бы не перезахоронить героев на новом кладбище, поставив их могилы рядом друг с другом?
 
Строили всем миром
С этим предложением ветераны обратились к военкому Николаю Трижичинскому, тоже участнику войны. Однако хлопоты Николая Яковлевича перед городскими властями не сразу увенчались успехом. Денег, сказали, нет. Но выход найти можно, не сдавались ветераны и продолжили обивать пороги здания на Ленинском, 24а. Меж собой решили: если разрешат перезахоронение, то строить мемориал надо с помощью промышленных предприятий города – что называется, всем миром.
Из воспоминаний Евгения Климова, бывшего главного врача городской больницы, председателя президиума совета Норильского отделения охраны памятников истории и культуры, почетного гражданина города: “Эскиз мемориала братской могилы я нарисовал во время бессонного дежурства по хирургии.  Мемориал разместил на просторной площадке при входе на новое кладбище. На фоне Талнахских гор смотрелся он величественно и строго. Дежурившим со мной коллегам-хирургам понравился.
По эскизу я изготовил строительные чертежи каждой детали мемориала и пошел к заместителю председателя исполкома Дмитрию Карпову… Но добро на реализацию проекта мог дать только первый секретарь горкома партии Борис Благих”. После очередного отказа энтузиасты решили использовать мощный авторитет члена Совета ветеранов войны Василия Ивановича Долгих, и первый секретарь сдался.
Могилы вскрыли силами ДОСААФ за один день. Гробы подняли, но перевезти на новое место не успели. На ночь у могил установили дежурство. На следующий день солдаты Норильского гарнизона доставили все на кладбище Голиково. Захоронением по приказу замдиректора комбината Василия Павлова занимались работники похоронного бюро УЖКХ.
Из воспоминаний Евгения Климова: “Все помогали с какой-то радостью. Свайные работы и сооружения ростверков выполнил начальник управления подсобных предприятий Нориман Эюбович Вахабов. Надгробные плиты и тумбы делал директор железобетонного завода Николай Павлович Епишев. Директор механического завода Валентин Викторович Шпаковский отлил чугунные тумбы, на них по периметру памятника укрепили массивные цепи, которые дал директор медного завода Джонсон Талович Хагажеев. Начальник ремонтно-строительного участка управления торговли Леонид Степанович Ашанин изготовил макеты звезд Героев Советского Союза и плит с именами героев (отлиты они были на том же добром механическом заводе). Гранит и мрамор предоставил начальник “Норильскгазпрома” Валерий Петрович Бурдин. Начальник управления торговли Александр Давыдович Горр дал мастеров для облицовки монумента гранитом и мрамором”.
В день празднования 30-летия Победы, 9 мая 1975 года, мемориал Героев Советского Союза майора Василия Давыдова, старшего сержанта Семена Уганина и капитана Дмитрия Ковальчука был торжественно открыт.
В реестре объектов культурного наследия Красноярского края значатся и могилы Героев Советского Союза на норильском кладбище. Постановлением Законодательного собрания от 29 марта 1995 года мемориал признан памятником регионального значения.
 
Вынудил врага отступить
Из документов городского архива. Семен Артемьевич Уганин – командир минометного расчета 360-го стрелкового полка (74-я стрелковая дивизия, 40-я армия, 2-й Украинский фронт), старший сержант. Родился 7 января 1924 года в деревне Матаки ныне Дрожжановского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Русский (по другим данным – чуваш). Окончил девять классов. Работал в колхозе.
В начале 1942 года Семена Уганина призвали в Красную армию. В августе того же года он попал на фронт. К весне 1944-го старший сержант Уганин становится командиром минометного расчета второй минометной роты 360-го стрелкового полка 74-й стрелковой Киевской краснознаменной дивизии.  В наградном листе отмечено, что Семен Уганин особо отличился в боях за освобождение Молдавии и при форсировании реки Днестр. 5 марта 1944 года в районе села Рубатый Мост старший сержант Уганин поднял свой расчет в атаку. Первым ворвавшись во вражеские окопы, штыком заколол четырех фашистов. Преследуя противника, убил еще трех. 28 марта при форсировании Днестра в районе села Трестияны Семен Уганин одним из первых со своим расчетом переправился на правый берег. Минометчики приняли участие в отражении контратак противника на захваченном плацдарме. Когда противник перешел в контратаку, расчет Уганина открыл ураганный огонь из винтовок и пулеметов, сорвав атаку немцев. Затем с криком “Ура!” поднял свой расчет и вынудил врага отступить. Спустя два дня во время атаки опорного пункта у деревни Капиотаны расчет был окружен противником. Минометчики в течение нескольких часов отбивали атаки врага, уничтожив большое количество живой силы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года старшему сержанту Семену Уганину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№4254).
В 1947 году Семен Уганин демобилизовался из армии. Приехал в Норильск. Работал проходчиком на руднике “Таймырский” – том, старом, который вначале именовался рудник 3/6. Умер Семен Уганин 18 июля 1959 года.
 
Первым повел батальон в атаку
В наградном листе бывшего командира стрелкового батальона 150-й стрелковой Идрицкой ордена Кутузова II степени дивизии Василия Иннокентьевича Давыдова сказано: “В ночь на 29 апреля 1945 года, ведя ожесточенные бои буквально за каждый метр площади, батальон под командованием капитана Давыдова форсировал реку Шпрею, занял министерство внутренних дел – канцелярию Гитлера. Затем две стрелковые роты и группа разведчиков под личным руководством Давыдова ворвались в здание рейхстага и водрузили Красное знамя”.
К командному пункту Давыдова пробилась группа военных корреспондентов, среди них Н.Шатилов, сотрудник дивизионной газеты “Авангард”. Вот что писал он в своем очерке “За рекой – рейхстаг”: “К рейхстагу я летел точно на крыльях. Грохоча сапогами по железобетону, миновал мост, пробитый тяжелым снарядом. Перемахнул развороченную кирпичную стенку и круто повернул к дому Гиммлера. Наконец  достиг подвала, где оборудован наблюдательный пункт комбата капитана Давыдова. Заметив меня, Давыдов оторвался от стереотрубы, приветливо улыбнулся:
– Вот и корреспонденты пришли брать рейхстаг.
Дым перехватывает дыхание, режет глаза. Лишь слышно, как снаружи секут пули да грохочут снаряды. Давыдов, махнув рукой, зовет связного:
– Журавлев, за мной!
Они бегут наверх. Я следом. С третьего этажа обзор лучше. Отчетливо вырисовывается громада задымленного здания...
– Конечно же, это рейхстаг. Еще в школе видел его в учебнике истории, – словно бы самого себя убеждает капитан.
Журавлев наклонился ко мне, пояснил, кивнув на Давыдова:
– Учитель из Красноярского края. В сельской школе работал. В Чите на офицера учился, до комбата дорос. – Помолчав секунду-другую, заключил: – В каких только переплетах не побывал, весь изранен, а сам, видите, какой непоседа. Теперь, когда вот оно, гитлеровское логово, первым поведет батальон в атаку”.
Из воспоминаний Героя Советского Союза Петра Греченкова: “Алый флаг, укрепленный на выступе рейхстага разведчиками батальона капитана Давыдова, придавал нам новые силы. Как они ухитрились прорваться к фашистскому логову, до сих пор не могу понять. Было ясно одно: если несколько смельчаков сумели преодолеть оставшиеся метры, то и мы сумеем...”
Из воспоминаний Н.Шатилова: “Знамя Победы на куполе рейхстага. С третьего этажа дома Гиммлера отчетливо вижу красные флаги. Сколько их – на башнях, на стенах, на руинах и деревьях! Каждый хотел отметить Первомай личной победой. Но первый алый стяг Страны Советов пронесли к фашистскому логову – рейхстагу разведчики батальона сибиряка Давыдова”. В Центральном музее советских Вооруженных cил, где хранится Знамя Победы, внизу золотой вязью выгравировано, что водрузили его над берлинским рейхстагом подразделения капитана С.Я.Неустроева, капитана В.И.Давыдова, старшего лейтенанта К.Я.Самсонова...
После войны Василий Иннокентьевич окончил офицерскую школу штабной службы. С 1949 года – майор запаса. Жил и работал в Тюмени, затем в Норильске. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями. Умер в июне 1968 года.
 
Внукам и правнукам
…К середине ноября 1944 года войска 2-го Украинского фронта, громя врага на территории Венгрии, достигли берегов Дуная. В ночь на 5 декабря первый батальон 
1077-го стрелкового краснознаменного полка получил задачу форсировать Дунай неподалеку от местечка Чоп Будапештского округа. Заместитель командира батальона капитан Дмитрий Андреевич Ковальчук, как свидетельствуют скупые строки наградного листа, “первым достиг правого берега Дуная и личной храбростью воодушевил бойцов на штурм вражеских окопов.  
В течение суток он лично принимал участие в отражении шестнадцати яростных контратак противника, поддерживаемых танками. Ведя меткий огонь по фашистам, капитан энергично и умело руководил боем десанта. Все контратаки были отбиты, а занятый плацдарм на правом берегу Дуная не только был удержан, но и расширен. Противник при этом понес большие потери…”
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество капитану Дмитрию Андреевичу Ковальчуку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”. Кроме того, он был награжден орденами Красной Звезды и Александра Невского.
В послевоенные годы Дмитрий Ковальчук жил и работал в колхозе имени Калинина, центральная усадьба которого размещалась в поселке Курья Дудинского района. В хронике Талнаха, датированной предположительно 1965 годом, я нашла запись: “В поселке Курья организовался колхоз “Талнах”. Полагаю, что речь идет об одном и том же коллективном хозяйстве, только под разными названиями.
В 1958 году, поехав по служебным делам в Норильск, Дмитрий Ковальчук стал жертвой несчастного случая. Что именно произошло, ни в одном из доступных мне источников узнать не удалось. Я обратилась к заслуженному юристу РФ Вячеславу Ханжину, старожилу города. Возможно, он прольет свет на эту историю. Однако Вячеслав Николаевич сказал: “Это не уголовный случай, скорее всего, автоавария. Информации о том, что Ковальчук – жертва преступления, не было”. Дмитрию Андреевичу к тому времени не исполнилось и сорока лет. Вдова героя осталась верна светлой памяти своего мужа, человека доброго и мужественного.
Из материала “В мирное время отвага ни к чему?”, подготовленного заведующей отделом истории Таймырского краеведческого музея Ниной Предтеченской, я узнала, что в одном из протоколов заседания правления колхоза им. Калинина обнаружилось заявление Ковальчука с просьбой о предоставлении отпуска на Украину с оплатой дороги с 1 мая по 20 июня 1957 года, чтобы привезти оттуда семью. Отпуск предоставили, но без оплаты дороги. Видимо, поэтому семью привезти не удалось.
Десять лет назад в “Заполярном вестнике” была опубликована статья Ирины Перфильевой “Имя, окутанное тайной”. Посвящалась она Дмитрию Ковальчуку и его сыну Николаю, военному медику, вышедшему в запас и в 1986 году приехавшему  в Норильск со старшим сыном Анатолием поклониться могиле отца и деда. Позднее Николай Дмитриевич с семьей переехал в наш город, преподавал медицинское дело в школе безопасности дорожного движения. Два года назад вместе с женой перебрался в Нижний Новгород, а его сыновья Анатолий и Дмитрий Ковальчуки остаются норильчанами. Оба внука героя окончили Норильский индустриальный институт, стали экономистами и работают по специальности в подразделениях компании “Норильский никель”. И у Дмитрия, и у Анатолия растут сын и дочь. В семье Ковальчуков бережно хранят память об отце и деде. А 9 мая внуки героя приходят на могилу в самом начале кладбища на Голиково.
Цветы к мемориалу героев. Май 2011 года
0

Читайте также в этом номере:

Перед парадом (Лариса ФЕДИШИНА)
Невыдуманные истории (Анна СИДОРОВА)
И сквер разобьют (Лариса МИХАЙЛОВА)
Перепись продолжается (Лариса МИХАЙЛОВА)
Енисей затопил причалы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск