Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Алыкель – долина озер
Свободная территория
10 июня 2011 года, 14:45
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Поселок Алыкель – второе после аэропорта напоминание о присутствии человека в бескрайней тундре. И хотя там больше никто
не живет, поселок по-прежнему встречает и провожает покорителей Севера.
Больше пятнадцати лет поселок молча смотрит на редких посетителей пустыми глазницами – окнами девятиэтажек. Вокруг – запустение и развалины, которые год от года становятся все фантастичнее.
Поселковые улицы можно назвать образцом забвения. Только девятиэтажки сохранились в хорошем состоянии. Но время и климат не щадят кирпичных сооружений – от многих домиков остались лишь санузлы. Раковины и ванны, наполненные кирпичом, не уничтожили даже обвалившиеся плиты перекрытия. Кое-где даже сохранились оконные рамы и дверные косяки.
 
“9 рота”
Каких-то двадцать лет назад в поселке жили военные летчики, а по соседству располагалась часть военных строителей. Тех самых, которые строили и обслуживали различные военные, а значит, секретные объекты. Которые, в свою очередь, контролировали околоземное пространство.
В девятиэтажках, если верить источникам, жили семьи военных летчиков. Кроме жилья в поселке было и все остальное: Дом офицеров, штаб с казармами и комендатурой, ангары для техники, клуб, котельная, баня, школа и склады. Ну и конечно, плац. Те, кто там служил, говорят, что каждый день после развода на плацу под музыку усердно маршировали поротно. Сейчас плац, некогда содержащийся согласно армейским законам в идеальном порядке, порос травой, а посередине навалена куча мешков с разным хламом.
Рядом с плацем четырехэтажная казарма, на первом этаже которой без труда угадывается пищеблок и столовая. А на стене напротив входа даже сохранился натюрморт: букет, корзины с ягодами, ломти арбуза и кувшин с молоком. На полу еще можно найти таблички вроде “Стол для разделки сельди” или “9 рота”, а в казармах – книжки личного состава, остатки советской формы: кители, фуражки, обувь и сетки от кроватей. С одной стороны центрального фасада казармы большой полустертый плакат – доблестный советский воин и непременный лозунг. Кстати, образцы советской плакатной живописи можно найти не только на улице, но и в других зданиях.
Большое впечатление производит бывшая баня. Первое, что попадается на входе, – остатки некогда шикарного кресла для отдыха. В общем зале темно, сыро и прохладно. Зато банные полки, кажется, времени неподвластны. Здесь была даже сауна с парной и небольшим бассейном. Правда, каменку, сложенную из особого, огнеупорного кирпича уже разломали, хотя год назад она была еще целой. Почти разрушены прачечное и гладильное отделения.
По другую сторону плаца – полуразвалившееся здание клуба, козырек над входом в который до сих пор поддерживают четыре небольшие колонны. В развалинах небезопасно – никогда не сможешь точно угадать, сколько еще кирпичей и плит перекрытия проиграли схватку со временем.
Когда в услугах военных летчиков и строителей страна перестала нуждаться, части расформировали. Кто-то уехал на материк, кто-то перебрался в Норильск и Кайеркан. Бывшие военнослужащие вспоминают о том, что уезжать из поселка приходилось в спешке. До сих пор в домах, особенно в офицерской пятиэтажке с необычной, московской планировкой квартир, можно найти остатки домашней мебели, библиотек, детские игрушки и прочий домашний скарб. В прошлом году в поселке мы даже находили брошенные медицинские карты обитателей Алыкеля.
 
Бои местного значения
А за поселком еще две достопримечательности – озеро и железнодорожная станция Алыкель. На здании вокзала еще сохранилась табличка, а вот букв в названии на крыше уже не хватает. Многие помнят эту станцию: от нее из аэропорта было только два пути – в Норильск и Дудинку. Теперь входы в здание заколочены, а напротив удручающая картина – полузатопленные в озере ржавые остовы старых вагонов.
Поселок Алыкель давно облюбовали норильские страйкболисты и пейнтболисты. Постапокалиптический пейзаж идеален для сражений. В зданиях много маленьких белых шариков, или белой клюквы, как называют их игроки, – следы былых “битв”, а на стенах можно найти следы краски. Но не только отпечатки военно-спортивных баталий можно увидеть в Алыкеле.
В поселке немало кострищ, пепел в которых перемешан с металлическими слитками – это свидетельства охоты за цветными металлами. Вообще, шум автомобильных двигателей не такая уж и редкость. Сюда приезжают и за обычным металлоломом, через поселок люди едут и идут в тундру – на охоту, рыбалку или за грибами.
Но поселок Алыкель жив не только благодаря нечастым посетителям. В Интернете немало рассказов и фотографий от тех, кто жил в поселке, проходил службу. Он жив в памяти людей, а это значит, что его история, возможно, не закончена.
 

Что такое
“Алыкель”?
Анна Барболина, автор книги “Топонимика Таймыра”,
предлагает следующий перевод: “алыыкюель” (долг.).
 
Алыы – 1) низменный луг, долина, заросшая кустарником,
травой или мхом; 2) поляна, иногда с водоемом, покрытая травою и мхом; 3) болотистое место.
 
Кюель – озеро.
 
Скорее всего, правильное название поселка в переводе с долганского языка: болотистая поляна, дословно – поляна (долина) озер.
Почти 20 лет эти ванны и раковины не служат людям
Какая баня без пропаганды?
Армейское имущество бросали в спешке
В эти окна уже никто не глядит
Железнодорожная станция давно не видит пассажиров
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск