Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сделайте себе красиво
ГОРОД – ЭТО МЫ
20 апреля 2017 года, 16:14
Фото: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
Заурядная городская среда, типовые дома и улицы – архитектурное наследие многих российских городов. Могут ли рядовые горожане формировать и менять городское пространство вокруг себя? Делать его более красивым и комфортным, причем не на любительском, а на профессиональном уровне? Оказалось, это не так сложно.
Норильчан сложно расшевелить и сделать так, чтобы они стали участвовать в преобразовании городской среды, в которой живут, когда они не готовы даже поддерживать чистоту в собственных подъездах. Впрочем, инертность – черта не только жителей Норильска. Но практика других городов показывает, что даже инертного человека можно заинтересовать и раскачать. Надо только показать ему вдохновляющий пример, чтобы человек поверил: это возможно.
О том, как горожане могут формировать и менять среду вокруг себя, говорили с кандидатом искусствоведения, профессором и завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук знаменитой Строгановки Кириллом Гаврилиным на встрече, которая прошла недавно в рамках форума социальных технологий “Город – это мы”.
Не прихоть, а воспитание вкуса
Кирилл Гаврилин представляет один из старейших вузов страны – Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова, которая имеет почти   200-летнюю историю. Главная специализация Строгановки – дизайн, и в этом у академии довольно много достижений.
– Даже если кто-то впервые слышит название этого вуза, на самом деле очень хорошо с ним знаком, – рассказал Кирилл Гаврилин. – Все много раз видели картины Врубеля, Коровина, все помнят красные звезды, венчающие кремлевские башни, все знают сценографию Большого театра, созданную в первой половине ХХ века Федоровским, все знают айдентику Советского Союза – герб, наградные знаки и так далее, помнят работы художников русского авангарда – Малевича, Кандинского, Родченко. О нас вспоминают, когда спускаются в Московское метро, когда пользуются какими-то современными предметами, ставшими знаковыми и даже культовыми в мире дизайна.
Кирилл Гаврилин в Норильске не впервые, в прошлом году он уже был спикером клуба-лектория “Обогатительная фабрика” – просветительского проекта медиакомпании “Северный город”. Та лекция была посвящена моде и дизайну в ней. В этот раз темой разговора стал дизайн городской среды. Строгановская академия в числе прочего готовит специалистов в области средового дизайна, то есть дизайна городской среды.
– Дизайн – очень важная составляющая нашей жизни, – отмечает  профессор. – Потому что любая вещь, которая нам нравится, которая востребована рынком, должна быть грамотно “упакована”. Измените пропорции предмета, к примеру айфона, нарушьте что-то немного – и это уже будет не тот продукт. То же самое можно интерполировать и на городскую среду.
В начале разговора определились и с терминологией. По мнению Кирилла Гаврилина, значение слова “дизайн” в наши дни девальвировано.
– Слышишь “дизайн”, а звучит как “бла-бла”, – говорит он. – Нэйл-дизайн. Поставили вазу с цветком на столик – тоже дизайн. На самом деле, конечно, это не дизайн. Современный дизайн тесно связан с производством, с индустрией, с формированием городской среды. И по сути, он создает ту среду, которая формирует человека: его поведение, его предпочтения и так далее. Дизайн – это не прихоть. Это то, что воспитывает. Воспитывает глаз, эстетический вкус, даже патриотизм и чувство гордости за свою улицу, свой дом, за место, где работаешь и гордишься этим пространством. Это очень важно, и это часть идеологии и культуры.
В городском пространстве нужны профессионалы
Скучные типовые районы – проблема любого российского города. При этом многие из нас за рубежом восхищаются видами каких-нибудь заштатных провинциальных европейских городов, в том числе индустриальных. Кирилл Гаврилин отмечает: совершенно понятно, что там над городским пространством работают прежде всего архитектор и дизайнер. В последнюю очередь к этому пространству прикасается строитель. Есть жесткая иерархия: архитектор, в команде которого дизайнер и строитель. У нас все наоборот, поэтому многие наши города выглядят очень уродливо. В Норильске, слава богу, есть хотя бы красивая центральная часть, которая очень эффектно спроектирована.
Но наша власть наконец обратила внимание на проблему: с городским пространством должны работать профессионалы. По Интернету разошелся на цитаты гневный спич Валентины Матвиенко, которая прошлой осенью побывала с рабочим визитом в Сахалинской области и высказала руководству региона свое недовольство по поводу внешнего облика Южно-Сахалинска: “Как вам не стыдно? Затрапезный, неухоженный, неблагоустроенный город”. Она отметила обшарпанные фасады, безобразную, непрофессиональную рекламу и все то, что так портит и другие российские города, в том числе Норильск.
– Матвиенко была в ужасе, проехав по главной улице Южно-Сахалинска, – говорит Кирилл Гаврилин. – На уровне власти вопрос поставлен. К тому же появился интересный документ, он называется “Приоритетный проект формирования комфортной городской среды” и выложен на сайте Минстроя России. В нем прописаны все принципы, о которых мы с вами здесь сегодня говорим: общественное участие, системный подход к городской среде – никакой стихийности и так далее. С этим документом можно ознакомиться и подумать, как его применить.
Стихийного хаоса в городской среде допускать нельзя, убежден профессор. И в крупных городах процесс упорядочивания пространства уже начался. В Москве, например, стали бороться с непрофессиональной и стихийной рекламой. Есть новый городской закон, который это регламентирует, и рекламное оформление улиц теперь отдают исключительно в руки профессионалов.
– Это лишь одна из граней – нам нужны профессионалы в городском пространстве, – говорит Кирилл Гаврилин. – Если обратиться к специалисту графического дизайна, он наглядно расскажет и покажет, как работает текст, как работает реклама в городской среде, чтобы не делать ее безобразной и создавать эстетизированные пространства. А это вполне реально. Ведь всем нравится Трафальгарская площадь с вечерней рекламой – она сделана профессионально.
Большая мечта маленькой Сатки
Могут ли к обустройству городской среды подключиться горожане? Причем не на уровне участия в субботнике или покраски поребриков во дворе, а на уровне профессиональной работы с пространством и архитектурой? Могут, и вполне успешно, полагает спикер.
В качестве примера он привел индустриальный металлургический город на южном Урале – Сатку – с населением всего около 50 тысяч человек. У группы энтузиастов созрела идея архитектурного фестиваля “Моя Сатка”, посвященного обустройству города силами местных жителей.
Дело пошло не сразу, не один месяц ушел на раскачку жителей, но постепенно ситуация изменилась: появились инициативы и сообщества, стали расти культурные активности, присоединились партнеры, власть, волонтеры, различные фонды. Сейчас фестиваль настолько оброс связями и опытом, что для работы над городской средой в маленький уральский город уже приглашают звезд урбанистики, архитектуры и дизайна с мировым именем.
Фестиваль стал ежегодным. Это уже серьезная творческая тусовка, которая сопровождается образовательными программами и дискуссиями, жителям читают лекции об истории ланшафтного дизайна, архитектурных и художественных приемах.
Главная цель “Моей Сатки” – постепенное воспитание в горожанах любви к собственному городу и участие в последовательном создании комфортной городской среды собственными силами. И конечно, создание такой дружелюбной элегантной городской среды должно способствовать появлению определенного социального климата, воспитанию человека, который гордится своим городом, созданию местных достопримечательностей.
– Самое интересное – производство каких-то объектов, которые проектируются совместно представителями городских сообществ и профессионалами, – рассказывает Кирилл Гаврилин. – Например, при содействии дизайнеров один из владельцев местного мебельного производства принял участие в создании уличных объектов. Сделали, например, необычную скамью огромного размера (на фото. – Авт.), которая напоминает амфитеатр и вместе с тем – эффектный пластический объект в духе современного искусства. То есть это не просто плоскость с утилитарной функцией, “чтобы сидеть”, но и объект, который вполне  самостоятельно работает в пространстве города.
Проект “Моя Сатка” расширяется и все больше приобретает международные контуры: организаторы стали взаимодействовать с посольствами, которые помогают привлечь к этому маленькому городку художников и дизайнеров из других стран. Причем саткинцы не вкладывают в это какие-то фантастические средства – все очень бюджетно и, как оказалось, несложно. По большому счету нужен лишь энтузиазм.
Посмотреть, чем живет фестиваль “Моя Сатка” и как благодаря ему изменился город, можно на странице “ВКонтакте” vk.com/moyasatka.
Главное – начать
На опыте Сатки получилось выявить важные принципы взаимодействия профессионалов с городскими сообществами.
– Важный из этих принципов – максимальное внимание к местным особенностям: обычаям, материалам, флоре и фауне, локальной истории и городским мифам, – перечисляет Кирилл Гаврилин. – Ваш миф – это ледниковый период. Этот комикс мог быть рожден в Норильске. Ископаемая фауна придает шарм и очарование региону. Это часть большой истории, которая может как-то работать и быть реализована средствами искусства, архитектуры и ландшафтного дизайна. Другой принцип – соответствие проектов запросам общества, чтобы они адекватно интегрировались в городское пространство, смотрелись свежо и были востребованны.  Поэтому перед началом архитектурного фестиваля в Сатке жителям обязательно предлагают самим выделить несколько проблемных зон, которые будут благоустроены.
Конечно, нельзя взять и разом переделать весь город. Но преобразовывать его понемногу лучше, чем не преобразовывать вообще. К примеру, неоднозначную оценку у норильчан вызвала инсталляция “Вечная теплота”, установленная на фасаде Публичной библиотеки. С одной стороны, сама по себе инсталляция интересная, необычная и единственная в своем роде. С другой – яркостью и новизной конструкций она подчеркнула, что фасад неплохо бы отремонтировать. Имеет ли смысл вообще украшать Норильск какими-то арт-объектами до тех пор, пока в городе не отремонтированы фасады?
Для начала нужны какие-то точечные меры, – отвечает на этот вопрос Кирилл Гаврилин. – Понятно, что сразу городской бюджет не справится с этим огромным пространством и наследием. Надо выделять точки притяжения жителей в районах, с которых можно начать обновление, и освежать фасады. Главное – начать. И тут, конечно, важно, чтобы к этому процессу подключили в первую очередь  архитекторов и дизайнеров. А путей взаимодействия жителей с профессионалами очень много, и о некоторых я сегодня рассказал. Да, люди инертны, да, ситуацию надо раскачивать. Но что делать? Как говорил капитан дальнего плавания: “Тошнит, а плыть надо”. Если хотите что-то изменить – плывите.
 
Кирилл ГАВРИЛИН о...
О мифологии Норильска. “Прежде чем приехать в ваш город, я с коллегами посмотрел на ваши пространства, что-то нашли в Интернете.
Любой российский город – это типовая застройка, которая не будет снесена в ближайшие годы и десятилетия. Это типовые школы и детские сады, типовые жилые дома, давно устаревшие, которые нужно преображать. И вокруг пространство –  совершенно пустое, недружелюбное.
Нужно использовать местные мифы. Ваш миф – это ледниковый период. Этот комикс мог быть рожден в Норильске. Ископаемая фауна придает шарм и очарование региону. Это часть большой истории, которая может как-то работать.
Один из вариантов преобразования пространства и безликих городских перекрестков, который предложили мои коллеги: в качестве референса взяты картины известного чешского художника Буриана Зденека, посвященные доисторической эпохе. Это классик живописи первой половины ХХ века.
В направлении доисторического мифа у вас можно работать бесконечно. Можно брать референсы из классической живописи, использовать городские истории, особенности местной природы, искать какие-то идеи в культуре местных северных народов и оживлять безликую застройку, создавать акценты на фасадах цветом и живописными панно. Привлекать к этому  профессиональных художников, которые работали бы в связке с волонтерами”.
 
О работе со светом. “Еще один путь – это световой дизайн, световой декор. Норильск, как и многие другие города, имеет свободные пространства, совершенно никак не организованные. И их можно организовать при помощи световых конструкций и светового оформления. Это необязательно “здравствуй, Новый год”, существует масса внесезонных решений. Это не просто убогий световой декор, не типовые звездочки, снежинки и гирлянды – это настоящий арт и архитектура. Конструкции, которые помогают организовать пространство и преображают его. Такое пространство становится центром притяжения, создает праздничную атмосферу, объединяет людей,  воспитывает вкус и работает как полноценная архитектура.
Масштабы могут быть самыми разнообразными. Есть интересные дизайнеры с мировым именем, которые работали за Северным полярным кругом, на севере Норвегии и Швеции, и, разумеется, технологии и мотивы их проектов приспособлены к условиям Крайнего Севера. Подобного опыта много и в России.
Световые фонтаны в Квебеке, одной из столиц Канады, – пример того, как можно оживить сумрачный зимний ландшафт. Арки, шары, световые фигуры – объекты, которые хорошо работают не только ночью, но и днем, создавая пластические акценты в пространстве как скульптуры. Это уже внедрение света в форме полноценной архитектуры. Причем технологии сейчас очень экономичные: световой фонтан потребляет электроэнергии как три чайника.
В Квебеке есть такие же, как в Норильске, закрытые остановки. Но они профессионально оформлены светом. Можно просто поставить коробку и повесить два светильника, а можно создать целую историю, архитектурный объект, который станет достопримечательностью.
Важна театральность, мистификация пространства, создание каких-то мифов и собственной городской истории. Это не просто дурацкая елка с лампочками, а пространство, которое создает определенную атмосферу. Это можно сделать экономно и адекватно. Но важно, чтобы в основе лежала не типовуха или неуправляемое народное творчество, а было взаимодействие профессионалов и  волонтеров, людей, которые хотят улучшить свой город, и властей”.
 
О том, как из типового сделать необычное. “Еще одно поле для работы – общественные здания. Департамент образования правительства Москвы обратился в нашу академию по поводу реновации типовых детских садов. Страна застроена типовыми садиками. Сносить их никто не будет, но выглядят они ужасно и несовременно. Их просто нужно привести в порядок.
Разумеется, люди на местах пытаются это делать. Директор детского сада, которая любит свою работу и хочет как лучше, приглашает бригаду маляров. И они как могут рисуют на стенах  мухомор, Чебурашку и Крокодила Гену. А потом в этой среде растут наши дети, которые с детства видят это безобразие.
Дизайн не делается с наскока. Мы целый год проводили исследования, изучали опыт флагманских детских садов Японии и Норвегии. Собирались на воркшопы и дискуссии с воспитателями и директорами, обсуждали те же узкие лестницы, на которых две группы не могут разойтись. Оказывается, их можно расширить.
Затем на кафедре мебели и текстиля мы сделали прототипы мебели, текстиля, наши архитекторы предложили цветовые решения для интерьеров, и началось производство всего этого на московских фабриках.
Потом вместе с департаментом мы переоборудовали два флагманских детских сада, недавно их открыли. За этот проект в прошлом году мы получили государственную премию.
Здесь продумано все. Большое игровое пространство быстро трансформируется в спальное, вся мебель легко складывается. Подиум для игр с различными конструкциями, откуда выдвигаются кровати, преобразуется в 40 спальных мест.
При этом мы учли и пожелания людей, и СанПиН. Это был настоящий диалог. Потому что дизайнер не должен говорить: “Уйдите все отсюда, я так вижу”. Если он работает с общественным пространством, с общественным заказом, он должен жить там, буквально изучая все, делая замеры, наблюдая за передвижением людей и так далее, чтобы рационально и грамотно продумать все до мелочей. Чтобы потом это пространство было максимально удобным для жизни.
Это  пример того, как дизайн может взаимодействовать с городскими властями, заинтересованным сообществом, с городским производством на разных уровнях. Здесь важно одно – идти навстречу друг другу. Может быть,  в лице норильчан мы тоже найдем будущих волонтеров и наших партнеров”.
0

Читайте также в этом номере:

Книга ценностей (Лариса ФЕДИШИНА)
Станем сильнее (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хорошая новость (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В долг не живем (Лариса ФЕДИШИНА)
Уточнение по требованию (Лариса ФЕДИШИНА)
Подошли с душой (Татьяна РЫЧКОВА)
Коллеги по философии (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Работа по стандарту (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Здесь думать надо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Хороши в труде и спорте (Анастасия ПАПОНОВА)
Своя Олимпиада (Владислав ШУКШИН)
Беспрецедентный инцидент (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск