Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Огни Норильска
Это город наш с тобою
3 февраля 2011 года, 11:18
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Полярная ночь закончилась, но зима еще полноправно властвует в Норильске. И вечерами в городе загораются уличные фонари. Так будет до тех пор, пока темное время суток не сменят белые ночи и полярный день.
Мы с фотокорреспондентом едем по вечернему Норильску. Наша задача – найти плохо освещенные участки улиц. Их, надо сказать, не много.
– Нет, наш город хорошо освещен, грех жаловаться, – говорит нам водитель такси, выезжая с Кирова на Советскую. – На материке чуть в сторону от центра свернул – и все, темень. А у нас даже такие задворки, как Лауреатов или Нансена, сияют. Ко дворам, может быть, есть претензии, но их надо адресовать жилищным компаниям, а не муниципалитету.
Водитель проявил редкую осведомленность: дворовое освещение действительно находится в ведении жилищных компаний. Фонари на промплощадке – собственность Заполярного филиала. А уличными занимается муниципальное учреждение “Управление “Норильскавтодор”.
– Мы обеспечиваем обслуживание и техническую безопасность улично-дорожной сети города, – поясняет заведующий производственно-техническим отделом “Норильскавтодора” Вадим Бедняков. – А наружное освещение входит в состав автодороги любой городской улицы. Так что обслуживание уличных фонарей – тоже наша задача.
 
Улица, фонарь, ГОСТ
Отвечая на вопросы “ЗВ”, Вадим Бедняков рассказал, что в жилых районах  Большого Норильска сейчас установлены 1500 опор наружного освещения. Опоры – то, что мы просторечно называем фонарными столбами. Есть одно-, двух- и даже пятиламповые (как на Театральной площади) опоры. Если же считать сами источники света, то городские улицы освещают 2890 ламп.
Эти лампы специально предназначены для площадей, улиц и автодорог. Два основных критерия, которым они должны соответствовать, – не слепить водителей и освещать при этом участок согласно санитарным нормам и правилам. СНиП детально регламентируют требования к уличному освещению, учитывая плотность и яркость покрытия дорог, среднюю освещенность в зависимости от интенсивности транспорта и так далее.
– В условиях Крайнего Севера мы используем 400-ваттные натриевые лампы высокого давления и отказались от дуговых ртутных ламп низкого давления, – говорит Вадим  Бедняков. – Спектр свечения у натриевых ламп смещен в сторону желтого цвета, он более приятен для глаз. Ртутные лампы дают псевдодневной свет. Кажется, что он ярче, но на самом деле освещенность от него такая же, как от натриевых ламп. Кроме того, ртуть – более вредный для экологии элемент, чем натрий, поэтому к ртутным лампам выдвигаются более серьезные требования по утилизации и  обеспечению безопасности для окружающей среды.
– А есть какие-то специальные требования к расстоянию между фонарями?
– Расстояние между опорами утверждается на стадии проектирования, в зависимости от того, сколько ламп на опоре, под каким углом от них падает свет, какова их мощность. В Норильске расстояние между уличными фонарями порядка 25 метров.
– Может быть, существуют “северные” модели уличных фонарей?
– Специальных модификаций для Севера нет. Соответствующие требования ГОСТа и СНиП едины на всей территории страны. Так, по ГОСТу, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения,  неработающих светильников должно быть не более 5%. Но на самом деле в наших климатогеографических условиях, где к освещенности даже субъективно достаточно серьезные требования, мы не допускаем, чтобы у нас не работали больше 0,5% ламп. То есть, допустим, если в Центральном районе из 1750 светильников не горят пять, то это нормально. Принимаем меры, конечно. Но превышение этого показателя мы рассматривали бы уже как чрезвычайную ситуацию.
 
Нажми на кнопку – получишь свет
– Как долго служат уличные лампы? Часто ли их приходится менять?

– В условиях Севера они, наверное, служат меньше заявленных  производителем характеристик – все-таки здесь серьезные температурные, ветровые и колебательные нагрузки. Из всех ламп (их, напомню, порядка 3000 по всем районам города) в год мы меняем чуть меньше половины – 1200–1300 штук. В режиме периодического включения-выключения дуговые лампы высокого давления работают в среднем около 8000 часов, то есть около двух лет.
– Кто включает фонари? Когда-то на уроках физики нам рассказывали, что они работают от фотореле…
– Технология фотореле давно устарела – эти устройства слишком чувствительны к изменениям внешней среды. Сейчас используются реле времени, они установлены в щитах управления уличным освещением (в трансформаторных подстанциях или подъездах домов). Реле времени запрограммированы в соответствии с графиком включения и выключения. А график составлен с учетом продолжительности светового дня. Допустим, в июле искусственный свет на улицах вообще не нужен, а на декабрь, напротив, приходятся самые большие энергозатраты. Вообще, уличные фонари в Норильске горят больше трети года – 3590 часов.
Кроме того, в городе есть централизованная система принудительного включения – можно включить уличный свет, нажав на специальную кнопку в управлении городского хозяйства. Правда, из-за недавнего крупного пожара в коллекторе эта система несколько пострадала, но, думаю, через неделю она будет полностью восстановлена.
– То есть с помощью кнопки можно включить городское освещение вне графика, заданного реле времени?
– Да. Например, когда в городе днем пурга или туман, плохая видимость, мы стараемся включать освещение вне графика, чтобы водителям и пешеходам было удобнее.
– Сколько электричества “съедают” уличные фонари?
– Если брать в расчет только уличную сеть селитебной зоны, в год по всем районам Норильска расходуется порядка 3600 мегаватт-часов электроэнергии. В прошлом году мы заплатили за нее 6,7 миллиона рублей.
– На освещение улиц деньги выделяет городская казна. Кому как исполнитель муниципального заказа их платит “Норильскавтодор”?
– По существующему законодательству мы платим непосредственно тем организациям, которые поставляют нам энергию, то есть жилищным компаниям, являющимся собственниками трансформаторных подстанций. Часть денег (за транспортировку) они оставляют себе, вторая составляющая уходит производителю электроэнергии, то есть Норильско-Таймырской энергетической компании.
 
Планы есть, но денег мало
– Сколько опор уличного освещения “Норильскавтодор” заменил в прошлом году? Может быть, появились фонари на ранее не освещенных участках?

– В рамках контрактов с муниципалитетом в 2010 году сделано довольно много. Так, мы установили опоры освещения на дороге к патолого-анатомическому корпусу. Осветили участок от Талнахской до Кирова, который был не освещен. Установили 21 новую опору там, где они либо отсутствовали, либо в свое время были сбиты и не восстановлены (например, три опоры поставили на Ленинском проспекте, и сейчас участок от Советской до памятника Ленину похож на улицу, а не на закоулок, каким он казался, будучи неосвещенным). Больше 20 опор отрихтовали, то есть восстановили вертикальное геометрическое положение, потому что грунты у нас сами знаете какие, плюс ветровые нагрузки, от которых опоры тоже имеют свойство гнуться. Заменили порядка 17 фундаментов под опорами, потому что старые не выдерживали нагрузки либо пришли в негодность.
– Что представляет собой фундамент под опорой?
– Это железобетонная конструкция, на которую с помощью анкерных болтов крепится сама опора освещения. Кроме того, мы поменяли 8,5 км кабеля.
– Это ежегодные работы?
– Это то, что мы делаем помимо технического обслуживания наружного освещения. Контракты предусматривают, что часть денег резервируется на ремонтно-восстановительные работы. По результатам весеннего обследования улично-дорожной сети мы принимаем решение о выполнении тех или иных работ и подаем техническое задание в управление муниципального заказа.
– Дорога Норильск – Талнах когда-нибудь будет освещена? Или это так дорого, что не имеет смысла задавать подобный вопрос?
– Цена этого вопроса на сегодня – 500 миллионов рублей. Наверное, когда-нибудь трасса Норильск – Талнах будет освещена. Но насколько это “когда-нибудь” близко, пока трудно сказать. Есть готовый проект освещения этой трассы, разработанный институтом “Норильскпроект”. Но полмиллиарда рублей – это достаточно дорого, и когда у города появятся такие деньги, можно только гадать. Вполне возможно, что проект будет внедряться поэтапно. Допустим, сначала введут в эксплуатацию первую очередь – от Норильска до Оганера, а это обойдется уже в 100 миллионов.
– Как житель Норильска, вы считаете, что наш город достаточно освещен?
– И как житель, и как специалист, я считаю, что Норильск, может быть, лучший в стране город по степени освещенности. Даже в двух главных российских мегаполисах – Москве и Питере – центральные улицы освещены, но стоит свернуть за угол, и сразу темно хоть глаз выколи. У нас же все улицы светлые. Есть, конечно, участки, где освещение не установлено (например, улица Ломоносова), но мы постепенно ликвидируем эти пробелы. На сегодня 97% улиц города освещены прекрасно.
Сегодня улицы города освещают полторы тысячи фонарей, в которых горят три тысячи ламп
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск