Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хлеба и зрелищ!
СВОЙ ВЗГЛЯД
15 декабря 2011 года, 16:28
Текст: Марина БУШУЕВА
Призвание или сделка с совестью?
Передача “Битва экстрасенсов” каким-то странным образом обросла многомиллионной аудиторией. Зрители настолько прониклись срежиссированной интригой, что не мыслят пропустить ни одного выпуска. А многие к тому же “покупаются” на финальную фразу в титрах – мол, экстрасенсы им тоже могут помочь. Нужно только позвонить по указанному номеру. На том конце провода внимательно выслушают вашу историю и приятный мужской или женский голос ответит: “На вас  наложена порча. Но я могу ее снять”. Правда, для этого вам нужно будет перевести на счет определенную сумму денег.
Пару месяцев на этом телефоне работала моя знакомая. На звонке отчаявшегося онкологического больного не выдержала, сказала, чтоб лучше потратил деньги на традиционное лечение, хотела посоветовать клинику. Но трубка была выхвачена менеджером, и после невнятных извинений человек услышал: “На вас наложена порча”. Знакомая написала заявление на увольнение.
Еще одна сомнительная передача – “Пусть говорят”. Всегда удивлялась, как люди соглашаются всей стране рассказать свою интимную историю, даже за деньги. И тут узнаю, что на проекте работает моя бывшая одноклассница. Звоню разузнать, что по чем. Оказывается, и в самом деле есть категория людей, которым деньги даже не предлагают. Просто их приглашают в Москву на передачу (внимание!) – “Поле чудес”. И вот какая-нибудь бабулька из села на радостях солит огурцы, собирает Якубовичу подарки, наказывает односельчанам смотреть телевизор. А потом приезжает со своими огурцами в студию, где ее буквально выталкивают на сцену и говорят: “Вы в прямом эфире передачи “Пусть говорят”. Расскажите, как вас избивает ваш сын!” Бабушка теряется: что, почему, как же так?! Но прямой эфир – надо что-то говорить. Вот и рассказывает…
Сил моей знакомой хватило на пару недель, дольше не выдержала такого проекта.
В государственную телерадиокомпанию никто из моих друзей не устраивался. Но, навещая на материке родную бабушку, с самого утра из радиоточки я слышала одно и то же – обещания излечить, воскресить или опекать как родных в обмен на квартиру.
В одной рекламе звучит такой диалог: “А если я здоров? Стоит ли мне принимать чудо-препарат?” – спрашивает радиослушатель. “Конечно! – отвечает доктор, профессор в седьмом поколении, главврач несуществующей клиники. – Потому что вы думаете, что здоровы. А на самом деле вы больны. Просто еще об этом не знаете. Ведь 99,9 процента населения страдает от почечной недостаточности/импотенции/гайморита”. И все это вперемешку с программами о том, что надо быть Homo sapiens и не попадаться на уловки мошенников. “Пенсионерка Мария Ивановна заказала себе чудо-белье, излечивающее от остеохондроза. Теперь не знает, куда деть стринги, которые обошлись ей в восемь тысяч рублей”, – говорит ведущий. Но уже через десять минут этот же самый голос рекламирует это же самое чудо-белье.
Во всех этих случаях меня интересует даже не факт обмана рядового телезрителя/слушателя/читателя, а что при этом чувствует тот, кто с воодушевлением сообщает гражданам о чудесных свойствах товара. Или безжалостно выталкивает растерянную бабушку в прямой эфир. Может быть, уверяет себя, что все делается по воле Божьей? Или что обнародование грязной истории поможет человеку лучше в ней разобраться? Что деньги нужнее тому, к кому они уходят, пострадавшему все равно, а мне детей надо кормить? При желании можно придумать много отговорок. Один человек, занимающийся обманом, рассказывал, что предварительно всегда ходит в церковь исповедаться. Его знакомый снимает стресс алкоголем. Еще одному мошеннику очень помогают поездки в развивающиеся страны. “Когда я вижу, как живут эти люди, понимаю, что обманутые мною россияне в любом случае живут лучше, и успокаиваюсь”, – говорит он. Практически Робин Гуд, не иначе.
Мои знакомые работники пера в один голос кричат: “Надо что-то делать с работой!”, потому что сегодня в основном занимаются не журналистскими расследованиями или, на худой конец, освещением проблем города/страны/мира, а, скорее, совершают сделки с собственной совестью. Скажете, сами виноваты? Наверное, так. Но, как известно, спрос рождает предложение. И у программ “Пусть говорят” и “Дом-2” рейтинг гораздо выше, чем у интеллектуальных телепередач про новейшие изобретения российских ученых. А жареные подробности про очередные похождения известной личности или какие-нибудь криминальные разборки гораздо более востребованны, чем, скажем, позитивный репортаж о людях, живущих и работающих рядом. В общем, народ, как всегда, требует хлеба и зрелищ. Что ж, будут нам и зрелища, и обещания.
0

Читайте также в этом номере:

Город, в котором хочется жить и работать (Записала Татьяна РЫЧКОВА)
Хранители времени (Спрашивала Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дом, старый дом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Общение без границ (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск