Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Simba в добрых руках
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
15 октября 2008 года, 14:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Что значит слово «почетный»? Согласно словарю – пользующийся почетом, доставляющий почет, делающий честь кому-либо. Недавно звание почетного горняка присвоено бурильщику с «Октябрьского» Юрию Жарновскому.
Бурильщики с «Октябрьского» дружно хвалят шведские 353-е и 282-е  «Бумера». Говорят, они простые в управлении, надежные, проблем с эксплуатацией никогда не было. Их сняли с производства. Не идут в ногу с прогрессом. Не отвечают правилам ТБ. Сейчас в почете электроника и комфортные условия труда. Бурильщики работают на машинах Simba новейшего поколения. Их производит компания «Атлас Копко».
Simba стоит миллион евро. В длину она 15 метров, с наборной  кассетой – несколько штанг, которые в автоматическом режиме наращиваются до 50 метров. Бурильщик нажимает на кнопки, руки-роботы берут трубку из высокопрочного металла длиной около двух метров и прикручивают к другой. Потом следующую. В кабине – электронное управление, компьютер, в который можно задать паспорт бурения с обычного компьютера, с флеш-карты, и машина выполнит программу.
Юрий Жарновский объясняет, в чем преимущества  новейшей техники: высокая точность бурения обеспечивает хороший отрыв.
 
Лады
Не только брошенный щенок смотрит на людей глазами, в которых читается: «Хочу в добрые руки». Если бы Simba могла говорить, она сказала бы то же. Добрые руки на «Октябрьском» в наличии. Это руки почетных горняков. Они делают честь руднику.
– Если у человека не лады с компьютером, – говорит Александр Догузов, координатор сервисной службы норильского  отделения компании «Атлас Копко», – ему трудно освоить такую машину. Юра работает на ней с удовольствием. Для него это просто. А другого кого посадят, он скажет: «Машина не бурит». Нет чтобы  честно признаться: «Мужики, я не знаю, что с ней делать».
– Есть люди, которым это дается, а есть те, кто и через годы ее не освоит. Юрий Жарновский и Борис Хагалегов знают эту машину даже лучше, чем любой представитель «Атлас Копко» в Норильске, – выражает свое мнение Борис Мелешко, в чьем подчинении находятся бурильщики.
Борис Хагалегов – тоже почетный горняк.  
– Юра и Боря – очень грамотные специалисты, – добавляет Догузов.  
Таких грамотных бурильщиков на руднике все меньше, рассказывают горняки. С подготовкой персонала не все идеально. Есть большие проблемы и по другим профессиям.
Нет, шведы, конечно, приезжали и про «Симбу» нашим рассказывали. Только у них очень узкая специализация:  гидравлика, электроника, механика, а наши  должны быть как Кулибины – все в одном лице! Поэтому требуются дополнительные усилия. Нужно потратить личное время.
– Если бы народ интересовался… – говорит Юрий Жарновский. – Меня, что, кто-то учил? Я дома на компьютере, что, фильмы смотрю? Я схемы смотрю.
 
С ней и дружу
Если вы слышите от очередного бурильщика, что «Бумер» – это вещь, а «Симба» – недоразумение, делайте выводы: говорящий дома смотрит фильмы. Чтобы смотреть схемы, нужна база знаний на уровне  хорошего механика, а ее недостает даже слесарям, не говоря о бурильщиках. Бурить такие умеют, а машину знают не очень. Им почетными не стать. Впрочем, почетные к званиям специально не стремятся. Просто в деле своем очень заинтересованы. Хорошо, конечно, если бы им в придачу к моральным поощрениям раздавали двойные оклады. Справедливо было бы: ведь всю жизнь в работу вкладывают. На них все держится. Но, как ни странно, их труд и без того вдохновляет.  Последние из могикан, новое поколение – другое.
– Мне это просто нравится, – говорит Жарновский, – я с железяками люблю работать. Тем более сейчас, когда техника пошла такая революционная, с компьютерным управлением.
В юности он хотел (модно было) стать космонавтом. Или летчиком. Учился в Харьковском авиационном. Заболел, взял «академ», приехал домой к родителям, освоил профессии строгальщика, фрезеровщика, расточника. Поучился в другом институте. Бросил. Решил: лучше быть хорошим рабочим, чем посредственным инженером.
На Север Жарновский приехал из небольшого донецкого городка. В Норильске сразу устроился на «Октябрьский» – в 81-м. С тех пор здесь и работает. Бурильщиком шпуров.
– Постоянно меня влекло к технике, потому и выбрал эту специальность.
Он не любит менять места.
– Знаете пословицу «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше»? Можно было искать, но я нашел для себя эту профессию, с ней и дружу.  
 
Миссия – приручить
Половина норильских мужиков – лодочники и охотники. Жарновский относится к другой половине. На вопрос о любимом виде отдыха отвечает: «Я домосед».
– Значит, главное для вас – семья?
– Ну да. Но если меня позовут на работу, я на работу пойду.
Дома основной вид «развлечения» – схемы в компьютере. От «Симбы». По электронной почте переписывается с дочерью. Она живет в Питере. Дочерей у Жарновского три. Две свои, одна – погибшего родственника-горняка. Вместе с женой поставили на ноги.
– И сомнений не было?
– Какие могут быть сомнения?
– Трое детей по нашим временам – подвиг.
– Почему подвиг? Может, трудновато было, тем более все девчонки. Нормально, живы остались.
  Сейчас в моду вошли формулы: каждый сам за себя, это ваши проблемы.
– Только для себя жить – как-то неправильно, – говорит Жарновский. – Скорее всего, нужно думать не только о себе. О коллективе, наверное.
В общем, интересно ему это: «Октябрьский» и буровые машины. Начинал с самых древних, теперь работает на электронной технике. На очереди – суперсовременная Simba с воздушным молотком вместо гидравлического перфоратора. Стоит миллион евро. Мечтает попасть в хорошие руки. Почетная миссия приручить ее выпала, конечно, Юрию и Борису.
– Пока не идет в эксплуатацию, – рассказывает Жарновский, – есть проблемы. Потихоньку освоим, куда мы денемся.  
0

Читайте также в этом номере:

С еды подозрения сняты (Инна ШИМОЛИНА)
Наркомания стареет? (Лариса ФЕДИШИНА)
К перемене статуса готовы (Валентина ВАЧАЕВА)
На фоне домофона (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск