Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Чудо-клеть
19 января 2009 года, 11:16
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Юбилей клетевого ствола №3 (КС-3) на руднике «Таймырский» отметили скромно – время нынче такое. То ли дело пятнадцать лет назад, когда ствол запускали…
– Столько впечатлений было, когда запускали КС-3, словами не передать! – вспоминает события тех лет подземный стволовой рудника Татьяна Игумнова и добавляет: – Тогда на рудник тоже журналисты приезжали, брали у нас интервью…
Уроженка города невест когда-то не могла и подумать, что будет работать под землей, а вот поди ж ты – уже двенадцать лет привычно получает наряд, надевает спецодежду, берет светильник, самоспасатель и спускается в ствол, чтобы встретить клеть с рабочими или грузами. Здесь уже все привычно, все отлажено.
– Несколько лет назад большую клеть заменили на новую – прежняя свой срок отслужила, – подключается к разговору  заместитель начальника участка клетевых подъемов Александр Василенко.
Он с изрядной долей ностальгии вспоминает начало девяностых, когда в числе нескольких молодых специалистов из Донецкого политехнического университета приехал в северный город. О шахте представление молодой выпускник вуза уже имел, хотя такого «метро», как на «Таймырском», Василенко увидеть не ожидал. Масштабы и замыслы поражали. Экспериментальные ствол и подъемные установки – тоже.
– Единственные такого рода в Союзе были, – с воодушевлением говорит Василенко. Потом, чуть подумав, добавляет: – Хотя и сейчас, пожалуй, такой ствол еще поискать надо.
 
Вместо двух этажей – один
С консольной армировкой КС-3 тогда пришлось изрядно повозиться. Так же как и с нестандартной конструкцией большой клети. «Лифт» высотой около 17 метров, длиной 7,2 метра, шириной 2,5 метра изготовили по специальному заказу на Донецком машиностроительном заводе.
– Планировали сначала сделать клеть двухэтажной, – объясняет Василенко. – А потом от этой идеи отказались. Решили, что свои функции машина может выполнять и в том виде, как вы видите сейчас.
Два месяца шли контрольные испытания комплекса КС-3 – 2500 циклов на полной скорости с расчетным грузом. В итоге заявление классика «Какой же русский не любит быстрой езды?» на «Таймырском» подкорректировали, установив существующий режим работы подъемных установок – за 5 минут можно доехать до 1050-го горизонта. И оборудование при этом работает надежно, и с точки зрения безопасности это наиболее оптимальный вариант.
Появление большой клети позволило решить немаловажную для рудника задачу. Кроме спуска-подъема рабочих на горизонты (вместимость клетей – 88 и 30 человек) теперь можно доставлять под землю крупные машины – ПДМ, буровую и вспомогательную технику, длинномерные материалы и другие негабаритные грузы. В то время как на остальных рудниках приходится использовать менее производительные способы доставки техники.
 
«Полет» нормальный
Заглядывать в зияющую темноту ствола (почти полтора километра) занятие малоприятное. Другое дело – наблюдать за работой клети на экране компьютера. Рабочая зона машинистов подъемной машины подобна центру управления полетами. Рычаги, приборы, лампочки… Есть даже черный ящик, куда записываются показания оборудования. «Пилот» Марина Брагина, работающая с начала пуска ствола, внимательно наблюдает, как на экране движется клеть и противовес. Не отрывая глаз от экрана, поясняет:
– У нас рабочий день начинается с того, что один машинист подъема сдает смену, другой принимает. Скрупулезно проверить состояние машины – наша первостепенная задача. И только после этого начинается спуск людей, регламент, доставка грузов, материалов на подземные горизонты или ремонтные работы…  
И так смена за сменой. Процесс беспрерывный. Вне зависимости от праздников и выходных. Нештатные ситуации случаются здесь крайне редко.
– И то не по нашей вине, – говорят машинисты подъема.
– Прошлой зимой у меня был случай, – вспоминает Марина Брагина, – когда оба рудника – и «Октябрьский», и наш, «Таймырский», – оказались обесточены. Представьте: полная темнота, на большой глубине – остановившаяся клеть с рабочими. Связаться с ними невозможно. Благо рабочие – люди опытные, знали, когда шли на смену, что было объявлено штормовое предупреждение. Так что паники никакой не было, все сохраняли спокойствие…
В любых ситуациях должны сохранять спокойствие и стволовые.
– Если, не дай бог, случится нештатная ситуация, мы можем покинуть рабочие места только с разрешения диспетчера либо лица технического надзора, – объясняет стволовой поверхности Наталия Овчинникова.  – Работа только на первый взгляд у нас простая. Зато уровень ответственности – довольно высокий.
Грандиозные механизмы КС-3
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск