Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В постоянной готовности
Есть такая служба
24 июня 2009 года, 12:41
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Утро в отдельной конвойной роте УВД Норильска начинается рано. В 8.00 все сотрудники подразделения на месте и готовятся к напряженному и ответственному рабочему дню. В том, что он будет напряженным и ответственным, сомнений быть не может. Потому что работать им приходится с подследственными, находящимися под стражей.
Полное название подразделения – «Отдельная рота охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». Свою деятельность эти люди осуществляют исключительно в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, о чем не перестают повторять. Их подопечные всего лишь подследственные, вину которых определит суд, и которые до вынесения приговора являются полноправными гражданами России. Именно этим незыблемым правилом руководствуется каждый сотрудник отдельной роты, заступая на службу.
 
Стремление к идеалу
Отдельное подразделение при УВД Норильска сопровождает подследственных в суды, на следственные эксперименты, в медицинские учреждения, охраняет подсудимых в залах судебных заседаний. Максимальное число поездок с подследственными в суд, подсчитанное однажды сотрудниками подразделения, – 24 раза. Это без учета всевозможных экспертиз и прочих перемещений по городу. Так что рабочий день у сотрудника роты может растянуться надолго. Оттого здесь и повторяют: день – понятие растяжимое.
По признанию исполняющего обязанности командира роты Сергея Лапшина, работа в таком графике и с таким контингентом требует железных нервов, выдержки, психологической устойчивости, внимательности, тактичности и умения найти общий язык. Поэтому каждый кандидат в отдельную роту проходит многоуровневый специальный отбор.
Начинается все с личной беседы и проверки документов. Причем изучение данных производится столь глубоко и тщательно, что кандидатура даже того, кто когда-то попал в дорожно-транспортное происшествие (не важно в каком качестве) уже не рассматривается. О человеке, имевшем нелады с законом, говорить излишне. При подборе кадров офицеры предпочитают руководствоваться определением «кристально чистый» и стремятся, если можно так выразиться, к идеалу.
Для сбора информации о кандидате анализируются данные из всевозможных источников: это и медицинская карта, и информация участковых уполномоченных, и данные из жилищно-коммунальной компании… Отдельно выясняются мотивы, по которым человек идет в конвойную службу, а также причины, по которым соискатель оставил прежнее место работы. Проверяют даже родственников кандидатов. И таких источников получения информации много: ничто не должно остаться без внимания.
Направление на медицинскую комиссию выписывается лишь после беседы с психологом, который определяет степень годности претендента еще на первоначальном этапе отбора. При положительном результате кандидат в процессе тестирования проходит еще массу специальных проверок и экзаменов, в том числе по русскому языку, истории России и физподготовке.
Сегодня в конвойную службу могут подать документы все желающие. Главное, чтобы они смогли пройти цепочку отбора и подошли по всем параметрам. Отсев весьма значительный, в основном по медицинским показателям и по результатам собеседования с психологом. По статистике МВД, в конвойную службу берут лишь одного из десяти кандидатов.
 
Знать досконально
По словам командира взвода Вячеслава Ткаченко, их работа связана с прямым контактом с подследственными, среди которых много матерых преступников. За этими людьми нужен глаз да глаз. Не только для того, чтобы не сбежали, но и чтобы сами не покалечились или руки на себя не наложили. Контингент встречается разный, с каждым следует быть предельно внимательным. Необходимо постоянно следить за людьми с сердечными заболеваниями, диабетиками, чтобы в случае чего вовремя оказать им помощь.
– Чтобы находиться в постоянной готовности мы ежедневно и, если хотите, ежечасно изучаем нормативные документы и технический регламент своей службы, – говорит исполняющий обязанности командира роты Сергей Лапшин. – Доскональное знание инструментов влияние на ситуацию доводит наши действия до автоматизма и позволяет держать ее под контролем.
Пришедшим на службу в ОР КПО сразу дают на изучение несколько основных документов, среди которых Закон о милиции, новый Кодекс профессиональной этики сотрудника МВД, тактико-технические характеристики пистолета Макарова, а также несколько специальных ведомственных приказов и федеральных законов. Все это требуются знать не по названиям статей и «краткому содержанию», а досконально.
Более детальное изучение службы проводится в специальном учебном заведении, филиал которого с недавнего времени существует и в Норильске. Требования здесь столь высоки, что из органов могут уволить даже за несдачу одного предмета – переэкзаменовки не существует.
Нештатные ситуации все-таки случались в практике конвойной роты УВД Норильска. Особо распространяться на этот счет здесь никто не любит, но все случаи сотрудники милиции помнят. Например, некоторое время назад подсудимый после оглашения приговора набросился на собственного адвоката. Случается, рассказывает майор Лапшин, подсудимый сидит на скамье в бодром расположении духа, но как только слышит свой приговор – лет эдак десять – всю его благостность как рукой снимает. Бывает, используют подручные предметы для членовредительства. В этой области фантазия настолько изощренная, что офицеры милиции предпочитают не заострять внимание на деталях.
 
Не нарушить грань
Под присмотр бойцов ОР КПО попадают разные люди, от каждого можно ждать чего угодно, и только четкое знание своих обязанностей, постоянная боевая готовность позволяют предотвращать инциденты. Конвоирам рекомендуется следить за своими подопечными в том же суде, глядя на них в упор.
Кстати, подследственный нынче пошел уже не тот, говорят сотрудники: все сплошь «грамотные» и юридически подкованные. Это вполне естественно, да и законы России теперь стали более гуманными по отношению к подозреваемым и обвиняемым. А это накладывает определенные обязательства, большую ответственность и нагрузку на конвойную службу милиции.
– Откровенно говоря, раньше люди боялись наказания, – признается Вячеслав Ткаченко. – Теперь рецидивисты, случается, бравируют своим положением. Терять им особо нечего – у многих за плечами по нескольку «ходок» на зону. Они провоцируют конвой, сокамерников, окружающих, зная, что ничего лишнего охрана себе не позволит, что теперь существует такое понятие, как правовое государство, и есть Конституция.
Сотрудники милиции в данном случае имеют право действовать лишь в случае реальной угрозы и опасности. Так, как это случилось в Норильске год назад при попытке к бегству, которую предотвратил сотрудник милиции, еще даже не закончивший начальный курс обучения. Такую оперативность в действиях милиционеры относят только на счет правильности понимания поставленной задачи и четкого выполнения предписанных правил…
Здесь милиция в очереди к подсудимым
0

Читайте также в этом номере:

Не подведи, погода (Андрей СОЛДАКОВ)
Шагом марш! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Белых пятен не будет (Елена ПОПОВА)
Тише льется – хуже будет (Татьяна РЫЧКОВА)
Останется ее улыбка (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск