Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Затерянная в снегах
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
24 февраля 2011 года, 10:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Эта воинская часть, как и положено подразделению, имеющему стратегическое значение, затеряна “где-то на арктических просторах”. С дороги о ее местоположении можно догадаться по высокой мачте посреди тундры.
Сами военные атмосферу сверхсекретности обсуждать не склонны. Понятно, что свое стратегическое значение они осознают в полной мере. Впрочем, у них сейчас первоочередная забота – реформа в  армии. Вот и командир части встретил меня с перепачканными чернилами руками, что объяснил обилием бумажной работы и визированием огромного количества документов печатями.
Проходящие сейчас реформы применительно к этой части призваны как раз освободить военных от несвойственных им функций. Отныне кадровые офицеры, по мнению вышестоящего командования и лично министра обороны, должны заниматься исключительно делами военными, несением службы, защитой государственных интересов. Командир части дальней радионавигации ВВС полковник Присяжнюк к моменту моего появления над этим и трудился.
Полковник Игорь Присяжнюк только вчера прибыл из отпуска  – ездил на юбилей матери в Украину. Вернулся – а тут и подготовка к празднованию Дня защитника Отечества, и реформа в армии… В общем, предоставил он меня двум своим подчиненным, которых назвал “достопримечательностями” подразделения.
Петру Петрову, у которого и отчество Петрович, положено было стать местной знаменитостью хотя бы благодаря этому утроенному звучанию ФИО. Когда-то он прибыл сюда для прохождения службы  лейтенантом и теперь, неся на плечах уже майорские звезды, с тем же воодушевлением начинающего офицера рассказывает о воинских буднях. Его не переговоришь, но и молодому сослуживцу майора лейтенанту Роману Зубку иногда удается вставить слово.
Лейтенант Роман Зубок стал здесь первым пополнением кадрового офицерского состава за последние несколько лет, что само по себе явилось событием. История появления Романа на Таймыре, по его собственным словам, могла бы выглядеть нелогично, если бы служить в Заполярье ему по-настоящему не понравилось.
Он окончил Воронежский высший военный авиационный университет, куда, кстати, попал тоже благодаря реформам в армии – после объединения нескольких профильных военных вузов. Кстати, военные училища страны еще несколько лет назад сменили статус и стали университетами опять же в результате реформ. Подразумевалось, что выпускники таких университетов кроме того, что будут служить в армии, могут владеть и гражданской специальностью, если после нескольких обязательных лет службы по распределению решат уйти из Вооруженных сил.
Когда молодому лейтенанту Роману Зубку предложили на выбор несколько мест дальнейшего прохождения службы, из частей Военно-морского флота, Дальнего Востока и средней полосы России он предпочел город Дудинку в Красноярском крае. Решил, что Сибирь для него подходит, а Красноярский край, в конце концов, не такая уж тмутаракань. Роман тогда, правда, не представлял истинных размеров Красноярского края. То, что место его службы будет всего в нескольких сотнях километров от Северного полюса, выяснилось уже потом.
Тем не менее, прослужив чуть больше полугода, Роман не разочаровался и теперь с видимым удовольствием служит на Таймыре.
 
Впечатляющая техника
Петр Петров и Роман Зубок ведут меня в святая святых части – технический центр. Здесь расположено  оборудование для выполнения боевой задачи. Если не вдаваться в технические подробности, то предназначение этих военных в данном районе огромной страны – навигация кораблей и самолетов в этой части мирового пространства. Задачи, согласитесь, масштабные и грандиозные, как, впрочем, и технические средства их выполнения.
Один из главных инструментов – антенна посреди тундры. Издалека она выглядит не так уж впечатляюще, однако при ближайшем рассмотрении оказывается просто титанических размеров. Достаточно сказать, что в вертикальном и правильном положении ее удерживает целая система тросов, под каждый из которых возведено массивное бетонное сооружение с устройством, регулирующим силу натяжения.
Высота антенны около 460 метров, в хорошую погоду ее можно разглядеть даже с подступов к Норильску. В этом хитросплетении проводов и тросов отчаянно свистит ветер, а у основания для безопасности натянута сетка. Не раз сверху срывались сосульки, которые изрядно деформировали сетку на подходе к техническому центру.
Как правило, летом военные лазают по всей высоте антенны и меняют лампы в осветительном оборудовании мачты. Здесь шутят, что по их сигнализации ориентируются не только ВМФ и ВВС, но и местные летчики, потому что такое высокое сооружение обойти вниманием просто невозможно.
 
Тайная комната
Передающее сигналы оборудование тоже способно поразить своим исполнением и размерами. Каждый из нескольких передатчиков занимает отдельный бокс, более напоминающий небольшой спортзал. Попасть внутрь можно  только после одновременного применения нескольких ключей, действие которых контролируется еще одним дублирующим. Как только ключи приводятся в действие, содержимое тайной комнаты обесточивается, и человек может безбоязненно войти внутрь.
По словам военных инженеров, внутри бокса очень сильное магнитное поле и напряжение. Проверять, насколько сильное, никому еще не приходило в голову, поэтому на мой вопрос: “А что будет, если туда войти во время работы передатчика?” – техники просто пожали плечами: прецедентов не случалось, да и охотников проверить – тоже.
Майор Петров, войдя со мной внутрь, обводит комнату руками и говорит: “Вот тебе и весь цвет металлов!” Мы стоим на полу из специального покрытия, а вокруг нас сверкают части аппаратуры, выполненной едва ли не из всего многообразия цветных металлов, включая драгоценные и очень драгоценные.
Стены и потолок экранированы, роль электропроводов в привычном для простого смертного представлении здесь исполняют тускло блестящие трубы. “Вот это катушка, – рассказывает старший инженер майор Сергей Филичкин, показывая на внушительных размеров приспособление, ничего общего с привычной катушкой из радиоприемника не имеющее. – Это контур, а это вывод на антенну”. Вывод на антенну громоздится где-то под потолком. Комментарии, как говорится, излишни.
 
Прогресс налицо
Обеспечивающее оборудование занимает несколько комнат, однако аналогичный комплекс новой техники, имеющийся в части, уже может уместиться в небольшом ящике размером с бытовой музыкальный центр. Технический прогресс налицо, но и старое оборудование находится в действующем состоянии. Здесь берегут даже ламповую технику и сами лампы, поскольку они все еще, как говорится, боеспособны. Эти лампы так и стоят рядком вдоль стены в ящиках – каждая размером с приличный огнетушитель.
Все это разнообразие техники обеспечивает бесперебойное передвижение и позиционирование наших Вооруженных сил на севере России. И выполняет еще ряд задач. По признанию военных, эта система в некоторой степени является аналогом и даже конкурентом системы ГЛОНАСС, с той лишь разницей, что новая спутниковая система еще только внедряется, а эта действует и стоит на вооружении.
Не в пример масштабности оборудования, обслуживающий персонал здесь теперь не такой уж многочисленный. Отчасти это связано с новой техникой, отчасти с изменениями в армии. Когда-то здесь служили и солдаты срочной службы. Теперь остались одни профессионалы да просторное спальное помещение со “взлеткой” для построений посередине. Солдатских коек в нем давно уже нет, зато появилось просторное помещение для торжеств и размещения гостей.
 
Сюда не зарастет народная тропа
Самыми частыми гостями в этих вчера еще казарменных стенах сегодня являются мальчишки и девчонки. Едва ли не каждое лето на базе воинской части устраиваются лагеря – военно-патриотические, туристические и просто оздоровительные. В числе организаторов и наставников – сами военные, управление МЧС Таймыра, правоохранительные органы и, естественно, педагоги. Можно смело сказать, что дорога из Дудинки сюда не зарастает никогда. Сотрудники МЧС тут учат молодежь обходиться с пожарной техникой, милиционеры демонстрируют современное вооружение правоохранительных органов, спасатели устраивают показательные спасения утопающих из вод местного озера Боганида.
Кстати, воинская часть стоит в местах редкой красоты. Наличие огромного озера и целой сети водоемов поменьше как магнит притягивает в округу активистов местных туристических клубов – чаще всего юношеских из Дудинки. На этих берегах они разбивают лагеря, проводят слеты и тренировки. А в бывших казарменных помещениях живут юные патриоты. Вот и в этот День защитника Отечества военные ждут подшефных из дудинской школы с концертом и поздравлениями.
Несмотря на то что часть, на первый взгляд, затеряна среди таймырских снегов, жизнь тут бьет, что называется, ключом. Задачи выполняются, единство народа и армии ощутимо, реформа проводится в рабочем порядке. При этом Петр Петров без малейшей доли пафоса говорит: “Пока у нас есть Север, на этом Севере будем мы”. Лейтенант Зубок согласно кивает головой – тоже без тени иронии. Значит, все на своих местах. С праздником, товарищи!
Петр Петров среди антенн и проводов
На дежурство – под сеткой
Лейтенант Зубок – служба в радость
В тайную комнату под напряжением – только заглядывать
0

Читайте также в этом номере:

Руки вверх! (Марина БУШУЕВА)
Клин клином вышибают (Николай ЩИПКО)
Сезон начинается со смеха (Виктория РАЗВОДОВСКАЯ)
Октябрьцам – от “Облачка” (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск