Привет Карлсону
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
10 марта 2011 года, 11:44 Текст: Юлия КОХ
|
Как отличить детскую книгу от взрослой? В наше время, когда солидные женщины и мужчины зачитываются поттерианой, а малыши в восторге от героев комиксов, это становится все сложнее.
Вот и книгу Леены Крун “В одежде человека” трудно рекомендовать читателям какого-либо определенного возраста. История дружбы мальчика и пеликана, полная грустных размышлений об экологии, философии и будущем человечества, обладает вполне достаточной глубиной, чтобы занять взрослого любителя чтения на несколько вечеров. Окончательно запутывает сказочная повесть с изрядной примесью сюрреализма “Сфинкс или робот”, изданная под одной обложкой с этой историей.
Главное – костюм По сути своей “В одежде человека” – это добрая сказка об одиноком мальчике, который в один прекрасный день нашел себе необыкновенного друга (привет “Малышу и Карлсону”). Респектабельный сосед Хурулайнен, всегда вежливый и безупречно одетый, оказывается… пеликаном! Мальчик Эмиль узнает, что смышленая птица, которую люди спугнули с насиженных мест, решила стать человеком. Для этого пришлось выучить язык и приспособить большие белые крылья для новых, непривычных задач (например, застегивания пуговиц). Впрочем, пеликан вскоре обнаружил, что главное – это костюм, ни на что другое обычные горожане не обращают внимания. Взрослые слишком зациклены на собственных проблемах, чтобы разглядеть под человеческой одеждой мощный клюв и смешные тонкие птичьи лапы. Только дети способны раскрыть тайну Хурулайнена и узнать его грустную историю. Пеликан долго восхищался издали умом людей, их ловкими руками и хитроумными изобретениями. Эти существа по праву господствуют на планете, думал он. Поскольку оптимизма и упорства нашему пеликану было не занимать, он решил, что сможет, приложив некоторые усилия, стать человеком. Чтобы вписаться в чужой ему мир, пеликан украл одежду у одного из отдыхающих на пляже. Беспечная парочка в попутке подбросила его до ближайшего города. Завороженный уличным движением и незнакомыми вещами, встречающимися на каждом шагу, чужак бродит по улицам до темноты. Поток гуляющих в конце концов приносит его в оперу, и звуки “Волшебной флейты” навсегда покоряют пеликана. Человек не птица Вскоре чужак понимает, насколько несвободны люди. Необходимость ходить на работу, осознание времени и неизбежной смерти становятся для птицы неприятным открытием. Эмиль учит Хурулайнена читать, и книги надолго занимают его живой ум. Но газеты повергают беднягу в шок. Войны, убийства и другие новости, вполне обычные для каждого из нас, заставляют пеликана сомневаться в благополучном будущем человечества. Прогуливаясь по городу, он попадает в церковь и видит “печального человека, приколоченного к кресту”. Это зрелище тоже действует на птицу угнетающе. Несмотря на растущее разочарование, пеликан незаметно для себя самого очеловечивается. Он делает неплохую карьеру и даже влюбляется в человеческую девушку. Он совсем забывает о своей прежней семье, которую оставил, покинув родную стаю. Какое-то время он еще думает о том, чтобы поселить их в своей городской квартире, но так и не решается предпринять какие-либо действия. Эмиль тоже привыкает к необычному соседу. Хурулайнен со своим неуемным любопытством и дружеским участием становится идеальным компаньоном для мальчика, на которого не обращают внимания даже собственные родители. В любом порядке Сказочная повесть “Сфинкс или робот” удивительна прежде всего тем, что главы ее можно читать в произвольном порядке. В этих историях происходят странные, мало связанные между собой события. Мужчина средних лет исчезает в тарелке с горячим супом, а налоговый инспектор улетает в бесконечное странствие по небесам на собственном островке суши, не подчиняющемся земному притяжению. Юная героиня повести воспринимает окружающие ее чудеса без особого удивления, но с определенной долей научного любопытства. Путаницу усугубляет отец девочки, который придерживается весьма спорных научных теорий. Например, он искренне считает, что Вселенная – это огромный полый шар, а мы обитаем на его внутренней стороне. Произведения Леены Крун написаны простым и понятным языком. Несмотря на то что в ее сказках затрагиваются сложные проблемы современного общества и даже научные понятия, ее истории неуловимо напоминают традиционные детские истории в духе великих сказочников прошлого. Эти сказки можно без преувеличения назвать депрессивными (впрочем, не более чем “Маленького принца” или “Русалочку”), но это их качество компенсируется добрым и по-детски наивным взглядом героев на окружающий мир. |
0 | Твитнуть |