Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Суд да дело
Актуальное интервью
26 апреля 2010 года, 15:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Вы приехали из отпуска. Подходите к двери своей квартиры и… неожиданно обнаруживаете: ключ к замку не подходит. Оказывается, в ваше отсутствие работники коммунальной организации вскрыли квартиру – им пришлось устранять течь стояка. Что сделать, чтобы избежать подобных сюрпризов, рассказывает начальник юридического отдела ООО «Талнахтехсервис» Владимир КОВТУНЕНКО.
– Владимир Валерьевич, в Норильске многие годы существовала практика – уезжая в отпуск, предупреждать мастера или коменданта, кому оставлены ключи. Сегодня это правило действует?
– Действительно, в прежние годы существовали правила, регламентирующие порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, которые как раз и оговаривали этот момент. Потребитель был обязан уведомить обслуживающую компанию, на какой срок он покидает жилое помещение. В случае возникновения аварийных ситуаций в квартире сотрудники коммунальных служб  знали, кому оставлены ключи и к кому обращаться. К сожалению, в настоящее время Правилами №307, утвержденными Постановлением Правительства от 2006 года, это не предусмотрено. Обязать квартиросъемщиков предоставлять нам такую информацию мы не можем, но люди должны понимать: это прежде всего в их интересах. Иначе по прибытии из отпуска они рискуют столкнуться, как вы говорите, с сюрпризом. И хорошо еще, если сигнал в аварийную службу от соседей поступит вовремя! Недавно у нас на одном из участков был неприятный случай… Человек уехал в отпуск, сказав мастеру, что квартира на сигнализации. Приехал – в квартире залитие. Теперь обращается с претензиями в нашу управляющую компанию. Хотя в чем наша вина?
– Однако в некоторых случаях сотрудники ЖЭУ идут на то, чтобы вскрыть квартиру.
– Сотрудники управляющих компаний руководствуются Инструкцией, утвержденной Постановлением города Норильска Красноярского края №725 от 4 апреля 1997 года «О мерах по соблюдению прав и интересов граждан, собственников и нанимателей жилых помещений». В этом документе говорится, что в случаях возникновения аварийных ситуаций работники ЖЭУ вправе вскрывать жилые помещения. Разумеется, это возможно только при взаимодействии с представителями милиции, должны присутствовать комендант, понятые. Составляется акт, производится опись имущества. После чего работники ЖЭУ устраняют причину аварии, а ключи хранятся до прибытия хозяина квартиры у мастера или коменданта. Инструкция до сих пор имеет статус действующей. Нормативных актов, которые бы ее отменяли, нет. Хотя сегодня иногда возникают некоторые сложности в ее применении – инструкция была создана в то время, когда управляющих компаний еще и в помине не было, обслуживание домов осуществлялось централизованно, через ПО «Норильскбыт». Однако в критических ситуациях сотрудники ЖЭУ сегодня по-прежнему идут на то, чтобы вскрывать квартиры.
– Бывают ли случаи, когда по этому поводу хозяева жилья подавали на управляющую компанию в суд?
– Такие случаи бывали, но еще ни разу в Норильске действия управляющих компаний при таких обстоятельствах не были признаны судом незаконными.
 
Не лает, не кусает, но в дом не пускает
– Сегодня многие управляющие компании признаются: самая большая головная боль для них – проблема доступа в квартиры при проведении ремонтных работ…

– Это очень болезненная для нас тема. И Правила пользования жилым помещением, и Жилищный кодекс, и Типовой договор социального найма оговаривают следующий момент: жилец помещения обязан предоставлять доступ в случаях проведения плановых работ либо возникновения аварийных ситуаций. Однако на практике все далеко не так просто. Могу привести пример. Есть у нас на Игарской, 42, хозяйка квартиры, которая вот уже в течение десяти лет, если не больше, не пускает к себе сантехников. В этом году начали менять стояки отопления. ЖЭУ отправило женщине письменное уведомление о проведении работ. Бесполезно. Женщина ничего слышать не хочет… Одну трубу сантехники смогли протянуть через квартиру в отсутствие хозяйки (она живет на четвертом этаже).  Хотели проделать то же с другим стояком… Но! Хозяйка поставила сверху диван, и, получается, это невозможно. Договориться с ней в принципе невозможно. Страдают, естественно, соседи…  
– И что же делать в таких случаях?
– В настоящий момент мы написали письма в администрацию района и в органы УВД.
– А соседи могут обратиться за защитой своих прав в суд? Или у нас пока такой практики нет?
– В соответствии с действующим законодательством они имеют право подать в суд на человека, который нарушает их права. При таком поведении может идти речь даже о выселении.
Другое дело, что соседи гражданки, о которой идет речь, связываться с ней не будут. Людям, которые выступали в качестве понятых при составлении определенных актов, эта женщина засовывала спички в замочную скважину, измазывала отходами дверные ручки… Связываться с ней боятся. И, что самое страшное, она ведь не одна такая… На каждом участке подобные экземпляры есть. Недавно мастер сантехнического участка жаловался. Сделали заявку жильцы:  в квартире на девятом этаже температура воздуха в зале – 12–13 градусов.  Однако на первом этаже квартиросъемщики к себе сантехников не пускают. О чем это говорит? О том, что люди не уважают других. На проблемы соседей им наплевать. Они не понимают: в многоквартирном доме все взаимосвязано, и здесь нельзя жить по принципу «моя хата с краю…». Но ведь и они могут оказаться в аналогичной ситуации, над этим стоило бы задуматься.
 
Сделают. Но за деньги
– В каких случаях работники ЖЭУ вправе требовать за свои услуги деньги?

– Люди до сих пор не могут привыкнуть: времена, когда коммунальники отвечали абсолютно за все, давно прошли. Сегодня на основании договора управления многоквартирными домами и согласно Правилам Постановления Правительства №491, трубопроводы, сети, оборудование, работа которых направлена на обслуживание более одного жилого помещения, относятся к зоне ответственности управляющей компании. Все остальное – проводка, которая идет от счетчика в квартиру, конвектора, унитазы, бачки, вентили, гибкая подводка  и так далее – является собственностью квартиросъемщика (нанимателя либо собственника жилого помещения). Когда разгораются конфликтные ситуации по этому поводу, мы вынуждены снова и снова объяснять жильцам: устранение неисправностей в квартире лежит на собственнике либо нанимателе жилья. Работники обслуживающей организации могут это сделать, но – за установленную плату.  
– Кто определяет тарифы на платные услуги?
– На территории НПР в разных управляющих компаниях тарифы особо не различаются. Мы специально занимались этим вопросом. Рассчитываются тарифы по себестоимости работ. Если материалы приносят работники ЖЭУ, то, естественно, стоимость услуги увеличивается.
– Если обслуживание коммуникаций, которые находятся непосредственно в квартире, платное, то, получается, человек сам вправе решать: сколько конвекторов в квартире поставить, алюминиевые или чугунные…
– По поводу того, какие конкретно конвектора ставить, лучше проконсультироваться с мастером. С технической точки зрения не все варианты могут быть возможны. Что касается установки дополнительных радиаторов… С юридической точки зрения это называется «незаконная перепланировка жилого помещения». Вот еще один пример неуважительного отношения к соседям. Человек не задумывается о том, что, поставив дополнительный конвектор, который по плану тут быть не должен, добивается того, что на верхние этажи тепло уже не доходит – все тепло остается на нижних этажах. Соседи в этом случае могут подать на него иск в суд…
 
От пеней до выселения
– Вы говорите, что в квартплату входит содержание общего имущества, несущих конструкций здания, вывоз бытового мусора, техобслуживание лифтов и тому подобное. Но тогда почему ЖЭУ годами не делают ремонт в подъездах? Многие жители также возмущаются по поводу очистки дворовой территории…

– Опять сталкиваемся с проблемой: одни платят, другие – нет. В результате что получается? Управляющие компании и хотели бы, но не в состоянии оказывать населению полноценные услуги. Могу привести конкретные цифры. В среднем долг по квартплате каждого подъезда составляет около 700 тысяч рублей. Косметический ремонт подъезда дома стоит сегодня около 400 тысяч рублей. Выводы делайте сами.
– Управляющая компания что-то предпринимает в связи с этим?
– С прошлого года мы ввели в практику  взыскание с особо злостных неплательщиков пеней – определенного процента за не уплаченную вовремя квартплату. Это предусмотрено законодательством. Более того, это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, которым мы в своей работе руководствуемся. И, скажу вам, набегает приличная сумма…
– Были ли у вашей компании прецеденты выселения из квартиры за большие долги?
– В феврале этого года по решению суда был выселен гражданин с Федоровского, 25. Помимо того что у него был долг по квартплате более 200 тысяч рублей, хозяин квартиры привел помещение в антисанитарное состояние. Так как квартира ему была предоставлена по договору социального найма, проблем особых не возникло.
– А если квартира в частной собственности?
– Здесь все гораздо сложнее, хотя тоже не безнадежно. Помимо большого долга может рассматриваться вопрос несанкционированной перепланировки и нарушения целостности несущих конструкций здания, нарушение прав соседей, если квартира приведена в антисанитарное состояние… Учитывая все эти факторы, суд может рассмотреть возможность выселения человека без предоставления жилого помещения взамен. Квартира пойдет с молотка, и человек получит на руки только то, что останется после уплаты долга и судебных издержек. Прецедентов, конечно, пока не было. Но они могут быть. Мы как раз работаем в этом направлении.
0

Читайте также в этом номере:

Есть приоритеты (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Темпы роста (Ольга Полянская)
Княжеская дружина (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск