Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На суше, в воздухе и под землей
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
1 апреля 2013 года, 15:43
Текст: Станислав СТРЮЧКОВ
Когда-то весь транспорт Норильска состоял из нескольких лошадей, а грузы доставлялись на комбинат в навигацию на баржах по Енисею и по непроходимой тундре гужевым транспортом. Первая техника, в том числе самолеты, появилась на территории в конце 20-х годов прошлого века, но гужевой транспорт исправно нес службу вплоть до 70-х.
Железные дороги Норильска уже в середине 30-х годов облегчили доставку грузов на территорию, а растущая сеть автомобильных дорог связала между собой города промышленного района, воспитав у норильчан тягу к собственному автотранспорту. Но в начале 70-х приобрести в личное пользование легковой автомобиль, даже при наличии баснословных денег, было практически невозможно. Право купить “Москвич-412” обычно предоставляли передовикам производства, или машина крайне редко выигрывалась в лотерею. Сегодня в Норильске зарегистрировано более 44 тысяч легковых авто.
В те годы горожане в основном пользовались общественным транспортом – городские маршруты связывали жилые кварталы и промплощадку  комбината. Всего в 1972 году на дорогах работало 227 автобусов, а в следующем на линию вышли первые ЛАЗ-65 с утепленными салонами. В 1975 году работа городского транспорта в Норильске была признана идеальной – ожидание автобуса длилось три-пять минут – лучшее время во всей стране!
А вот идея норильского трамвая, несмотря на целых три проекта устройства городских маршрутов, в наших условиях не прижилась. Трамвайные пути должны были проходить по центральной улице Норильска, подчеркивая преемственность городских традиций от столичного транспорта. Трамвай мог стать уникальным примером рельсового движения по улицам в мировом Заполярье. Однако обслуживание трамвая по всем расчетам стоило невероятно дорого. Позднее много говорили о строительстве в Норильске монорельсовой дороги, проходящей по центру города и далее до Талнаха. Такой транспорт мог бы сократить время в пути до рудной столицы до нескольких минут, но эскизы так и остались на бумаге.
Стали ближе к столице
Беспрецедентный рост производства и развитие города послужили толчком к созданию новых транспортных схем и дорог, новых видов транспорта. Прежде всего необходимо было отработать новые способы морской навигации, с тем чтобы максимально продлить время завоза грузов Северным морским путем. Для этого использовались ледоколы “Ленин”, “Мурманск” и “Капитан Мелихов”. С их помощью сухогрузы “Лена”, “Гижига”, “Восток-5”, “Печенга” и “КуйбышевГЭС” в канун 1972 года доставили в Дудинку необходимые для Норильска грузы, а на обратном пути вывезли продукцию комбината.  Экипажи судов, участвовавшие в первой ледовой навигации, были отмечены правительственными наградами.
Дудинский порт, используя новый опыт, в ближайшие годы перешел на схему доставки “река – море”: по реке Свирь, через Северный ледовитый океан и дальше по Енисею. Уже в 1974 году грузооборот порта достиг рекордной отметки – четыре миллиона тонн.
В 1972 году в Норильск впервые прилетели новые самолеты Ту-134 и Ту-154, положив начало комфортабельным пассажирским перевозкам. Время в пути до Москвы сократилось с шести-семи часов до трех-четырех, и норильчане сразу почувствовали себя ближе к столице. Кроме того, местные летчики осваивали новые трассы – на Воркуту и Новосибирск. С 1968 года пассажиров в новый аэропорт Алыкель доставляла электричка, и дорога в отпуск стала намного комфортнее. Норильчане садились в теплые вагоны на Октябрьской площади и строго по расписанию отправлялись в аэропорт. Одно время в Норильске на месте железнодорожной станции планировали построить здание аэровокзала, где пассажиры могли бы пройти регистрацию и сдать багаж, а потом либо отправляться к самолету, либо, в случае нелетной погоды, домой, пережидать пургу. Эту идею позднее реализовали в Москве: на Ленинградском шоссе построили аэровокзал – целый комплекс с гостиницами и пассажирскими терминалами.
В 1975 году, к 40-летию комбината, ввели  в эксплуатацию автомобильную дорогу Алыкель – Норильск. Тем не менее горожане еще много лет охотнее пользовались электричкой, потому что этот транспорт работал в любую погоду и никогда не опаздывал. Пассажирские электрички работали на линиях Норильск – Дудинка и Норильск – Талнах. В июне 1980 года вся контактная сеть Норильской железной дороги была переведена на стандартное напряжение. В Дудинку стали ходить электрички повышенной комфортности – с мягкими сиденьями и теплыми тамбурами. Позднее во время движения в них даже показывали видеофильмы. В 1998 году пассажирские перевозки по железной дороге из-за убыточности были отменены.
Город и теплоход
В 1978 году состоялась первая в истории комбината круглогодичная навигация. На основе успешных зимних проводок судов прошлых лет директор комбината Борис Колесников подписал приказ “Об организации приема и обработки морских судов”. Временной разрыв в морских перевозках того года составил всего девять недель! По сути, это время ушло на подготовку к ледоходу и приведение причалов в порядок после него. До этого события план перевозок грузов определялся по факту прихода каравана, теперь можно было планировать конкретную дату прихода того или иного сухогруза. Круглогодичная навигация стала поистине революционным событием в жизни НПР, насытив территорию всем необходимым для успешной работы и жизни.
В 1982 году состоялось еще одно знаковое для норильского транспорта событие – в Дудинку пришел теплоход “Норильск”. Этот арктический корабль ледокольного типа был построен финскими судостроителями и мог самостоятельно ходить во льдах метровой толщины. Теперь движение по трассе Северного морского пути стало меньше нуждаться в услугах дорогостоящих ледоколов. А в марте 1985 года был совершен скоростной рейс плавучего контейнеровоза “Механик Желтовский” по маршруту Архангельск – Дудинка – Архангельск.
Штаб “Шторм”
Несмотря на успешно развивающуюся сеть автомобильных дорог, сообщение между городами и промышленными объектами Большого Норильска зачастую блокировала погода. Общая длина снегозаградительных щитов инженера Михаила Потапова на территории составила около 500 километров, однако были места, где это изобретение оказывалось бесполезным. Особенно часто пурга заметала снегом кайерканскую трассу, в результате чего страдала работа Надеждинского завода и жизнь города-спутника. 11 января 1982 года был создан штаб “Шторм”, работающий до сих пор. Штаб принимал решение о закрытии движения по дороге, организовывал движение автоколонн, руководил работами по очистке. Тогда же было принято решение о строительстве в Норильске и Кайеркане капитальных типовых автовокзалов.
О значении зимников
Есть в Большом Норильске еще один вид транспорта, скрытый от глаз большинства горожан, это транспорт, используемый в работе подземных выработок. Сотни километров внутри рудников и шахт комбината ежедневно проходит спецтехника, перевозящая к месту работы горняков и доставляющая на поверхность многие тонны руды. Иногда, во время профессиональных праздников, эти необычные машины можно увидеть на своеобразном параде по улицам Талнаха.
Говоря о транспортных схемах нашей территории, не стоит забывать о значении зимников – сезонных дорог, связывающих в холодное время года отдаленные поселки, газовые промыслы и участки производства с индустриальным центром. Во многом благодаря этим дорогам обеспечивается нормальная жизнь всего Таймырского полуострова.
Летом же связь между Норильском и некоторыми отдаленными поселками осуществляется с помощью навигации по Норило-Пясинской водной системе. Еще в 30-х годах планировалась постройка канала, соединяющего реки Авам и Тагенарка. Этот канал длиной всего полтора километра мог связать водным путем Норильск и Хатангу, что обеспечило бы более качественное развитие территории. Однако этого не случилось, и Хатанга до сих пор находится в относительной изоляции.
В 1953 году прекратилось строительство железной дороги Воркута – Норильск. Эта трасса до сих пор пересекает около тысячи километров необитаемой тундры. Но, как показала мировая практика, дорог не бывает много, поэтому Норильск еще будет развиваться в этом направлении.
 
При написании материала использованы документы архивов города, комбината, Музея НПР и другие источники.
Атомный ледокол “Севморпуть” на трассе Северного морского пути
0

Читайте также в этом номере:

До первой руды (Екатерина БАРКОВА)
Чувство льда (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Уникальный ремонт (Николай ЩИПКО)
Осторожно, сосульки! (Андрей СОЛДАКОВ)
Работы полно (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Из общества талантливых женщин (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Поддержать проект (Лиза КОТИК)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск