“Катэр” для людей
Cпециальный репортаж
1 августа 2011 года, 14:12 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Николай ЩИПКО
|
Не многие российские горнодобывающие предприятия могут гордиться наличием на своих переделах самой современной и технологически продвинутой тяжелой автотехники. Вот уже более двух лет в карьере рудника “Кайерканский” используются американские тяжеловесные самосвалы фирмы Caterpillar, сокращенно – CAT.
Такого класса машин – грузоподъемностью до 90 тонн и собственной массой более 70 тонн – в Норильском промышленном районе всего две. Это удивительное строение – другими словами назвать такую махину сложно. Как, собственно, и автомобилем назвать сложно. Скорее, это огромный многоэтажный грузовой корабль. Правда, он не плавает и не летает, а ездит исключительно по дорогам открытых горных карьеров, таких как карьер рудника “Кайерканский”. Caterpillar, представленный в проекте медиакомпании “Северный город” “Движуха”, значительно меньше того, о котором сегодня идет речь. Высота “в холке” у САТ 777F – это точное название 90-тонного американского самосвала – примерно три этажа жилого дома, а при полностью поднятом кузове – более четырех этажей. Диаметр каждого из шести колес – около двух метров. Автомобиль имеет автоматическую трансмиссию с приводом на задние колеса. Но и это не все. Поскольку это самая последняя разработка, автомобиль полностью компьютеризован. Гордость компанииПодробнее об этих удивительных машинах нам рассказали работники АТО “ЦАТК”. Исполняющий обязанности главного инженера предприятия Юрий Линейцев сообщил: несмотря на немаленькую стоимость 90-тонного автомобиля CAT 777F, он подтверждает свою экономическую целесообразность и оправдывает ожидания в части надежности конструкции, механических и электронных узлов и агрегатов, что очень важно в условиях Заполярья. Все это при том, что у данной модели существует белорусский конкурент точно такого же паспортного класса.– В настоящее время по машинам с меньшей грузоподъемностью (до 55 тонн) наше предприятие проводит сравнительный анализ по затратам на семь БелАЗов и шесть Caterpillar одного класса, – рассказывает Юрий Линейцев. – Предварительный анализ подтверждает, что при использовании американской техники себестоимость тонно-километра у “американца” значительно ниже. Конечно, на первый взгляд, американский автомобиль поражает воображение, и после того как закрывается дверь кабины изнутри, нет ощущения, что ты находишься в транспортном средстве наземного перемещения. Если поставить стакан с водой на панель приборов, то во время движения он не опрокинется. Нельзя было не узнать мнение водителя о технике, на которой приходится работать. Владимир Менюшев вот уже более 18 лет управляет машинами такого класса. – Во-первых, эта техника сделана для комфортной работы людей, – говорит Владимир. – Каждый узел машины оснащен датчиками для обеспечения безопасного управления. Все данные о системе машины поступают в бортовой компьютер и выводятся на монитор. Машина снабжена задней видеокамерой для контроля погрузки и выгрузки. Не менее важно наличие огромных зеркал заднего вида, через которые легко наблюдать за происходящим с разных сторон. Можно с легкостью отрегулировать уровень наклона рулевой колонки для разных водителей, что значительно облегчает работу людям, снижает нагрузку на руки и, соответственно, повышает безопасность управления. В зимнее время этот автомобиль отлично поддерживает плюсовую температуру в кабине. В летний период, когда жарко и пыльно, кабина водителя превращается в неприступную крепость, так как полностью герметична. Когда поднимается сильная пыль, воздух, который проходит в воздухозаборники, очищается и поступает в салон. Точно такая же ситуация и с кондиционером. Что касается ходовой части машины, то она снабжена блокировкой задних колес: это крайне необходимо во время гололеда или когда дорога мокрая. Подобная функция в ряде случаев может спасти и человека, и машину. Как и на всех современных автомобилях, в системе безопасности предусмотрено наличие двух тормозных систем, основной и аварийной. Если по какой-либо причине основные откажут, то аварийные тормоза полностью остановят и заблокируют автомобиль. По мнению начальника автоколонны №3 Василия Боцана, все состоятельные предприятия начинают использовать технику именно такого класса. Причина тому одна – эффективность, техническая и экономическая, при производстве работ по перевозке горной массы в открытых горных выработках, а также максимальная безопасность обслуживающего персонала. Поэтому CAT 777F в “Норильском никеле” является гордостью производства. |
0 | Твитнуть |