У детей хотят отнять летние каникулы?!
24 июля 2009 года, 12:32 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Марина БУШУЕВА
|
Российские чиновники в очередной раз выступили с инициативой сократить летние школьные каникулы. Насколько это приемлемо для норильских детей, выясняла корреспондент «ЗВ».
Глава рабочей группы Госсовета по вопросам молодежной политики Олег Кожемяка выступил с докладом, в котором предусматривается сокращение летних каникул у школьников. По его словам, каникулярное время детей сегодня распределено так, что им приходится «всего за семь месяцев осваивать весь объем годовой программы». – Например, весь май уходит на праздники, а сентябрь-октябрь – на повторение материала, пройденного в прошлом году, который ученики забыли за лето, – пояснил он. Надо обсуждать В связи с этим предлагается сделать летние каникулы короче – полтора-два месяца, но при этом увеличить продолжительность осенних и зимних. – Таким образом, отдых школьников в течение года будет распределен более равномерно, – отметил Кожемяка. – Сокращение летних каникул касается не только школьников, но и педагогов. Сегодня отпуска учителей составляют около 80 дней – это два с половиной месяца. Надеюсь, что вопрос, кто будет учить детей в это время, при принятии закона будет также учитываться, – говорит Марина Андреева, замначальника управления общего и дошкольного образования по образованию администрации Норильска. – Мы, со своей стороны, готовы обсудить инициативу на августовском педагогическом совещании, чтобы услышать мнение по этому поводу учителей, а также самих школьников. Может быть, они действительно устают столько отдыхать. Но мне кажется, что существующая сегодня практика каникул в Норильске наиболее приемлема. Это в первую очередь связано с отпусками родителей. Что касается долгого втягивания в учебный процесс, то в конце сентября, когда все уже вернулись из отпусков, мы начинаем давать новый материал, так как нельзя забывать о большом количестве актированных дней, которые ожидают школьников зимой. Олег Кожемяка мотивирует решение о сокращении летних каникул тем, что к молодежи нужно относиться более бережно: по подсчетам экспертов, через десять лет ее численность может сократиться на 11 миллионов. При этом он обратил внимание на опасную тенденцию: дети приходят в школу практически здоровыми, а заканчивают обучение с двумя-тремя хроническими заболеваниями. «Изменение графика школьных каникул поможет эту ситуацию исправить», – считает Кожемяка. – Пользы от увеличения весенних и осенних каникул в Норильске немного, так как это время входа и выхода из полярной ночи. Что толку от того, что ребята просидят это время дома? Если говорить о том, что дети многое забывают за время каникул, то давайте не прерывать учебный процесс вовсе. От того, что принимаются подобные решения без учета мнения профессиональных врачей и педагогов, к 11 классу мы имеем больше половины физически нездоровых детей, – говорит Елена Слатвицкая, начальник отдела молодежной политики Норильска. Чуть меньше японцев На чем же основываются доводы сторонников идеи перекроить каникулярное время? Во-первых, они говорят о том, что практически нигде в мире дети не имеют столь продолжительного отдыха. Самый напряженный график – 220 учебных дней – в Японии, Корее и на Тайване, в американских школах на учебу приходится в среднем 180 дней в году (в зависимости от штата). В Европе летние каникулы, как правило, составляют полтора-два месяца. Словом, принято считать, что наши дети расслабляются больше иностранных школьников, причем успевают забыть за три месяца школьную программу. Можно и вправду устыдиться лени наших детей… Но если подсчитать, то получится, что дети в России учатся 210 дней. То есть чуть меньше, чем их трудолюбивые японские сверстники и куда больше, чем американцы. – Действительно, в большинстве европейских стран летние каникулы короче, чем у нас, и это обосновано, – говорит главный специалист-педиатр управления здравоохранения Норильска Ирина Тюкпеева. – Но на территории Крайнего Севера сокращение каникул нежелательно хотя бы потому, что много времени уходит на акклиматизацию – вначале к материковским условиям, а потом к заполярным. Когда ребенок хорошо отдохнул, то он легко втягивается в учебный процесс и быстро вспоминает пройденный материал. К тому же у родителей вряд ли есть возможность организовать полноценный оздоровительный отдых во время весенних и осенних каникул, а значит, дети пробудут все это время в Норильске. Но в любом случае я считаю, что решение должно приниматься сообща – медиками, педагогами, родителями и самими школьниками. Организация отдыха – на высоком уровне Идея сократить летний отдых российских школьников обсуждается не первый год. Перестроить каникулярное время предлагали и специалисты московского департамента образования, и депутаты Госдумы, и мэр столицы Юрий Лужков. По мнению градоначальника, сделать несколько недель июня учебными необходимо хотя бы потому, что далеко не все родители способны обеспечить ребенку подходящий досуг на три месяца. В результате школьники бесцельно «шатаются по улицам города». Безусловно, это прибавляет работы и милиционерам. В первую очередь – сотрудникам ГИБДД: на период школьных каникул приходится всплеск ДТП с участием подростков. – Мы не можем держать детей под тотальным контролем – им необходим опыт самостоятельного освоения жизни, – считает Елена Слатвицкая. – К тому же большинство школьников проводят летние каникулы под присмотром взрослых – это касается отдыха и с родителями, и в оздоровительных лагерях. К счастью, организация отдыха школьников в Норильске находится на достаточно высоком уровне. Заполярный филиал и администрация выделяют путевки для отдыха и лечения. Тем, кто остается в Норильске, тоже есть чем заняться – это и пришкольные лагеря для младших школьников, и ТОШ для старшеклассников. Я не говорю сейчас про группу риска – эти дети и в каникулы, и в учебное время «гуляют сами по себе», – продолжает Слатвицкая. – А сократить летние каникулы – значит лишить норильских детей солнца, тепла и витаминов, которые они могли получить за эти полтора месяца. 120 дней каникул в год В Москве проводились эксперименты по сокращению летних каникул. Некоторые школы переняли этот опыт, некоторые – нет. Камень преткновения – городская инфраструктура. При увеличении весенних и осенних каникул школьникам все равно нечем себя занять: в театрах не идут детские спектакли, нет скидок в домах отдыха, в общем, детей нигде не ждут. Летом же для них открыты все двери. И чтобы как-то изменить ситуацию, нужны годы. – В Норильске все школьники учатся четыре четверти. 30 дней составляют школьные каникулы в течение учебного года, плюс летние каникулы. Эта практика дает результаты, мы ею довольны и до сих пор никто – ни педагоги, ни родители – не выходили с инициативой изменить систему, – говорит замначальника управления общего и дошкольного образования по образованию Марина Андреева. Тем не менее, отдельные школы готовы взять на вооружение новый опыт распределения каникул, благо у них есть на это полное право. Согласно санитарным нормам и правилам, количество каникулярных дней не должно быть меньше 120 в год. Однако дробить это время по своему усмотрению могут руководители школ. Пользуются этим правом немногие, в основном те учебные заведения, у которых налажено сотрудничество с каким-нибудь вузом. Факультативные занятия в таких учебных заведениях проходят и в июне. Впрочем, наладить учебу в июне представляется педагогам весьма непростым делом. «Как педагог с большим опытом могу сказать, что работать с детьми в июне бесполезно, – считает президент Российского фонда образования Сергей Комков. – Даже в мае они уже не способны воспринимать информацию. Поэтому занятия в июне должны представлять собой практические, познавательные уроки, походы и экскурсии. Но мы ведь сами уничтожили все дома творчества и спортивные базы. Так что хлопоты по организации подобного досуга лягут на плечи рядовых учителей, которые вовсе не обрадуются дополнительной работе». «Я не согласен!» Вопрос о сокращении школьных каникул рассматривался в 2006 году. Когда спорная новость дошла до умов и сердец детей и их родителей, шум в стране поднялся нешуточный. В некоторых городах даже прошли митинги в защиту летних каникул и полноценного отдыха. – Я как мать думаю, что это очень плохо, – считает норильчанка Наталья Таланова, мама 11-летнего Миши. – Во-первых, наши дети и так очень загружены в школе, а у ребенка помимо этого должна быть личная жизнь – секции, отдых, увлечения. Во-вторых, сейчас у многих детей есть проблемы со здоровьем. Во время летних каникул они могут его поправить – пройти санаторно-курортное или другое лечение. В условиях Крайнего Севера сокращение летнего отдыха – это вообще катастрофа. Я думаю, что если закон примут, то родители будут самостоятельно находить какие-то варианты увеличения отдыха ребенка. У нас же всегда было принято – вначале отпуск берет мама, потом папа, потом, при возможности, оставляем с бабушкой, чтобы ребенок как можно больше времени провел на материке. Сами дети от идеи чиновников также не в восторге. – Мне и трех месяцев для отдыха мало, а сократить их в два раза, так и вовсе ничего не успеешь! А надо и в лагерь съездить, и к бабушке, да и дома столько дел накопилось – почитать, велосипед починить, на роликах научиться кататься, игру компьютерную пройти, да и поспать, в конце концов. Так что я ни за что не согласен! – такова твердая позиция будущего десятиклассника Романа Герасименко. |
0 | Твитнуть |