Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хозяин полутора Франций
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
14 ноября 2011 года, 14:27
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Нужно ли развивать туризм в заповедниках? Вопрос сложный. С одной стороны, меньше туристов на территории – больше экологически чистых, заповедных мест, с другой – природа нуждается в охране, а для этого нужны материальные ресурсы. Получить которые можно за счет туризма.
– Экологический туризм – это направление, обозначенное правительством. Тут вопрос, как правильно развивать этот самый туризм, чтобы не навредить природе, – размышляет директор заповедника “Путоранский” Владимир Ларин и, как обычно, делает упор на образование. – Заповедник занимает территорию как полторы Франции. А 90 процентов горожан думают, что Норильск – это и есть Таймыр, хотя Норильск всего лишь булавочная головка на его карте.
Экологическим просвещением в Норильске занимался эколого-просветительский центр, существовавший на базе заповедника в НИИ Крайнего Севера. Однако в сентябре 2009 года здание, где он располагался, дало трещину, администрация заповедника была вынуждена срочно перебираться во временное помещение, а просветительский центр закрылся.

Новый дом

В канун нового, 2011 года заповеднику “Путоранский” было выделено помещение на Талнахской, 22. Однако площадь в 160 кв. м нуждалась в капитальном ремонте с заменой окон, проводки, труб. Было необходимо современное оборудование для экоцентра.
Спустя десять месяцев с начала ремонта мы решили узнать, как идет работа, и поразились – все, начиная от входной группы, изменилось до неузнаваемости. Директор заповедника встретил нас на стальной витой лестнице в стиле моста на бульваре Влюбленных. Как оказалось, все это результат работы местных умельцев. А вот входную дверь пришлось заказывать из Санкт-Петербурга.
– Здесь была неплохая лестница, правда, сделанная лет 40 тому назад. Поэтому когда я услышал от специалистов слово “рухнет”, то сразу стал все менять. Потому что у меня с тех пор, как произошла авария на Комсомольской, на слово “рухнет” аллергия, – смеется Ларин.

Попугаи уже прилетели

Совсем скоро за стеклянной перегородкой откроется экоцентр. Во времена его существования в здании Института сельского хозяйства Крайнего Севера экоцентр ежегодно посещало больше двух тысяч школьников. Да и просто неравнодушные норильчане приходили “в зоопарк” посмотреть на птиц и животных, которые уже не могли выжить в естественной среде. После аварии питомник был ликвидирован. Некоторые его обитатели отправились на материк, другие – в квартиры сердобольных норильчан, детские сады.
Сегодня в экоцентре уже поселились два попугая. Со временем будет там и цветущий сад, и современное оборудование для ведения учебно-просветительской работы: видеопроектор, компьютеры, интерактивные доски. Но будущих посетителей, как обычно, интересует одно: “А совы будут?” – “Думаю, будут”, – говорит Ларин.

Должно быть прекрасно

Этот человек ко всему подходит основательно. Если кто-то скажет, что Ларин сделал дело спустя рукава, ни за что не поверю. Он, конечно, и ученый, и директор, но прежде всего исследователь.
– Все взаимосвязано. Как в природе. Казалось бы, дверь, лестница – оставь все как есть и занимайся внутренним убранством, но как в человеке все должно быть прекрасно, так и в окружающем его пространстве.
Ларин ко всему прочему эстет. Насмотревшись за столько лет на красоты Путоран, желает, чтобы северный город не вызывал чувства противоположные тем, что вызывает северная природа. Поэтому даже офисное помещение заповедника называет не иначе как “мой домик”.
Заповеднику, получившему статус объекта ЮНЕСКО, помогали все: администрация Норильска выделила помещение, Заполярный филиал – 730 тысяч рублей на ремонт. Полтора миллиона рублей составила поддержка федерального бюджета.

Турист хочет

На плато Путорана развит не только туризм просветительский, но и самый настоящий – на лыжах, катерах, снегоходах. Гордость заповедника – биостационар на озере Кета. Добраться туда можно на вертолете или пешим путем. Биостационар – объект федерального значения: именно в этом красивейшем месте собираются экологические делегации, проводятся совещания, а ученые ведут научную работу.
– То есть желающий добраться туда должен или быть экстремалом, или иметь немалые средства? – спрашиваю я у Ларина, вспоминая о стоимости аренды вертолета.
– И да и нет. Обеспеченные люди сегодня не готовы платить деньги только за красоты природы. Хотя в этом мы уверены – еще ни один не уезжал с плато разочарованным. Дело в том, что сегодня все хотят работать с VIP-клиентами, при этом не понимая, что такому клиенту нужны и VIP-условия. Турист хочет иметь ненавязчивый сервис и множество форм досуга, а это целая индустрия, в которую нужно вкладываться. Ведь если мы хотим изменить мнение иностранцев, что россияне неумытые и вечно пьяные, то должны делать все на европейском уровне. К счастью, такая тенденция наметилась и уже приносит первые плоды.
0

Читайте также в этом номере:

Чистые воды (Виктор ЦАРЕВ)
Осознанная компетентность (Валентина ВАЧАЕВА)
Здесь помогут (Лиза КОТИК)
Повар тоже газовик (Юлия КОСТИКОВА)
О тех, кто нас бережет (Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск