На бананах до Путоран
ПУТЕШЕСТВИЯ
28 августа 2012 года, 16:53 Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Offroad Master Club из Новосибирска успешно завершил автоводную трофи-экспедицию “Плато Путорана – 2012».
У норильских любителей экстрима четкое разделение: если большое водное путешествие, то на катере, если штурмовать горки и маленькие речки, то на джипах. А вот участники экспедиции из Новосибирска эти два способа совместили, превратив внедорожники в амфибии, и отправились на Путораны за красотой, выбирая самые недоступные и красивые места страны. Добраться до плато было мечтой президента клуба Игоря Куликова. Полгода назад новосибирцы ехали к плато, но Игорь умер в пути. Остановилось сердце. Они достигли плато со второго захода, уже без него. Любят же эти джиперы задирать колеса своих автомобилей на невиданную высоту. Я забираюсь в “Тойоту»-амфибию, чтобы познакомиться с женой Игоря Валентиной. Теперь она президент клуба. В амфибии тепло, она обшита непромокаемой тканью на молнии, на “первом этаже» места водителя и штурмана, мы же находимся на “втором этаже» – в бытовом, если можно так сказать, помещении. – Они меня просто спасли, – говорит Валентина про товарищей. – Спасли в день смерти Игоря и не бросают до сих пор. Эту машину строил он, поэтому я просто обязана была сюда поехать. И не пожалела об этом нисколько. – Послевкусие после того, как мечта сбылась? – Усталость сумасшедшая. Поработали бурлаками И наших, и новосибирских, и всех прочих джиперов немедленно можно опознать по шноркелям – черным трубам, которые не дают мотору наглотаться воды. Еще одна крайне необходимая в поездках вещь – хайджек, реечный домкрат. Один из участников экспедиции, преподаватель университета Александр Гусев (преподает финансовые дисциплины), показывая на хайджек, закрепленный на борту военного немецкого грузовика “Мерседес-Унимог”, говорит, что этот предмет очень пригодился на речке Талой. Преодолеть ее течение амфибии не смогли. Выползли на сушу, увязли по брюхо в грязи, уткнулись в вечную мерзлоту, но выбрались. Теперь знают, почему по тундре лучше ездить по зимникам. Зато четыре навороченных автомобиля “Тойота-Ленд-Крузер”, превращенные в амфибии, переплыли озеро Глубокое. Такого озеро еще не видело. – У автомобиля слева и справа бананы, основа катамаранов, – рассказывает Александр. – Автомобиль является несущей конструкцией для двух бананов водоизмещением четыре куба каждый, соответственно, грузоподъемностью восемь тонн. Машина весит около трех тонн, плюс топливо, двигатели и прочее. Сзади каждой машины стоит лодочный мотор мощностью 30 лошадиных сил, прожорливый. Две тонны горючего для них вез специальный плот. По ровной воде амфибии двигались со скоростью 7–8 километров в час, по течению – до 15–18 километров. Против течения иногда приходилось работать бурлаками, рассказывает Александр. – Реки мы частично по берегу проходили. Река Муксун, к примеру, даже для многих лодок считается непроходимой, потому что мелкая очень. Но где лодкам смерть, машинам очень хорошо. Мы там страховались: также на бананах, но колесами по воде, потому что глубина небольшая. Катера не ходят, только резиновые лодки. Дошли до дальнего конца озера Собачье – кордона заповедника “Путоранский”. Отдохнули от кастрюль Кто они – эти отчаянные люди, добравшиеся до плато столь оригинальным способом? – Люди разных профессий, – отвечает на вопрос Александр. – Алексей Зуев, ему немного за 30, у нас единственный, кто вырос в Норильске. 10 лет назад уехал в Новосибирск, руководит транспортной компанией. Валентин Веселов тоже в транспортной сфере работает, индивидуальный предприниматель… – Вижу по озвученным должностям, такие путешествия по карману людям обеспеченным? – Просто мы так проводим отпуск. У меня коллеги едут в Турцию, Таиланд, Египет, а я на Таймыр. Нам тут лучше, подальше от цивилизации. 15-летний Никита Зуев рассказывает, что это уже второе экзотичное путешествие, в которое он едет вместе с отцом. 30-летняя Юля, жена руководителя экспедиции Олега Булгакова, говорит, что поездка – отличный отдых от кастрюль. В клубе многие путешествуют парами. Олега и Юлю тоже соединила любовь к экстриму. – Мы когда поженились, был совместный интерес к путешествиям, – рассказывает Олег Булгаков. – Когда дети были совсем маленькие, жена их воспитывала, сейчас мы смогли их оставить бабушке. Юля – неоднократная участница экспедиций первопрохождения, спортсменка-разрядница, кандидат в мастера спорта по автомототуризму. Мы участвуем в чемпионатах Сибири, России, неоднократные их призеры. – Какое место в череде ваших путешествий занимает вояж на плато Путорана? – Мы разное видели: Алтай, Саяны, Магадан, Даурию, Забайкалье, Урал. У нас были очень серьезные походы, когда кончались продукты, топливо, ломалась техника и мы пропадали в тайге, но плато Путорана – один из сложнейших и напряженных походов. Очень трудно было решиться на такое путешествие, потому что считается, что этот район для автомобилей недоступен. Раньше это была просто несбыточная мечта – плато Путорана. Ее никак нельзя было достичь, но год от года она становилась ближе, и мы наконец-то решились. И сейчас усталые, потрепанные, но счастливые стоим здесь. Нашли что искали Путешественники нашли, что искали, – места, куда нога человека ступает очень и очень редко. – Когда на Собачьем мы поднялись на высоту 600 метров, нам открылся вид на котловину, – рассказывает Александр Гусев. – По всему склону мы насчитали восемь различной высоты водопадов, которые стекают вниз ручьями. Внизу все это сливается в бурлящую реку, в безымянный ручей. Глубина в нем по пояс, но сносит – мама не горюй. И ты стоишь и понимаешь, что этого ты никогда не забудешь. И думаешь: а домой-то не хочется. Дома суета, заботы, работа, нужно бежать куда-то, торопиться. Весь год работаешь, зарабатываешь деньги, чтобы поехать в такое большое и серьезное путешествие. Каждый год новые места. Цель нашего клуба – изучение именно культурно, исторически и природно значимых мест, в основном Сибири. Монголию мы еще захватываем и Казахстан. Когда сплавлялись по Енисею, видели следы стройки №503, на Собачьем – свежие следы медведя и росомахи. Людей в таких местах встречаем редко: либо на гусеничных вездеходах, либо на болотоходах. Наша цель – проехать машинами там, где еще не бывали. Теперь и этот маршрут пройден колесной техникой. Путешественникам повезло с погодой: в шторм не попали, мелкий дождь избавлял от гнуса. На этот раз – никаких форс-мажорных обстоятельств. Имеющийся на случай экстренной связи спутниковый телефон не понадобился. 27 августа все разлетелись по домам – закончились отпуска, амфибии отправили по воде, воспользовавшись услугами коммерческой фирмы. Сейчас новосибирцы собираются в новый поход. – Все, кто к этому делу прирос, путешествуют до тех пор, пока позволяют финансы и здоровье. До упора, – сказала по этому поводу Валентина Куликова. – Это уже образ жизни. Каждый год не задаешь себе вопрос: поеду, не поеду? Возникает другой: надо заработать денег, чтобы поехать, и придумать куда. Впечатлений от поездки на плато им хватит на целый год. Но экстремалов из Offroad Мaster Club уже манят новые горизонты. |
0 | Твитнуть |