Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Память о Великом Тамаде
Семейная реликвия
13 сентября 2010 года, 16:59
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
13 лет назад норильчанин Александр Носов издал необычную книгу тостов, им самим и написанных. Мало того что этот фолиант – единственный в своем роде, но ведь еще и посвящен Норильску, его предприятиям и жителям, в том числе родственникам, частично перебравшимся в Англию.
“Если я все же тебя и покину, вьюгу твою предпочту я садам, знай, что любовью к тебе не остыну. Просто в наследство любимому сыну память свою о тебе передам”, – это о Норильске, любимом городе Александра Носова. Для его потомков “Книга поэтических экспромтов” превратится в реликвию, в которой память о нашем городе, его обитателях и предприятиях  материализована на 750 страницах.
“Всех поэтов оставил с носом. Он своим огромнейшим томом, полным тостов, как мух, их убил” – так написал про книгу во вступительном слове известный норильский поэт. Другие  поэты, писатели, журналисты и один кандидат наук оставили о Великом Тамаде – мастере проведения застолий, изобретателе нового литературного жанра приглашения к тосту – не менее интересные и весьма позитивные отзывы. Все сошлись в главном: Александр Иванович и как человек хорош – дружелюбный и жизнелюбивый, только он мог написать: “Норильск из вечной мерзлоты пророс как символ доброты”. Да и, собственно, все его тосты выросли из желания сказать людям что-нибудь приятное, греющее душу.  
Хоть на Лондонской бирже и торгуют норильским никелем, но навряд ли англичане много знают про Норильск. К счастью,  внучка Александра Носова Диана, наполовину англичанка,  однажды сможет навести некоторые справки по дедушкиной книге, причем в стихотворной форме: “Мороз в Норильске остр, как сабля, и ветер хлесткий, словно кнут. Здесь солнце, как бальзам, по капле, с великим наслажденьем пьют”.  Или: “Здесь у гряды арктической в горниле непогод возник металлургический Надеждинский завод”. Из книги она узнает про строительство печи ПЖВ на медном заводе, про смелых связистов и рудник “Маяк”, найдет посвящение мэру Смолову, журналисту Львову, доктору Ждановой, а также себе, своим маме и папе-англичанину, своей тете Лолочке-елочке и бабушке, которую “дедуля Саша” называет “милой женушкой Зоюней”.
 
Солнечная энергия Александра Носова
Не каждому так повезло с дедушкой. Дедушка английской внучке достался с биографией. За полвека трудовой жизни в Норильске кем он только не работал: горным электрослесарем, скреперистом, мастером-взрывником, энергетиком, референтом директора комбината, снабженцем, председателем кооператива звукозаписи, владельцем магазина “Диапазон” и издательства “Пегас”. В 60-е “мертвой хваткою вгрызался в звенящую стальную мерзлоту” – долбил коллектор от магазина “Саяны” до 3-й школы.  В те далекие времена за такую ударную подработку  давали благоустроенные квартиры. В новое жилье он перевез из  завалившегося, с чадящей печкой балка жену и маленького сына.
Все свои норильские полвека он говорит тосты на свадьбах, юбилеях, днях рождения и прочих праздниках. Как уверяют очевидцы, создает чудесную, душевную атмосферу.  Рассказывают, что одна невеста даже ставила вопрос ребром: “Или тамадой будет Александр Иванович, или я не выйду замуж”. Рассказывают также, что однажды мастера тостов из солнечного Закавказья обомлели от восторга, услышав речи Носова за соседним столом, а потом он давал им мастер-класс. Уверяют также, что при помощи своих талантов Великий Тамада продвигал вперед прогресс на норильском комбинате. Когда ангарский завод недопоставил электрощиты для строящейся печи ПЖВ, Александр Иванович отправил туда телетайпом тост по случаю приближающегося юбилея завода. Директор был растроган,  щиты отгрузили. Кстати, этот тост можно найти в “Книге поэтических экспромтов”.  
Несколько сотен восхищенных тостов… И как у автора   хватает душевного тепла на всех чествуемых?  Ну, во-первых, он считает норильчан самыми добродушными и гостеприимными, а норильчанок – самыми красивыми женщинами. Разве это не может вдохновлять? Во-вторых, большое значение имеет философия Великого Тамады. “Нужно к жизни отношение иметь радостное, тогда и солнце к тебе повернется” – он живет по такому правилу.  Многие горожане черпают с мелованных страниц книги солнечную энергию автора, когда отправляются в гости и не могут сами придумать поздравление.
Одно время Александр Носов даже подумывал, не определить ли свое детище в Книгу рекордов Гиннесса? Однако пока она остается просто изданием, в котором собрана память о Норильске и норильчанах.
У директора Норильского комбината Николая Машьянова (на фото слева) был очень дружелюбный референт
0

Читайте также в этом номере:

Инвестиции в гору (Виктор ЦАРЕВ)
Бюджет с перерасчетом (Ален БУРНАШЕВ)
Созорничала и не пожалела (Татьяна РЫЧКОВА)
Пришелец (Валерий КРАВЕЦ, журналист, норильчанин с 1965 года)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск