Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бесконечность Севера
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
6 июня 2012 года, 19:53
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
В Норильском колледже искусств состоялась защита дипломов выпускников отделения “Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы”.
– В этом году у нас 14 выпускников – больше, чем обычно. Не знаю, с чем это связано, но интерес к народным промыслам в последнее время растет, притом не у коренных народов Севера, а у норильчан.  Из сегодняшних выпускников только двое долганы по национальности, – рассказывает преподаватель отделения Елена Мусина.
Ребята проучились в колледже неполных четыре года. Итоговыми работами выпускников стали национальные костюмы, поделки из дерева, оленьего рога, бивня мамонта, кожи, бисера…

Под защитой идолов

– Свою дипломную работу я назвала “Истуканы среднего мира”, – рассказывает выпускница Оксана Мысько, выстрогавшая из дерева трех полуметровых идолов. – Согласно мировоззрению народов Таймыра, мир делится на три категории: верхний, где обитают светлые духи, нижний, где находятся души умерших людей, и средний, где живут люди. Отдавая дань своим божествам, северяне вырезали деревянные изображения духов из цельного дерева. Этот вид скульптуры до наших дней сохранил свое значение для истории искусства народов Севера.
Истуканы Оксаны Мысько – подобие самобытных ненецких идолов хехе – безрукие и безногие, но имеющие определенные атрибуты, указывающие на род их занятий: аркан, весло, нож.
Прежде чем воплотить задумку в дереве, девушка нарисовала множество эскизов, затем божества обретали свои очертания в пластилине и только потом в дереве.

Благодарность Таймырской земли

Вот огромная гагара-мать закрыла своими крылами людей и оленей, населяющих островок земли, а оленья повозка, несущаяся со всех ног, силится перегнать соперника, бегущего на полметра впереди, но тщетно – уже не успеть…
Две дипломные работы были выполнены из рога оленя и бивня мамонта. Это объемная композиция Артемия Фадеева “Летучего ветра быстрее”, где выпускник изобразил состязание на оленьих упряжках. И работа Геннадия Сотникова “Рождение земли Таймырской”, в основу которой легла легенда о том, как гагара достала со дна Мирового океана кусочек земли.
– Таймыр отвечает на любовь взаимностью, даря не только пропитание, но и необыкновенную силу и бодрость, – говорит Роман. И в словах юноши чувствуется любовь и уважение к Северу.
– Не первый раз оцениваю дипломные проекты студентов отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и видела много интересных работ, – отметила председатель жюри, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Красноярской академии музыки и театра Людмила Гаврилова. – Но я просто поражена этими двумя композициями, настолько они самобытны. И испытываю истинную радость от того, что это ремесло продолжат такие талантливые ребята.  
Не только метеорит прославил тунгусов[/font][/H3]
Тунгусский охотничий набор смастерил Богдан Гордейчук. Колчан, лук и стрелы – то, чем издревле пользовались северные народности.
– Меня всегда интересовало охотничье ремесло. Тунгусы – как мужчины, так и женщины – считались лучшими в этом деле по всей Сибири. Мальчики с шести-семи лет ходили на охоту. Охотничий набор я смастерил по традициям эвенкийского народа, используя только натуральные материалы: рога лося и северного оленя, бивень мамонта, оленьи жилы, – рассказывает Богдан.
Впрочем, то, что получилось, с трудом можно назвать традиционным охотничьим набором. Гладкие стрелы с различными наконечниками, кожаный колчан, лук, инкрустированный резными фигурками из бивня мамонта – такой украсил бы и самый богатый дом. Члены жюри, в которое вошли одни женщины, долго рассматривали лук, удивляясь, что он может быть настоящим произведением искусства.

Долганский прикид

Девушек традиционно больше интересуют чисто женские занятия – шитье и вышивка. Девять из 14 работ выпускников – костюмы. От традиционных северных одежд до совершенно фантазийных нарядов.
Образ долганской девушки пришелся по душе Екатерине Калягич и Анне Поповой. Однако работы выпускниц совершенно не похожи. У Екатерины – традиционная длинная парка, перетянутая серебряным поясом. В национальной культуре сложилось так, что богатые долганские семьи использовали именно металлические пояса, передаваемые по наследству от матери к дочери, но Екатерина использовала вышивку, показав свое мастерство в этом искусстве. Здесь сплелись воедино традиции русских, эвенкийских, эвенских и других культур. В такой одежде – хоть в гости, хоть на свадьбу.
У Анны получилась свободная парка по типу солнце-клеш, олицетворяющая бескрайнее весеннее небо над Таймыром. Теплый охристый цвет кашемира словно притягивает первые солнечные лучи. В декоративной вышивке использованы орнаментальные мотивы долган, означающие лучи солнца, летящих птиц и людской хоровод в честь праздника Хэйро.

Огдо бы гордилась

Образ долганской поэтессы Огдо Аксеновой, прославившей этот небольшой этнос на весь мир, вдохновил ее землячку Екатерину Бертц. Ее костюм был отмечен членами жюри как самый гармоничный, передающий богатый внутренний мир народа, нежность и скромность долганской девушки, самобытный талант замечательной поэтессы. Где даже линия орнамента, словно жизнь Огдо, то вытягивается по одежде тонким ручейком, то плывет полноводной рекой…
Алина Рац назвала свою работу “Бесконечность” и через простоту образа попыталась передать философию этой неоднозначной категории.
– Добро заложено в людях изначально. Я верю в то, что человек способен и должен заниматься развитием всего хорошего, что в нем есть, взращивать любовь и свет, – говорит Алина. – И этот чувственный женский образ, через который я постаралась воплотить свое понимание бесконечности бытия, наполнен декоративной условностью. Графичность, игра фактур различных материалов, цвета – все имеет значение.  
Интересно, что цветовая гамма, представленная в костюмах народов Севера, не случайна.  Белый цвет символизирует снег и чистоту, коричневый – землю, зеленый – обновление, синий – воду. И это только в самом упрощенном варианте. Каждая мастерица, вышивая орнаментом нарядную парку и повязку на голову, знает, какой цвет выбрать.

Совы и рыси на подиуме

Северные животные и птицы также нередко становились прототипами для создания образа. В этом году выпускниц Норильского колледжа искусств вдохновляли сова, волчица, рысь и песец. И легенды об этих животных.
– У шаманов волк считается проводником в других мирах, – рассказывает Юлия Трокина, – поэтому мне очень хотелось передать этот символизм через костюм.
Героем Елены Сердцовой стал хитрый пушистый песец. Рысь, превратившаяся в девушку, послужила фантазии и мастерству Ольги Гамалий. Полярная сова окрылила Марию Демченко и дала сил для долгой кропотливой работы.
– Мне понравились все костюмы, особенно “Совушка”. Очень симпатичный для меня образ. Но хочется видеть больше таких вещей, которые были бы не только произведениями искусства, но и могли носиться в повседневности, – высказала свое мнение Елена Бровкова, менеджер по рекламе кинокомплекса “Родина”.

Осенний блюз

Кстати, были у выпускниц колледжа и вполне реалистичные наряды. Осень вдохновила Юлиану Максымив и Викторию Сарычеву.  Серое платье, символизирующее серое сентябрьское небо, Юлиана украсила золотыми и серебряными листьями, словно спадающими с полотна. Неровный край парки развевался, как осенний ветер.
Совсем другой вышла осень у Виктории – девушка назвала свою работу “Золотые блики тундры”. Ее платье сшито из охристой замши, расшитой бисером. От такой парки и я бы не отказалась.
Но, к сожалению, все дипломные работы остаются в фонде колледжа искусств. А вот сами выпускники разъезжаются по всей России.
– По окончании колледжа наши ребята обычно продолжают обучение уже в высших учебных заведениях, куда поступают на дизайнерские, архитектурные или искусствоведческие факультеты, – рассказывает Елена Мусина. – Коренные таймырцы нередко возвращаются в родные места. Например, долган Роман Сотников, родившийся в поселке Левинские Пески, собирается поселиться в Дудинке, где талантливому мастеру уже предложили работу в Центре народного творчества.
Защитники охотников, рыболовов и оленеводов
Изделия из рога оленя и бивня мамонта поразили даже членов жюри
Долганская девушка Екатерины Калягич
Хмурый “Сентябрь” Юлианы Максымив
0

Читайте также в этом номере:

42 счастливых дня получит ребятня (Екатерина СТЕПАНОВА)
Вам сделают признание (Лариса МИХАЙЛОВА)
На суше и на воде закон един (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Рыцарем выбрали... девушку (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск