Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Один общий Норильск
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
17 июля 2008 года, 14:49
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Мудрецы иногда спорят, что появилось раньше – курица или яйцо? Ответ так и не найден. В случае с Норильском никаких неясностей нет. Вначале был комбинат. Он почти на двадцать лет старше города. Норильск строился и рос, приобретал уважение и заслуженную славу  благодаря комбинату. А тот, в свою очередь, умножал в мире число норильчан, большинство из которых – и нынешних и бывших – приезжали на Крайний Север именно для того, чтобы работать на горно-металлургическом гиганте. День металлурга и День города празднуются в Норильске в один день, и это не вызывает ни у кого ни удивления, ни возражений. Потому что городу и комбинату, как в песне поется,  «не жить друг без друга». В канун 55-летнего юбилея города «Заполярный вестник» пришел в гости к директору Заполярного филиала «Норильского никеля» Виктору Томенко.  
– Виктор Петрович, город и комбинат всегда шли в одной связке. Даже юбилеи у них следуют друг за другом. Через три дня будем отмечать 55-летие Норильска, а через два года – 75-летие компании. Одна судьба, одни проблемы, одни победы. Какие достижения последних лет вы считаете на настоящий момент знаковыми для города?
– Я согласен, что город и комбинат связаны воедино. Хотя, если постараться, всех людей можно разделить по самым разным признакам. Начиная с того, что мир состоит из мужчин и женщин, из детей и взрослых, пенсионеров и работающих и т.д. Даже внутри комбината люди делятся  на работников той или другой отрасли, разных профессий. Поэтому, в общем-то, делить нас можно как угодно – смотря для каких целей. Но правда и в том, что и победы, и проблемы у жителей Норильска, как правило, общие.
А знаковые достижения…  Это в первую очередь то, что город и его жители пришли к определенной стабильности и, миновав «точку невозврата», уверенно смотрят вперед. Мы опять начинаем чувствовать себя, как это было раньше, «единой нацией норильчан». Мы можем гордиться, что город пережил тяжелые времена, выстоял вместе с компанией, которую  в середине 90-х годов конкуренты списывали как «не имеющую будущего» и уже подсчитывали те проценты рынка,  которые они займут  после ухода с него «Норильского никеля». Наконец-то о вахтовом развитии и освоении таких территорий, как Заполярье, уже почти перестали говорить. И я рад, что норильчане отстояли право жить в своем городе как в родном доме. И остались сплоченным обществом.
Если говорить о самом важном из недавних событий… Пожалуй, стоит вспомнить о тех испытаниях, которые устроила нам заполярная природа нынешней зимой. И поведение жителей города, и работа всех ответственных структур на территории – комбинатских,  городских, краевых, федеральных – заслуживают хорошей оценки. То, что мы с честью вышли из ситуации этой зимы, не без потерь, но без крупных провалов, – это одно из знаковых  явлений.
А чего стоит активность норильчан во время двух выборных кампаний – в Госдуму и президентской? И активность опять-таки нашей зимой, когда за окном пурга и мороз. Норильчанам в этом плане есть чем гордиться.
Еще одно знаковое событие – работа над стратегией развития региона на перспективу. Разработана концепция дальнейшего развития  компании, следуя которой создаст свою и город. И хотя сегодня городская стратегия еще не принята, она вырабатывается хорошими, на мой взгляд, темпами. Мы во многом явились зачинателями этого процесса. А он очень непростой. Согласитесь, далеко не просто погружаться в дело, результатом которого могут являться довольно спорные и неоднозначные выводы. Все с удовольствием готовы критиковать и «бомбить» разработчиков, особенно на ранних стадиях, когда появляются только зачатки каких-то мыслей и соображений. Тем не менее компания и город сделали очень важные шаги, заложили фундаментальные вещи. И особенно радует, что норильская общественность к разработке стратегии очень живо подключилась.
– Как вам кажется, с чем связано возрождение социальной активности норильчан? Почему народ вдруг «проснулся» и решил сам свою судьбу строить?
– На повышение социальной активности людей влияет много факторов. Я бы выделил в первую очередь подъем уровня жизни в стране в целом, победы в спорте, успехи россиян в культуре, политике, бизнесе. Российские компании сегодня активно выходят на международный уровень и становятся серьезными игроками в мировом экономическом пространстве. Страна набирает вес в общеевропейском пространстве как серьезный партнер в сфере энергоресурсов. Не забудем про победу Сочи как претендента на проведение Олимпиады. Наблюдается всеобщий рост пассионарности в стране. И на этой основе люди почувствовали, что они могут быть услышаны, могут потребовать от власти, которую они выбирали, тех дел, которые им необходимы.
И со стороны  президента России в этом направлении проведена огромная работа. Во время путинского периода президентства власть, может быть, впервые по-настоящему начала общаться с народом в форме диалога. Проводилось множество прямых линий, подробных интервью, шел открытый разговор с жителями страны, демонстрировалась власть закона и приверженность демократическим принципам.
Еще влияет, что улучшения в жизни страны наметились. И Норильск, и комбинат – не исключение. И хотя мы долго запрягали, это надо признать, но по многим вопросам пришли к правильным решениям. После первого квартала 2007 года произошел значительный рост заработной платы на предприятиях,  за нами и бюджетники подтянулись. А рост зарплат произошел у нас одномоментно – 25–30 процентов. Реакция людей, естественно, была самой положительной. Позитивные изменения в материальном плане в Норильске продолжаются: это выплата премий по итогам года, пенсионные опционы, дополнительные выплаты из фондов коллективного стимулирования и так далее. Все это добавляет людям уверенности и хорошего настроения, стимулирует к большей самоотдаче в работе,  и они с большей охотой участвуют в общественно-политической жизни.
– То есть чем больше дает власть людям, тем больше она получает в результате?
– Абсолютно так. И выигрывает в результате вся страна, весь народ.
– Норильск в «доперестроечные» времена всегда задавал высокие стандарты – социальные, экономические, культурные, управленческие – и никогда не считался провинциальным городом. Помимо высокоразвитой социальной сферы  имелось множество приятных мелочей: автобусы с литерой "а" на развилках поворачивали налево, а с литерой "б" – направо; в городе работала справка-автомат "погода", когда в других городах такой уровень сервиса невозможно было представить, и тому подобное. За последние десять лет материковские города сильно подтянулись (взрывной рост капитального строительства, современные торговые и культурно-развлекательные комплексы, меняется к лучшему архитектурный облик), а Норильск  как бы сбавил темп. В чем, на ваш взгляд,  причины этого? Как их преодолеть? Есть ли у вас основания гордиться своим родным городом?
– Есть, и достаточно много. Для меня Норильск – это единственный родной и любимый город на Земле. Но попробую быть беспристрастным. Норильск прошел фазу спада вместе со всей Россией. После распада Союза, в середине 90-х годов, это была  объективная реальность. Случилось то, что случилось. Не по воле злого гения или по чьей-то вине.  Но город наш сильно сдал в те времена, и именно тогда были заложены предпосылки тех явлений,  которые мы видим в последние годы: наличие ветхих домов под снос, растепление вечномерзлых грунтов, частичное разрушение инфраструктуры и так далее. Только в Норильск этот спад, характерный для всей России, пришел позднее, чем в большинство российских городов. Но он пришел. А сегодня мы можем говорить о некотором подъеме в развитии.
Необходимо отметить как важное событие завершение основного этапа работы по нашему аэропортовому комплексу. Это то место, где бывает практически каждый норильчанин ежегодно и не по одному разу. Аэропорт, особенно для Норильска, не имеющего другого сообщения с материком, – это визитная карточка города. И ею мы вправе гордиться и перед краевым центром, и даже перед многими миллионными городами. Мы построили достойный аэропорт для людей, живущих и работающих здесь, в Заполярье.
Много объектов культуры, социальной сферы и спорта сейчас строятся и уже построены. Открылась прекрасная библиотека на Ленинском, Ледовый дворец, КДЦ «Гармония» в Кайеркане.
Я бы отметил очевидный подъем в культурной жизни города. Недели не проходит без того, чтобы в Норильске не проходили какие-то события, значимые мероприятия культурного плана. Жителям столиц  не всегда удается прикоснуться за последнее время и за последний год к таким вещам, какие стали привычны для норильчан. «Золотая маска» в Норильске, мероприятия в рамках «Таймырского кактуса».  Великий Лев Додин – мировая величина – побывал у нас с двумя мощными премьерными спектаклями. К появлению в наших краях таких известных групп и исполнителей, как «ДДТ», Земфира, «Машина времени», «Звери», все уже привыкли и воспринимают это как само собой разумеющееся.
Работу в этом направлении мы всегда поддерживаем: в организационном плане, в хозяйственном, и являемся в этом смысле единомышленниками с управлением культуры городской администрации, с другими творческим силами города. Все это оказало свое положительное влияние, синергию – и, когда все соединились, «оркестр зазвучал иначе, чем каждая отдельная скрипка». А к 75-летию Норильского комбината в 2010 году сдадим после реконструкции Дворец культуры.
– Чем ГМК "Норильский никель" и ее Заполярный филиал помогают Норильску?
– Мы работаем в этом плане по нескольким направлениям. Первое – это наши «материальные» вложения в городские объекты. Кроме работ по реконструкции стадиона «Заполярник» и строительства «Арены-Норильск» мы еще отремонтировали все спортивные залы в 45 наших школах (по три миллиона вложено в каждую), в Талнахе и Кайеркане вводим детские сады, усилиями компании достроены и сданы уже упомянутые библиотека на Ленинском проспекте, Ледовый дворец в Кайеркане, КДЦ «Гармония». Много хорошего сделали для города.
Городские власти направили значительные  бюджетные средства на программу поддержания фасадов городских зданий, проблема с которыми в этом году обострилась. Мы же со своей стороны также организовали большой объем работ по фасадам зданий, принадлежащих компании, а таких у нас в городской черте немало.
Комбинат в этом году выделил 70 млн. рублей на ремонт дороги до Алыкеля и организовал его проведение.
Еще одно направление – предприятия компании шефствуют над всеми школами, детскими садами, воинскими частями, поселками Таймырского муниципального района. Шефская помощь заключается не в том, чтобы раз в году выделить какому-то учреждению бочку краски, вовсе нет! Шефская помощь – это нечто большее. Это вовлеченность в жизнь, в мир, в котором живет подшефный, и вовлечение подшефного в собственный мир. Это, как говорится, дороже денег.
Ну,  а самая главная социальная программа комбината – то, что он дает людям работу и платит им деньги, предоставляет возможность развиваться и строить планы на долговременной основе, учиться, двигаться вперед, строить карьеру. В конце концов, зарабатывать, чтобы потом ехать на материк и строить там новую жизнь – по крайней мере, после завершения активной трудовой деятельности. Мы даем рабочие места работникам наших предприятий и подрядных организаций, работающих совместно с ЗФ. А это более 60 тысяч человек.
И еще один важный пункт – мы платим налоги в бюджет, и город фактически живет за счет платежей «Норильского никеля».
А еще компания помогает городу (да и местному бизнесу) своими кадрами. Посмотрите, как много людей в местной власти, людей известных, которые прошли в свое время школу комбината.
– Кстати, о кадрах. Сейчас нет-нет да заговорят о «кадровом голоде», выбросят тему для обсуждения на интернет-сайтах. Как и где Заполярный филиал сегодня восполняет потребность в специалистах? Достаточно ли в Норильске профессионалов?
– Я не склонен оценивать сегодняшнюю ситуацию как «кадровый голод». Но при этом мы совершенно четко отдаем себе отчет, что сейчас ситуация не такая благоприятная, как была восемь-десять лет назад. Понятно, что работа по подготовке специалистов, по найму рабочей силы является непрерывной и обязательной, она стоит компании денег и определенных усилий. Мы занимаемся этими вопросами. Я говорю о профориентационной подготовке, о вложениях в персонал, который уже трудоустроился в компании и получает второе, третье образование или специальность (ежегодно в нашем центре подготовки персонала, а ныне – корпоративном университете – до 25 тысяч работников повышают квалификацию, получают вторую профессию и так далее).
На комбинате существует целая система подготовки персонала. У нас ведется постоянный прием на работу на все предприятия компании. Ежегодно мы трудоустраиваем около трех тысяч человек. Около 70 процентов – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Мы сориентированы на местные трудовые ресурсы, на ребят, которые заканчивают школы, получают среднее техническое и среднее специальное образование. Мы отслеживаем таких ребят со школьной скамьи. Кроме того, мы сотрудничаем более чем с 30 вузами по всей стране – с Московским и Ленинградским горными институтами,  Северо-Кавказским университетом, Сибирским федеральным университетом... 70 процентов выпускников Норильского индустриального института устраиваются на работу на предприятия компании. Кстати, в России наблюдается очень большая конкуренция за квалифицированные трудовые ресурсы. За людей, которые имеют хороший производственный опыт и практику, ведется настоящая борьба. Россия, и в частности Сибирь, очень бурно развиваются. Так что к третьему курсу будущие выпускники по таким дефицитным профессиям, как геолог или металлург, уже «раскуплены» работодателями. Квалифицированные кадры сейчас становятся такими же ресурсами, как, например, природные и энергетические, за которые надо побороться и за доступ к которым надо платить. И это справедливо.
– Если говорить непосредственно о производственных достижениях, какие успехи Заполярного филиала последних лет вы считаете важнейшими?  Какие трудности были наиболее значительными?
– Главный успех в том, что на протяжении уже многих лет мы держим достаточно высокий уровень производства металлов. Несмотря на то что все сложнее становится добывать металл в руде. Содержание металлов в руде падает, мы уходим на более глубокие, более отдаленные залежи. Для сохранения конкурентоспособности нам нужно делать новые вложения, чтобы добраться до руды, которая расположена на  других горизонтах.
Наша миссия на сегодняшний день – обеспечить работоспособность и стабильность с точки зрения действующего производства и постепенно, осмысленно идти вперед. Прежде всего в части модернизации. Ведь когда строили комбинат, бывало, проекты делались одновременно со стройкой. Многие проблемы, с которыми мы сегодня имеем дело, не нашли своего разрешения в проектах тех времен. В современной жизни мы себе уже не можем и не должны этого позволять. Мы все должны делать по уму и по науке. И нам надо постараться все реконструкции произвести не теряя объемов. Мы же не можем себе позволить закрыться, например, на несколько лет и перестроить комбинат. Хотя и это была бы тоже сложнейшая задача.
Другое важное достижение – создание Концепции развития компании до 2020 года. Ее не надо считать догмой, работа над ней еще продолжится, но мы уже имеем исходный документ.  А жизнь, конечно же, будет вносить в нее какие-то свои уточнения.
– Сейчас производственные подразделения группы "Норильский никель" находятся на четырех континентах в шести странах мира – России, Австралии, Ботсване, Финляндии, США и ЮАР. И компания продолжает расширяться. Не превратится ли в связи с этим Заполярный филиал, а вместе с ним и город,  из флагмана, из "столицы "Норильского никеля" в некую производственную провинцию?
– Я думаю, что до сегодняшнего дня Норильск однозначно определялся как  сердце компании, как основа ее мощи и могущества, как источник ее богатства, как регион, дающий работу другим нашим подразделениям: красноярским, на Кольском полуострове. Есть такая цифра: 85 процентов российской выручки, которую «Норильский никель» получает от реализации продукции, поступает от продажи того металла, который произведен из сырья, добытого и переработанного в Норильске. Вот роль Норильска. И хотя зарубежные активы «Норильского никеля» производят тоже приличные объемы металла и реализуют свои программы развития, на сегодняшний день мы – самые крупные и определяющие для всей компании.
Помните ситуацию с «Полюс Золотом»? «Полюс Золото» было в составе ГМК. Когда он достиг определенного масштаба развития, его выделили в самостоятельную компанию. «Норильский никель» остался с Норильском, а «Полюс» пошел в «собственное плавание». Может быть,  одна из наших миссий – создавать новые стоимости, новые проекты и компании?
На сегодняшний день разведанные и поставленные на баланс объемы норильской руды, при нормальном развитии мировой экономики, без кризисов и потрясений, говорят о возможности работать эффективно, оставаясь лидером мировой отрасли по производству никеля, и меди, и металлов платиновой группы,  еще многие и многие десятки лет. Вот значение Норильска, вот его будущее. А если здесь есть производство, то и жизнь будет поддерживаться и развиваться.
– Что, на ваш взгляд, можно назвать символами Норильска, его изюминками? Что его отличает от любого другого города?
– Если быть объективным, город внешне не сильно отличается от других заполярных городов – Якутска, Нижневартовска и других, ему подобных. Может быть, главное отличие от них нашего города в том, что в окрестностях более чем на 500 километров нет ни автомобильных, ни железных дорог? Мы называем остальную часть материком, хотя живем на полуострове…
Для нас, тех,  кто здесь живет и работает, Норильск – это родной город, и каждому он дорог по-своему. Для кого-то это коллектив, в котором он работает, круг друзей или любимое дело, для кого-то – «Лыжня «Норильского никеля», озеро Лама, или мини-футбольная команда, для кого-то – бардовские песни, «Таймырский кактус» или Заполярный театр. Это все символы города, из которых и складывается один общий Норильск.
– Что бы вы хотели пожелать норильчанам в День города?
– Норильск, как правило, наше временное место на земле. Хотя от этого не менее родное. Но почти все когда-то отсюда уезжают. И я бы пожелал норильчанам любви к этому месту, к своему городу. Чувствуйте Норильск. Пусть ваши сердца бьются в унисон с пульсом этого трудного, но все же прекрасного города.  Пусть норильский период жизни будет для вас полноценным, насыщенным, а воспоминания о своем становлении, достижениях, реализации в творчестве, трудовой карьере будут наполнены позитивными эмоциями. Желаю каждому норильчанину, чтобы Норильск всегда вызывал чувство благодарности к нему  за то, что помог найти свое место в жизни.
0

Читайте также в этом номере:

Сухопутные игры (Елена ПОПОВА, Анапа – Норильск)
Служить по контракту (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Северный драйв (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск