Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Поставили крест на Крестах?
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
2 июня 2009 года, 14:00
Фото: Владимир СОЛДАКОВ
Текст: Владимир СОЛДАКОВ
Поселок Кресты Таймырские, что на правом берегу Пясины, недалеко от места впадения реки Дудыпты, административно подчинен территориальному отделу городского поселения Дудинка в поселке Усть-Авам. Здесь живут пятнадцать человек, связанных с рыбоохотпромыслом и метеорологией. Это все население некогда многолюдного и бойкого таймырского поселка.
Когда-то жизнь бурлила
…Никак не забыть начала восьмидесятых годов, потому что попал я тогда сюда впервые. Прилетел с заданием редакции газеты «Советский Таймыр» написать о промысле диких оленей на воде.
Здесь, в месте впадения Дудыпты в Пясину, из года в год был самый бойкий их ход. «Дикаря» десятками тысяч стреляли промысловики, круглосуточно поджидавшие оленей на точках Рассоха и Палатка, Сенькин Мыс и Дорофеевка. Никто, однако, не мог сравниться с бригадой отстрельщиков Салтана Цаллагова - работника Норильского комбината, всегда бравшего отпуск на сезон охоты и прозванного в здешних местах Осетином. Результаты работы этой интернациональной бригады, в состав которой входило и коренное население, так и остались никем в госпромхозе «Таймырский» не превзойденными.
А могучим промысловым хозяйством руководили в ту пору замечательные люди: умнейший человек, вышедший из недр НИИСХ Крайнего Севера ученый Сергей Линейцев и главный охотовед Владимир Болонин…
Однако речь сегодня идет о поселке. Когда-то имел он весьма благоустроенный и веселый вид. В нем проживало больше полусотни жителей, а точнее, 67 человек, как подсказал мне рыбак-охотник с промысловой точки Рассоха Владимир Смоляков.
Он живет в этих краях уже сорок лет. Жена его, Тамара, – из известного в авамской тундре рода Анциферовых. По-прежнему занимаются они традиционными промыслами, причем довольно успешно, несмотря на все сегодняшние производственные трудности и житейские передряги.
В поселке в прежние годы стояло добротное и крепкое деревянное здание метеостанции (позже сгорело), где несли 24-часовую вахту пять-шесть специалистов-метеорологов. Под одной крышей работали магазин с клубом (красным уголком), где показывали художественные фильмы и собиралась молодежь, готовившая к праздникам концерты художественной самодеятельности.
Здешние ребятишки посещали начальную школу, за первой медицинской помощью жители поселка всегда могли обратиться в фельдшерско-акушерский пункт. И все в округе на многочисленных промысловых точках знали в лицо фельдшера Ефремова. А еще в Крестах Таймырских выпекали хлеб, работал рыбоприемный пункт от Норильского рыбозавода, была хорошо оборудованная площадка с маяком (приводом), здорово выручавшим вертолетчиков в сложных метеоусловиях.
– Метеостанция и сейчас работает, – говорит местная жительница Екатерина Левицкая. – Во-о-н она, в том сарайчике, что на отшибе.
Тетя Катя показывает за околицу поселка, где утонул в глубоких снегах полуразвалившийся домик.
– А «действующих» домов у нас всего три, с двенадцатью квартирами, где и проживает все наше сегодняшнее население, – продолжает она.
 
Что будет с поселками?
…Лучшему поселковому дому, где и находится квартира Екатерины Левицкой, крайне необходим добротный ремонт. Как, впрочем, и остальным домам-квартирам в Крестах Таймырских.
А тетя Катя многого не требует.
– Мне бы досок куба полтора, – произносит она мечтательно, – да пару мешков цемента… С ремонтом сама управлюсь. А чего? Руки-ноги есть, желания – не занимать. Потихоньку и привела бы в порядок свою квартиру. Уезжать-то отсюда не хочется, – завершает она разговор, задумчиво и грустно глядя на ярко полыхающий в печи огонь…
Поселок Кресты Таймырские – всего лишь один из множества поселков полуострова, уходящих сегодня в небытие. В здешних местах были и другие, подобные ему. Если даже навскидку вспомнить: Пайтурма, Долганы, Боганида, Камень, Тарея и более крупный – Усть-Тарея, где когда-то работал даже свой аэропорт, принимавший вездесущих «аннушек»…
В сельском поселении Караул таких опустевших, обезлюдевших, умирающих поселков ничуть не меньше: Иннокентьевск и Дорофеевск, Дерябино и Хинки, Поликарповск и Мунгуй, Байкаловск, Посино, Кареповск… Не хватит, пожалуй, пальцев рук, чтобы все сосчитать!
Еще двадцать – двадцать пять лет назад в них вовсю кипела жизнь со всеми ее атрибутами: магазином и фельдшерско-акушерским пунктом, клубом, а в некоторых – и с почтовым отделением, как, скажем, было в Крестах Таймырских.
Куда все подевалось, куда ушло, почему? Что будет лет через двадцать с сегодняшними, пока еще действующими, поселками? Неужели и их ждет такая же судьба?
Вопросов много. Некому только ответить на них в нынешние непростые времена…
0

Читайте также в этом номере:

Теперь ты менеджер! (Инна ШИМОЛИНА)
Реплики – к месту? (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск