Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Долги наши тяжкие
КОММУНАЛЬНАЯ ПРОЗА
17 февраля 2009 года, 11:16
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Один миллиард восемьсот десять миллионов двести девятнадцать тысяч рублей, цифрами – 1 810 219 000 рублей должны жители Большого Норильска за жилищные и коммунальные услуги. За последние месяцы прирост неплатежей составил 17 процентов, а это почти 226 миллионов рублей.
Минус и минус не дают плюс
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Вадим Чуриков утверждает, что управляющие компании, то есть бывшие «ооошки», почти на 100 процентов расплатились за услуги с Норильско-Таймырской энергетической компанией. Фактически коммунальники проавансировали долги квартиросъемщиков, которые бесплатно пользуются водой, теплом, электроэнергией. А значит, обслуживающие организации усугубили свое и без того трудное положение.
Без волнения читать статистические данные по задолженности квартиросъемщиков может, пожалуй, только человек с крепкими нервами. Но, мне кажется, даже равнодушного впечатлят цифры, которые я увидела в управлении ЖКХ. По состоянию на 1 сентября жители территории, обслуживаемой «Энерготехом», недоплатили ему 248 миллионов рублей, «Объединению коммунальников» должны 189 миллионов рублей, «Нордсервису» – 114 миллионов, «Оганер-Комплексу» – 222 миллиона. «Талнахтехсервис» недосчитался 329 миллионов рублей. И это еще не рекорд. Есть, правда, и положительный момент: в 2007 году средняя собираемость платежей в жилищных компаниях составляла 89 процентов, а в прошлом году она достигла почти 94 процентов. Хотя обслуживающие организации это не спасает.
Кто из нас не понимает, что с пустым кошельком в магазин не ходят? Но, похоже, редкий норильский обыватель задумывался над тем, что пустой кошелек в коммунальной конторе означает, что эта самая контора не сможет постоянно вывозить бытовой мусор и чистить дворы, менять стояки отопления и чинить двери в подъезде. Нечем расплатиться с подрядчиками! Даже перегоревшие лампочки на лестничных клетках вовремя заменить и то проблема. А получить услугу, причем оказанную качественно, хочет каждый из нас.
 
Пока суд да дело
Средний неплатеж, как утверждают юристы, у злостных должников составляет четыре-пять лет. Причем все эти годы ни в одной из жилищных компаний не сидели сложа руки. В помощь юристам организовали, как было в советские времена, отделы по работе с населением. Так что в каждом бывшем ЖЭКе своих должников знают как родных. Некоторым сердобольные коммунальники помогают оформить жилищные субсидии, отдельных граждан буквально тащат в управление социальной политики, где можно попросить материальную помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию. Иногда это дает результаты. Например, в Жилищном тресте собираемость платежей по году составила 97 процентов в основном жилищном фонде и 92 процента – в «гостинках» и общежитиях. На первый взгляд, неплохие показатели, если не вдумываться, что речь идет о деньгах на развитие компании и оказание услуг горожанам. Недостающие три процента могут составлять, например, 30 миллионов рублей. А восемь процентов?
Если квартиросъемщик не платит больше шести месяцев, жилищные компании предупреждают должника об ответственности, отключают в его квартире электроэнергию, оформляют иски в суд. Решения по таким делам принимаются в пользу коммунальных компаний.
Например, 18 ноября прошлого года суд вынес решение удовлетворить иск «Нордсервиса» к Наталье и Александру К., проживающим в «хрущевке» на улице Комсомольской, о возмещении 178 тысяч рублей. Эти граждане копили долги с июля 2005 года. Чтобы платить за квартиру, денег у них нет, однако средства на адвоката ответчица нашла. Тем не менее исполнительный лист будет передан судебным приставам, и объясняться семье К. придется уже с ними. Как и Андрею П., проживающему на Набережной Урванцева, долг которого с июля 2005 года составил 183 тысячи рублей. Заметьте, без учета оплаты электроэнергии! Правда, в декабре 2006 года Андрей П. внес в кассу 1796 рублей и, наверное, посчитал свою миссию выполненной.
Любовь М., тоже имеющая квартиру на улице Комсомольской, накопила долгов на 255 тысяч рублей. Ей уже и свет отключали, да вернули эту услугу – пожалели немолодую женщину, обещавшую оформить жилищную субсидию. Впрочем, обещает она уже не первый год.
 
Доска позора?
В «Нордсервисе», как сказал генеральный директор компании Ширван Ассанаев, 6022 лицевых счета. В списке должников, где встретила и фамилии вполне благополучных горожан, значится 990 неплательщиков. Самым впечатляющим оказался долг Валентины П. с Солнечного проезда – 344 тысячи рублей.
Некоторые неплательщики приходят в ЖЭК, пишут заявления о «реструктуризации» долгов. Просят коммунальников разрешить им выплачивать накопившуюся сумму частями. Отдельным гражданам руководители коммунальных организаций предлагают работу – по уборке территории, например. Почти никто не соглашается: непрестижно. Да и деньги не такие, чтобы за месяц-два рассчитаться с накопившимися за несколько лет долгами.
Поговорив с генеральным директором Жилищного треста Тамарой Смирновой, я предложила ей повторить опыт ее материковских коллег. Там составляют и вывешивают в подъездах фамилии и номера квартир злостных неплательщиков. По моим наблюдениям «доска позора» недолго остается на своем месте, однако за пару вечеров соседи успевают ознакомиться с «досье» недобросовестных граждан. В некоторых случаях такая мера оказывается действенной. Впрочем, коммунальники считают, что большинство норильских неплательщиков подобными методами не проймешь. И все же, возможно, стоит попробовать оформить «наглядную агитацию» в наших домах?
Начать можно с первого подъезда по Нансена, 2. Там жильцы только двух соседних квартир недоплатили за услуги более 119 и свыше 191 тысячи рублей соответственно. В другом подъезде все еще владеет квартирой человек, задолжавший 144 тысячи 373 рубля. Стоит прийти и в первый подъезд по Комсомольской, 9. Проживающий там гражданин должен за услуги более 200 тысяч рублей. Не уступят ему «пальму первенства» и отдельные жители дома №11 по улице Комсомольской, домов №1 и 5 по Ленинскому проспекту, дома №49 по Набережной Урванцева. Как говорится, список можно продолжать.
…В конце ноября в администрации Норильска состоялось совещание руководителей города, представителей жилищных компаний и службы судебных приставов. Обсуждались итоги претензионно-исковой работы по взысканию задолженности за жилищные и коммунальные услуги. Была озвучена информация, что за девять месяцев в суд направлено 2300 исковых заявлений на общую сумму 164,5 миллиона рублей. Из них удовлетворено 1877 исков на сумму более 106 миллионов рублей. Но к исходу ноября коммунальникам удалось вернуть неполных 20 миллионов.
На совещании было предложено разработать план мероприятий по борьбе с неплательщиками. В частности, в ближайшее время власти намереваются выселять злостных должников в комнаты гостиничного типа – в одном из домов Кайеркана под это отремонтировано 30 комнат.
 
Только для законопослушных
К сегодняшнему дню все мы должны были оплатить жилищные и коммунальные услуги, полученные в январе. В договоре найма определена дата – до 10 числа следующего месяца. Так было и в советские времена. Тогда, если помните, за просрочку брали пеню, по-моему, две копейки за каждый день «опоздания». Сегодня о пене уже никто не вспоминает – не до того.
С 1 января введены новые тарифы на жилищные и коммунальные услуги. В среднем подорожание составило 19 процентов. Абсолютный прирост платежей равен 1021 рублю в месяц. Это в домах улучшенной планировки. В «сталинках» – 989, в «хрущевках» – 820 рублей. Расчеты сделаны на троих проживающих.
В ситуации, когда город накопил почти двухмиллиардный долг, можно предположить, что новые платежи вносить будут только законопослушные граждане. За счет которых живут злостные неплательщики. А им хоть трава не расти, хоть мусор не вывози. Получается, «битый небитого везет». И каждое следующее повышение квартплаты делается исключительно для тех, кто исправно ходит в кассу  жилищной компании.
В этом материале я намеренно не углубляюсь в правовую часть вопроса – это отдельная тема, и к ней «Заполярный вестник» еще обратится. Скажу только, что в отремонтированные кайерканские «гостинки» еще никого не переселили. А «отрезанные» от электроэнергии граждане находят приемлемый для себя выход – тут тоже есть над чем задуматься. Как, впрочем, над рассуждением одной начинающей пенсионерки, которая исправно оплачивает квартиру, но «понимает» должников.
– Копить неплатежи и оставаться «незамеченными» можно полгода, – рассуждает пенсионерка. – Потом коммунальники начнут «процедуру» увещевания, включения-отключения, потом составления судебных исков. Решение суда можно обжаловать, на это тоже требуется время. Процесс идет, долги растут. Если накопить тысяч 400–500, можно смело бросить свою норильскую квартиру и уехать на материк. Ищи-свищи меня там.
А такой путь не есть тайна за семью печатями ни для коммунальников, ни для городских властей.
…В одном из агентств недвижимости редакции сообщили, что «убитую» и расположенную в непрестижном районе двухкомнатную «хрущевку»  можно выставить на торги за 400 тысяч рублей. Ее ремонт обойдется еще дороже, так что квартиры эти никто не покупает. Впрочем, рынок сейчас вообще замер. Однако есть предложения: хорошая «хрущевка» в центре Норильска за 550 тысяч рублей.
Двухкомнатные квартиры улучшенной планировки подальше от Ленинского проспекта предлагают за 630–650 тысяч рублей. Вспомним, что долг жительницы «хрущевки» с Солнечного проезда перевалил за 300 тысяч…
Обменять большую квартиру на меньшую, чтобы осилить «коммуналку», в нашем городе нереально. Каждый считает свои деньги. Вот и получается: неподъемная квартплата для многих становится еще неподъемнее, продать или обменять квартиру невозможно, уехать на материк не с чем. Но такой ли уж это замкнутый круг?
 

фото: Иван СТВОЛОВ, Денис КОЖЕВНИКОВ
А в Дудинке уже выселяют
0

Читайте также в этом номере:

Мы не соперники, мы союзники (Татьяна ВАСИЛЬЕВА, Лариса МИХАЙЛОВА)
Операция «Перепись» (Инна ШИМОЛИНА)
Доброе такси (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Пожелайте себе счастья! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Таланты нашлись по "Дороге" (Екатерина КУРМЫШЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск