Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Аванс на перспективу
Взгляд со стороны. Елена КОНОВАЛОВА, журналист, г. Красноярск
1 ноября 2008 года, 14:40
В этом году театральный фестиваль «Норильские сезоны» впервые открылся постановкой местного театра. Заполярный театр драмы показал свою премьеру «Вишневый сад» А. Чехова. Учитывая, что на этом фестивале традиционно демонстрируются самые интересные спектакли страны, лауреаты «Золотой маски» и других престижных театральных премий, для норильской драмы это серьезный аванс на перспективу.
К Чехову в северном театре обращаются во второй раз за всю его историю («Трех сестер» здесь ставили чуть ли не на заре появления театра). Как, впрочем, нечасты в Заполярье обращения и к другой серьезной драматургии, особенно к трагедиям. За последние десятилетия (во многом благодаря Александру Зыкову) мы как-то привыкли, что норильский театр – это что-то гротескное, с монументальными, богатыми красками декорациями. Что, впрочем, во многом обусловлено запросами самой местности. В Норильске, где большую часть времени года сумрачно и холодно, где нет зелени на улицах, а близость заводов к городской черте не внушает оптимизма, – в этом городе люди хотят хотя бы на сцене театра видеть что-то яркое и позитивное.
В этом смысле спектакль литовского режиссера Линаса Зайкаускаса – неожиданность не только для норильчан, но и для поклонников театра из других городов (в чем жители краевого центра смогут убедиться через несколько месяцев на фестивале «Театральная весна»). Большая часть действия развивается при приглушенном освещении. Непривычный для норильского театра минимализм в художественном оформлении – пресловутый «господин шкаф», качели, несколько кресел, столик, граммофон, школьная доска, на которой на протяжении всего спектакля герои пишут всевозможные признания… Ничего лишнего – декорации Маргариты Мисюковой многофункциональны и нестатичны, они постоянно обыгрываются в действии. В шкафу герои прячутся от дождя, поверяют ему свои самые заветные желания, он служит альковом для любовников и в финале – домовиной для покинутого Фирса. Вишневый сад в спектакле обозначен лишь символично – в рисунке на чемоданах, вишневыми веточками расшит халат Раневской, а кое-кто здесь время от времени лакомится вишневым вареньем. Но на фоне столь лаконичного декора разгораются нешуточные страсти. И эти непростые взаимоотношения героев держат внимание зрителей на протяжении всего четырехчасового спектакля.
В постановке Зайкаускаса почти все влюблены – и преимущественно без взаимности. Варя (Галина Савина) любит Лопахина (Сергей Ребрий), тот безнадежно увлечен Раневской (Нина Валенская), она, в свою очередь, не может забыть своего парижского любовника… Епиходов (Роман Лесик) страдает по вертихвостке Дуняше (Маргарита Ильичева), а той грезится разбитной лакей Яша (Павел Авдеев), который любит только самого себя. Даже Симеонов-Пищик (Андрей Ксенюк) и тот влюблен – в Шарлотту (Варвара Бабаянц)! В финале он ей очень трогательно подарит живого щенка.
Но все эти влюбленности какие-то надуманные, нелепые, даже карикатурные и анекдотичные. А что с них взять, вздыхает старый Фирс: недотепы… И смех и грех. Но такая трагикомичность происходящего как нельзя лучше соответствует жанру «Вишневого сада», обозначенного самим Чеховым – не стоит забывать, что это все-таки комедия. В интерпретации режиссера – трагикомедия. Что тоже вполне объяснимо – грустное всегда соседствует со смешным. И как бы ни было забавно наблюдать за метаниями героев «Вишневого сада», невозможно не посочувствовать иллюзорности их ожиданий – все впустую...
Но самое замечательное в спектакле Зайкаускаса – непредсказуемость действия. Казалось бы, чеховский текст мы знаем чуть ли не наизусть еще со школьной скамьи. Но в том-то и чудо спектакля, что абсолютно не предугадать, что последует за той или иной репликой или сценой. И до последнего не оставляет надежда на счастье героев – а вдруг у них все сладится. И настроят они дачи, и их внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Но нет, все тщетно.
Подобная неожиданность развития событий во многом вызвана интересом постановщика к деталям. Как в декорации все содержательно, так и в каждой реплике и действии героев – осмысленность. А насколько стали от этого объемны образы персонажей, насколько захватывающа актерская игра! Распределение ролей почти безупречно. У Нины Валенской Раневская – человек в себе. С виду – попрыгунья-стрекоза, легкомысленная, обворожительная, кружащая головы всем мужчинам вокруг. И только в сцене объяснения с Петей в ней прорывается подлинная страстность натуры. Она заступается не только за Варю – за саму себя, за свое право любить и жертвовать во имя любви. В разгаре негодования на этого «чистюльку» Раневская, не сдержавшись, выплескивает на Петю ведро воды – пусть умоется!
Не менее колоритен в «Вишневом саде» Лопахин – несмотря на светлый барский костюм с жилеткой и желтые ботинки, у Ребрия он настоящий мужик – необузданный, дикий, без светского лоска (да и откуда ему взяться?). Особенно это проявляется в сцене продажи сада: обхватив Раневскую за шею ремнем, он кружится с ней в неистовом вальсе как безумный, толкуя про дачи и внуков-правнуков с надеждой на новую жизнь. Но, как писал Пушкин, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Они росли в разных детских…
И так хочется высказаться чуть ли не о каждом персонаже. Особенно впечатляет Роман Лесик в роли Епиходова. Уже с первого момента своего появления, когда он, снимая свои скрипучие сапоги, оказывается на сцене в рваных носках, этот герой вызывает одновременно и иронию и невольную жалость – надо же быть таким недотепой! Всевозможные несчастья преследуют Епиходова на протяжении всего спектакля – то нос расшибет, то кий сломает. Но когда доходит до посягательств на его чувство к Дуняше, он неожиданно становится отчаянным и чуть не пристреливает подлеца Яшу. И самый мощный аккорд – финал первого акта, где Епиходов безуспешно пытается застрелиться сам. Невозможность решиться на этот шаг оборачивается жуткой истерикой – смотреть на Лесика в этот момент по-настоящему страшно.
 
Справка автора:
Самый северный региональный театральный фестиваль «Норильские сезоны» проходит в Заполярье уже в пятый раз. Это первый театральный проект Фонда Михаила Прохорова, реализуемый с 2004 года и доказавший свою успешность. Если еще в конце 80-х годов прошлого века в Норильске практически прекратились все театральные гастроли, то в последние четыре года этот город наравне и даже раньше культурных столиц получает возможность видеть самые современные и интересные постановки российских и зарубежных режиссеров. За это время на северной сцене побывали Малый драматический театр Льва Додина, театр «Сатирикон», питерский театр «Приют комедианта», московский театр им. Маяковского, Евгений Гришковец и многие другие. Театральный фестиваль – долгосрочный проект Фонда, позиционирующего Норильск как центр театральной культуры. Особенность пятого фестиваля – в его региональной направленности. В программе представлены театры не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Сибири и Урала, а также «Тильзит-театр» Евгения Марчелли из Калининградской области.
0

Читайте также в этом номере:

Хорошая генетика (Лариса ФЕДИШИНА)
КОТовасия (Екатерина СИДОРОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск