Сквозной характер
PolArt-резиденция
19 января 2017 года, 15:14 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
Если сегодня на улице или в кафе вы увидите людей с завязанными глазами – знайте: резидент из Лондона Алиса Олева осуществляет в северном городе свой проект. Музей Норильска при грантовой поддержке “Мира новых возможностей” продолжает реализацию программы в области современного искусства “PolArt-резиденция”.
Вообще-то, Алиса – москвичка, но уже десять лет живет и работает в столице Великобритании, куда в 90-е годы эмигрировали ее родители. По первому образованию – искусствовед. Занималась средневековой Грузией, но увлеклась перформансом. Два года была волонтером иммерсивного, или променад-театра в Лондоне. (Норильчанам это направление знакомо по “бродилке” “Башмачкин” Алессандры Джунтини, оставшейся в репертуаре Норильской драмы после прошлогодней “Полярки”.) В 2013-м окончила Голдсмитс по полюбившемуся перформансу. Свою дипломную работу выпускница престижнейшего лондонского вуза сделала в формате звуковой аудиопрогулки, предложенном в конце 90-х художницей из Канады Джанет Кардифф. Об этом, остальных своих проектах и планах на северный город второй резидент Полярной арт-резиденции Музея Норильска рассказала на встрече с норильчанами 13 января. Через десять дней, 23 января, пройдет презентация итогов работы Алисы Олевой у нас. Представляя гостью из Лондона, куратор программы, директор Музея Норильска Наталья Федянина сказала, что у экспертов не было разногласий по кандидатуре Алисы, так как она предложила идею, в которой смогла уловить одну из значимых особенностей нашего северного города, к тому же Алиса очень опытный участник арт-резиденций. – Мы просим наших гостей предложить что-то новое для Норильска. У Алисы была свежая идея про сквозной характер города. У нас ведь идет сумасшедшая смена населения, чтобы ни говорили. Алиса это поймала. Так как ее работы всегда вырастают из городской среды и общения с людьми, в результате может получиться очень интересный проект. Наталья Федянина также сообщила, что приезды художников-кураторов в Норильск в наступившем году продолжатся, так как проект снова вошел в число победителей конкурса благотворительной программы “Норникеля” “Мир новых возможностей”. Резидентов в этом году будет больше: их имена станут известны после проведения очередного всероссийского конкурса на возможность работы в норильской музейной PolArt-резиденции. Также прозвучала важная информация для творческих людей города. В рамках следующей программы арт-резиденции летом 2017 года будет объявлен конкурс и для норильских художников. Классический формат арт-резиденций предполагает участие мастеров только извне – приезд художников с целью вдохновиться новым местом, свежим взглядом увидеть местный контекст, создать новые произведения на тему города. Но организаторы решили предложить попробовать свои силы в проектах, направленных на художественное осмысление родного города, еще и самим норильчанам. На встрече, объяснив, что хочет поработать у нас над темой “кратчайшего пути и сквозности”, Алиса Олева приступила к первой акции в резиденции своей мечты, как она не раз называла Норильск. Арт-художница осуществила проект “Карта” в восьми городах мира. Все началось в Лондоне, где в людном месте вывешивалась большая карта города и прохожим предлагалось вырезать из нее место, которое им по каким-то причинам, от личных до эстетических, не нравилось. Отдельно на стикерах указывалось, почему они это сделали. – Интересно было найти возможность самих людей влиять на ситуацию, видоизменяя город и создавая свой. Мы никого ни в чем не ограничивали. Кто-то вырезал свою школу и благодарил нас за испытанный им катарсис. Было, что удаляли всю воду из Темзы и оставляли только мосты. К акции проявили интерес и норильчане. На презентации аудиопрогулок по Норильску можно будет увидеть и проект “Карта”. Вернее, две карты северного города: одну – в дырах и вторую – альтернативную существующей – в текстах. Язык, который находит лазейки В этот же вечер Алиса Олева навербовала для аудиопрогулок волонтеров, которых она будет сопровождать на привычных для них городских маршрутах, задавая по пути “буквально несколько вопросов”… В конце встречи резидент номер два дала интервью “Заполярному вестнику”. – В Норильске у меня уже были две прогулки с людьми, которые согласились участвовать в проекте. Обычно очень сложно начать. Здесь я никого не знаю. Просить стать участниками акции членов резиденции не хочется. В первый же вечер к нам зашли двое ребят, которые через два дня уезжали на сессию и согласились прогуляться со мной. Через них я познакомилась с местными фотографами. Сегодня мне оставили много телефонных номеров. Для проекта важны и нужны люди из разных сред, разного возраста, которых нужно найти очень быстро, так как я ограничена временем. – В перечне резиденций, где вы побывали, почти нет российских городов, зато есть Днепропетровск, Вильнюс, Минск. Чем объясняется ваш интерес к постсоветскому пространству? – Обычно я не подаю заявки для участия в резиденциях в России. Норильск – это мое первое самостоятельное волеизъявление. Я была почти уверена, что меня не пригласят, так как то, чем я занимаюсь, в России не всегда понятно. Я живу в Лондоне. У меня много проектов там, в Берлине, в Белграде и так далее, но я заметила, что мне интересно работать и с постсоветским пространством. С одной стороны, я, будучи русской, знаю историю. С другой – у меня есть аппарат и методика, приобретенная в Лондоне. На этом сочетании рождаются интересные эксперименты. – Вы сказали, что общаетесь, читаете лекции в основном по-английски. На каком языке вы говорите в Украине, Литве, Беларуси? – В Днепропетровске, где я была почти год назад, использовала английский, но чаще русский. В Вильнюсе общалась только на английском. В Минске, где довольно сложный политический климат, был почти закрытый фестиваль. Его организовывали в первый раз и позвали только художников. Там мы общались на русском. На постсоветском пространстве все еще идет ломка, и то, что я русская, в этих местах воспринималось по-разному. Благо язык искусства был общим. Меня вдохновляет, что язык, которым я владею, находит лазейки в местах политической нестабильности. То, что я делаю, открыто для всех. Этим можно пользоваться. – Для вас важно возвращаться туда, где вы уже бывали? – Хороший вопрос. Для меня время – тоже материал. Большинство моих работ вырастают из долгого наблюдения. Двухнедельные резиденции – это, как правило, мало. В моем идеальном мире я бы прожила в Норильске год или хотя бы полгода. Тогда проект стал бы пропорционален месту. Конечно, я хотела бы возвращаться в города, где работала. Я поеду еще раз в Минск. Я бы с радостью вернулась в Норильск. Но это почти невозможно в рамках резиденции: один и тот же художник не приглашается несколько раз. Может быть, когда-нибудь своими силами я приеду сюда. Когда я была в музее, у меня уже появилось несколько идей. Например, очень интересной показалась тема вечной мерзлоты. – Получается, что вам интересно прежде всего место? – Для меня важно работать с людьми, но частная история, если пропустить ее через определенный уровень абстракции, наполняется бОльшими смыслами. – Где можно увидеть ваши проекты? – У меня нет сайта. Сознательно. Я редко участвую в каких-то больших вещах, так как не хочу попадать в тусовку. Резиденция – единственный интересный для меня формат, так как он очень честный. В нем есть выгода и городу, и художнику. Сейчас я больше работаю в стол. Есть несколько тайных проектов, которые я делаю с разными людьми в разных городах. Такой подпольный период. К тому же у меня есть официальная работа. Три дня я тружусь в галерее в Лондоне, занимаюсь коллекциями, развожу их. – Как вас находят? – Норильск – это одна из первых резиденций, куда я сама подала заявку. Чаще меня зовут, узнав из того же Интернета о моих проектах. Алиса ОЛЕВА – художник, работающий в жанре психогеографических и аудиопрогулок. Она изучает границы личного/публичного, видимого/невидимого, городскую географию и археологию, следы и границы, пустоту и тишину. Основной импульс – дать возможность увидеть привычное и обыденное через новый фильтр, оказаться смещенным и потерянным, позволить банальному и ежедневному (инфраординарному) перемешаться с воображаемым и вымышленным. Использование жанра прогулки как художественной стратегии позволяет предложить альтернативные взгляды и подходы к такому обыденному действию, как наше перемещение по городу и наша идентификация в городской среде. Работы художницы всегда являются откликом на место и вырастают из городской среды и взаимодействия с горожанами. Они могут принимать форму перформансов, городских и картографических интервенций, аудиопрогулок, звуковых и фотографических эссе, walkshops – серии необычных способов взаимодействия с городом. |
0 | Твитнуть |