Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Открывать молодые пути…
НОРИЛЬСК В ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ В НОРИЛЬСКЕ
16 апреля 2012 года, 17:02
Текст: Станислав СТРЮЧКОВ
В этом году комсомольской организации Норильска исполнилось бы 75 лет. Официально. А фактически все 80 и даже, по некоторым данным, 90 лет. “Ну и что?” – скажут некоторые. Надо ли сегодня разбираться в тонкостях истории политической организации, приказавшей долго жить более двадцати лет назад? Я уверен, что непременно надо, так как история норильского комсомола – это неотъемлемая часть общей истории нашего города. Истории малоизученной и парадоксальной по причине повышенной секретности во времена становления и развития города. Истории, за которую иногда стыдно, поэтому многие факты из прошлого скрываются десятилетиями или искажаются…
Кроме того, подлинная история норильской комсомолии осталась незаслуженно забытой во времена гласности, когда до последнего барака разобрали историю норильских лагерей, вспомнив чуть ли не поименно всех заключенных на территории. При этом “вольная” жизнь по эту сторону колючей проволоки была проигнорирована.
Время красных чумов
А ведь в годы становления города и производства несладко приходилось и заключенным, и энтузиастам-добровольцам. Холодно, голодно и неуютно было всем, или почти всем. Иной раз в своих воспоминаниях заключенные даже сочувствовали вольным. Седой Таймыр для всех одинаковый. А уж чей вклад в становление Большого Норильска стал определяющим – это вообще риторический вопрос.
На мой взгляд, историки не должны давать оценки ни людям, ни событиям минувших лет и тем более определять, что именно должно быть забыто, а что, наоборот, увековечено. Кроить историю под себя – задача политиков. А работа любого исследователя – бесстрастно разобраться в прошлом и представить максимально подробные сведения на суд общественности. Время рассудит. Именно поэтому сегодня мы возвращаемся к истории норильского комсомола.
Так получилось, что станок Норильское, расположенный на правом берегу одноименной реки еще в начале ХХ века, к современному Норильску никакого отношения не имел. Эта промысловая точка в числе многих других, разбросанных в округе по берегам рек и озер, административно подчинялась станку Часовня, что стоял в излучине реки Рыбной. После прихода советской власти там был образован Часовенский кочсовет, ставший центром жизни нашей территории вплоть до 1939 года, после чего административные функции перешли в уже действующий поселок Норильск, а Часовня быстро опустела.
Справедливости ради стоит заметить, что фактически на территории Таймыра советской власти не было вплоть до 1934 года, когда с помощью регулярных войск Красной армии удалось раскулачить последних долганских князей и загнать в колхозы кочевые племена ненцев и нганасан. Нет, формально в Дудинке, Норильске и Часовне развевались красные флаги и работали советские и партийные органы, но на просторах Таймыра привычный уклад жизни никто менять не хотел. Товарно-денежные и социальные отношения затундренных крестьян и малых народов Таймыра выстраивались столетиями и достигли идеального баланса именно к приходу “красных чумов”. Любое изменение привычного уклада жизни грозило смертью. Поэтому никто в тундре не желал добровольно отдавать основу жизни, оленя, в какие-то колхозы. Никто не хотел считать шамана, спасшего не один десяток жизней, идеологическим врагом, а родового князя, умелого хозяйственника, – классовым врагом. И уж совсем никто не понимал, как можно оседло жить в стационарных избах, не передвигаясь по тундре в поисках лучших кормов для животных.
Прибывающих агитаторов обычно внимательно выслушивали, откровенно потешаясь над предложением проявить революционную сознательность, но когда гости от слов начинали переходить к делу, обрекая целые стойбища на вымирание, их просто убивали и перекочевывали куда-нибудь подальше. Среди погибших при становлении советской власти на Таймыре были и комсомольцы, искренне стремящиеся улучшить жизнь местных народов по коммунистическим лекалам.
Например, известно, что в конце 1931 года оргбюро крайкома партии по Таймырскому национальному округу направило в тундру на период коллективизации группу коммунистов и комсомольцев, в составе которой были норильчане Георгий Хореев (председатель рудкома), Геннадий Чач (заведующий магазином). Их убили, и такой результат был скорее правилом.
Вместе с тем у подножия горы Рудной шло становление медеплавильного производства. Еще в середине ХIХ века купцы Сотниковы обнаружили здесь выходы медно-никелевых руд и построили медеплавильную печь, применив для этого кирпич из единственного каменного здания в округе – дудинской церкви. Черновую медь удалось получить в 1868 году, после чего печь развалилась – кирпич не выдержал высокой температуры. Наступил полувековой перерыв в освоении Норильского месторождения, истинных масштабов которого не знал в то время никто.
Первые геологические экспедиции 1919–1926 годов определили гигантские объемы и промышленную ценность норильских руд. На смену геологам пришли строители, шахтеры и другие специалисты. В 1935 году началось строительство Норильского медно-никелевого комбината, ставшего впоследствии одним из крупнейших предприятий мирового значения.
Август или октябрь?
Когда же в Норильске появились первые комсомольцы? Принято считать, что эта молодежная организация образовалась на строительстве комбината в 1937 году по решению собрания всех комсомольцев Норильска, коих было тогда тринадцать человек. Историки указывают на разные даты этого события. Михаил Важнов и Анатолий Львов единодушно утверждают, что историческое собрание состоялось в августе, в то время как известный летописец Владимир Лебединский называет 10 октября 1937 года. Последний источник представляется более достоверным, поскольку не только указывает день создания организации, но и поясняет, что случилось это за несколько недель до празднования 20-летия Октября. Возможно, толчком для создания собственной территориальной организации послужили и транспортные проблемы. Рядовым комсомольцам вставать на учет, платить взносы и участвовать в собраниях было крайне затруднительно, так как комитет комсомола находился в Дудинке.
Как бы то ни было, принято считать, что осенью 1937 года в Норильске появилась комсомольская организация, и прежде чем мы назовем поименно всех тринадцать ее членов, сделаем небольшое отступление.
Точка отсчета
Наивно было бы предполагать, что до исторического собрания 1937 года комсомольцев на нашей территории не было. Газета “Советский Таймыр” (№2 за 20 июля 1932 года) писала: “Для обеспечения плана Норильскстроя идут буровые работы, и неплохо. Образец социалистического труда показала комсомольская хозрасчетная бригада бурвышки”. Там же говорится, что всего буровиков было одиннадцать, и восемь из них – комсомольцы. А еще в 1932 году состоялась первая окружная комсомольская конференция, на которой присутствовали делегаты Норильскстроя. Получается, что организации еще не существовало, а делегаты ее уже представляли…
По сохранившимся в печати воспоминаниям старожилов, в 1931 году на Таймыре насчитывалось 67 членов ВЛКСМ, объединенных в пять комсомольских ячеек, одна из которых – норильская. Комсомольское пополнение норильской экспедиции 1931 года встречали уже живущие на территории члены Коммунистического союза молодежи – Виктор Горшков (рабочий буровой вышки), Виктор Калугин и Александр Вологодин (мотористы), Иннокентий Бурмакин (помощник горного мастера) и другие. Об этом историкам Анатолию Львову и Михаилу Важнову сообщил комсомолец с 1924 года, норильский доброволец-новосел 1931 года Константин Семенович Боронкин.
Известно также, что в первых геологических экспедициях 20-х годов были комсомольцы и наверняка создавались комсомольские ячейки, однако документов, подтверждающих это, пока не найдено. Таким образом, установить точную или бесспорную дату образования норильского комсомола вряд ли представляется возможным, поскольку косвенные данные для истории могут являться лишь стимулом для дальнейшего исследования, но не фактом. Исторический факт появляется только тогда, когда косвенные данные подкреплены документами, а в новой истории еще и свидетельствами очевидцев и фотоснимками.
Вполне возможно, что первый комсомолец на Норильской земле появился 90 лет назад, еще в 1922 году, в одной из экспедиций, геологической или железнодорожной. Однако такое предположение не дает нам права вести счет комсомольским годам именно с этого времени.
Также мы не можем в поисках отправной точки опираться на газетные статьи, особенно агитационного периода. Несомненно, что комсомольцы в Норильске начала тридцатых были, но вот их организации (комитета) не зафиксировано.
Архивные документы говорят о том, что вплоть до 1937 года все норильские активисты регистрировались, платили взносы и вели работу даже не в Часовне, но исключительно в Дудинке как центре Таймырского округа. И только в 1937 году появилась комсомольская организация Норильска, позволяющая молодым людям решать все вопросы на месте и сохранить время и силы для основной работы.
Таким образом, подтвержденной точкой отсчета деятельности норильской комсомолии мы с полным правом будем считать 1937 год, когда тринадцать первых объединились в политическую организацию.
Вот состав первой комсомольской ячейки Норильска:
Феня (Фаина) Зиновьева – учительница;
Августа Репина – инженер-геолог;
Анна Никонова – инженер-обогатитель;
Константин Ярцев – инженер-гидрогеолог;
Петр Кавенкин – инженер планового отдела;
Александр Шаройко – инженер-обогатитель;
Анатолий Балин – прораб буровых работ;
Лев Савва – шахтер угольной штольни Шмидтихи;
Николай (Зураб) Зарапетян – проходчик на руднике;
Константин Васин – начальник культурно-воспитательного отдела (КВО), по специальности горный инженер;
Иван Перфилов – инженер-строитель, лидер коллектива;
Василий Ковтун – солдат охраны лагеря;
Константин Близнецов – оперуполномоченный.
С этого момента начинается “летопись славных дел” норильского комсомола, как шаблонно выражалась пресса того времени. Нам предстоит вспомнить многие из этих дел, после чего каждый желающий сможет сделать собственные выводы об истории  норильского комсомола.
Комсомольцы образца 1957 года
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск