Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Особенность каждого выстрела
ЗАКОН И ПОРЯДОК
18 сентября 2009 года, 15:57
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Я никогда не имел и не хотел бы иметь оружие. Но довольно часто среди друзей обсуждается очередная поездка на охоту, преимущество одного «ствола» перед другим. Что значит иметь оружие в доме?
Не раз, бывая на пресс-конференциях в городском управлении внутренних дел, видел, как на первом этаже появляются люди с охотничьими ружьями в руках. Поэтому, когда предложили познакомиться с работой отделения лицензионно-разрешительной работы и контролю за частной детективной охранной деятельностью, я охотно отправился в 110-й кабинет, к исполняющему обязанности начальника отделения лейтенанту милиции Анатолию Хохлову.
 
Настоящий арсенал
Все оружие подразделяется на боевое, служебное и гражданское. Боевым вооружены спецподразделения, сотрудники милиции, армия, спецслужбы. Гражданское от боевого отличается в основном калибром, отсутствием возможности вести огонь очередями и емкостью не более десяти патронов. Есть и еще ряд ограничений и различий, все они указаны в Законе «Об оружии», который можно найти где угодно: от киосков «Роспечати» до Интернета.
Сегодня в заполярном городе официально зарегистрировано 13 153 владельца гражданского газового, нарезного и гладкоствольного оружия. У них на руках в общей сложности находится 15 820 «стволов». Это неудивительно, говорит Анатолий Хохлов, норильчане любят оружие.
– Закон, в принципе, позволяет одному человеку владеть пятнадцатью единицами гражданского оружия, – говорит он. – Конечно, при определенных условиях. Спрос на стрелковое оружие в Норильске есть, и владельцы часто приходят к нам с различными вопросами.
По словам Анатолия Хохлова, с начала нынешнего года в отделение обратилось 4384 норильчанина. Кто-то приходил оформлять лицензию на приобретение, кто-то обращался за продлением (переоформлением) действующих документов, другие интересовались вопросами транспортировки оружия.
К слову, самая вооруженная страна мира – США, где на 100 человек приходится более 90 единиц оружия. В целом граждане этой страны владеют почти 300 миллионами единиц оружия.
 
Либеральное законодательство
Получение права на владение оружием – несложная процедура. Достаточно обладать хорошим здоровьем (не быть на учете в ПНД и у наркологов), не иметь проблем с законом. К тому же нужно знать правила обращения и применения оружия – сотрудники отделения проводят настоящий экзамен, проверяя эти знания. Ну и конечно, иметь специальный оружейный сейф, без которого лицензии на приобретение и хранение «ствола» не выдадут.
Кстати, одной из проблем, которые устраивают сами себе норильские владельцы гражданского оружия, становится своевременная регистрация и перерегистрация оного. Разрешение (лицензия) действует всего пять лет.
– Если документы не в порядке, мы изымаем оружие у владельца и храним у себя до тех пор, пока ситуация не будет исправлена, – говорит Анатолий Хохлов.
Однако есть и проблемы. Например, в УВД хранится оружие, которое никем не востребовано. Бывает, умирает охотник, а наследники на ружье с патронами – ноль внимания. Вот и лежат они мертвым грузом на складах. Одним из путей решения проблемы является «дефектовка» и утилизация.
«Дефектовка» – процесс, при котором выявляют все особенности «ствола», при которых его эксплуатация невозможна. Если на образец выдается такое заключение, «ствол» отправляют в Красноярск на утилизацию.
 
Веяние моды
В Норильске официально зарегистрировано 4078 владельцев газового оружия, в основном револьверов, рассказывает исполняющий обязанности начальника отделения.
– Когда-то было модным иметь газовые револьверы или пистолеты, – говорит Анатолий. – Ассортимент богатый – от отечественных образцов до внушительных импортных. Сейчас некоторые модели этого оружия, по сути, не нужны и малоэффективны. И достаточно много такового нам приносят на утилизацию.
К слову, норильчане вообще часто сдают оружие. В крае с 2007 года проводится операция, предполагающая выплаты населению за добровольную сдачу незарегистрированного оружия и боеприпасов.
С января по август нынешнего года в УВД для временного хранения от подразделений милиции поступило более 180 единиц изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов. Кстати, сумма вознаграждения, выплаченного за добровольную сдачу, – несколько десятков тысяч рублей.
Как правило, говорит Анатолий Хохлов, норильчане сдают оружие и патроны, найденные в тундре – на промысловых точках, в охотничьих избушках. Кто-то находит спрятанные «стволы» и патроны при ремонте в купленных квартирах. Было время, когда горожане сдавали по четыре единицы оружия в день.
Попадались и переделки (из газового в нарезное), но таких было мало.
– Переделок попадается немного, – утверждает исполняющий обязанности начальника отделения. – Во-первых, уголовную и административную ответственность за такие метаморфозы никто не отменял. Во-вторых, люди, наверное, понимают опасность самой переделки. Газовое оружие изготовлено из других сплавов для определенных зарядов. Применение же других, мощных патронов может быть опасным для жизни – либо ствол разорвет, либо что-то еще случится.
Право на ношение оружия можно и потерять. Например, если владелец такового дважды нарушил административное законодательство в части порядка управления. Вообще, говорит Анатолий Хохлов, имея то, что может стрелять, человек должен осознавать ответственность.
– Важно знать законодательство. В частности Закон «Об оружии» и некоторые главы Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Там все четко расписано: от хранения, перевозки, регистрации оружия до моментов, когда человек теряет право на владение им.
С 2007-го по 2009 год в судебном порядке было прекращено право собственности на три единицы огнестрельного оружия.
 
Спорт, охрана…
Сотрудники отделения занимаются лицензионно-разрешительной деятельностью охранных агентств и спортивных клубов, где есть оружие. Впрочем, из последних в городе – только тир во Дворце спорта «Арктика», в котором используются малокалиберные винтовки, с лицензированием использования которых проблем, как правило, не возникает.
Но с частными охранными предприятиями, которых в городе около 20, все сложнее, рассказывает Анатолий Хохлов. Во-первых, чтобы вооружить сотрудников, одного сейфа и лицензии мало. Должна быть специальная оружейная комната с ограниченным доступом и высокой степенью защиты.
И это лишь малая часть требований, предъявляемых частным охранным предприятиям специальной межведомственной комиссией. Учитывается абсолютно все, в том числе, к примеру, пожаробезопасность.
Вооружены охранники обычно гладкоствольными помповыми ружьями «Сайга» и пистолетами «Иж», отличающимися от «Макарова» меньшей мощностью. А вообще создание и вооружение частной охранной фирмы – очень дорогое удовольствие.
Что касается частных детективов, то в нашем городе их нет. Единственное детективное агентство Норильска недавно закрылось. По мнению Анатолия Хохлова, услуги детективов почти не востребованы – город маленький.
 
… и развлечение
Обязательному лицензированию подлежат оружие пневматическое (с дульной энергией более 4,5 Дж) и травматического действия. Особенности пневматики, то есть когда ее нужно лицензировать, также можно узнать в законе, у экспертов-криминалистов на Вокзальной, 2, или в отделении лицензионно-разрешительной работы.
Что касается набирающей популярность игры «Страйкбол», где используются «приводы» – копии различного стрелкового оружия, стреляющие пластиковыми шариками, то их лицензировать, говорит Анатолий Хохлов, в общем-то, не нужно. Правда, эти «стволы» должны все же отличаться от боевого оружия. И, возможно, потребуется экспертиза – для установления величины дульной энергии, которая не должна превышать установленную Законом «Об оружии» норму. Если экспертиза не требуется, то хранить и перевозить эти «приводы» к месту игр следует в разобранном виде, как и настоящее оружие.
Кстати, за лицензиями в отделение не обращались владельцы различных арбалетов, которые продаются в магазинах города или которые можно заказать по Интернету. Арбалеты – холодное оружие метательного типа и могут быть опасны для окружающих.
То же самое относится и к широкому ассортименту ножей. К слову, законодательство предписывает регистрировать охотничьи ножи, вписывать их в охотничьи билеты. Но то холодное оружие, которое у нас продается, говорит Анатолий Хохлов, имеет характеристики кухонных ножей, какого бы устрашающего вида оно ни было.
А вообще, стреляет большей частью не оружие, а люди, утверждает Анатолий Хохлов. И об этом нужно помнить всегда и всем.
Из оружейного магазина подчас трудно уйти без покупки
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск