Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Классика” на высоте
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
21 декабря 2017 года, 12:40
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
Пирамиду Хеопса – сооружение высотой почти 147 метров, которое больше трех тысяч лет было самой высокой постройкой на нашей планете –  древние египтяне строили 20 лет силами примерно ста тысяч человек. С современной техникой такую пирамиду из 1,6 миллиона каменных блоков возвели бы за несколько месяцев. Подобное строительство не обошлось бы без грузоподъемных кранов.
Профессию крановщика в нашей рубрике “Совсем другое дело” опробовала на себе гостья Норильска, президент фонда “Живая классика” Марина Смирнова. Подняться в кабину высотного башенного крана было бы слишком опасно. Поэтому тренажером мы выбрали мостовой кран, один из самых больших в Норильском промрайоне – он поднимает грузы весом до 100 тонн. А посодействовали нам работники предприятия “Электроремонт” РМСТ “Норильскэнргоремонт”, которое входит в состав “Норильскникельремонта”.
Утро выдалось пуржливым, и мы какое-то время плутали на такси среди строений неработающего никелевого завода, прежде чем нашли нужное место – участок №10 предприятия “Электроремонт”, или, как его еще называют, цех ремонта трансформаторов. ЦРТ расположился в здании, ранее относящемся к переделам никелевого завода, так что можно сказать, что именно отсюда когда-то начинался “Норильский никель”.
В кабинете Марине выдают спецовку: брюки и куртку, каску, очки, ботинки с защитным металлическим подноском – не дай бог что-нибудь упадет на ногу. Для работы на высоте комплект спецодежды дополняют страховочной привязью. Она нужна на случай аварийной эвакуации из кабины.
– Сначала пояс, потом вот эти лямки, – объясняет инженер по охране труда и промышленной безопасности Максим Босенко. Марина выполняет его указания. – Все элементы должны быть надежно закреплены. Дальше, как скалолаз, застропилась, поднялась на другой уровень.
Под надзором профессионалов ничего форсмажорного с нашей героиней не произойдет, но инструктаж – обязательная часть “программы”:  цех ремонта трансформаторов считается опасным производственным объектом. Потом нам показывают план помещений и безопасные маршруты передвижения, Марина расписывается в специальном журнале, и мы отправляемся на место практики.
 
Это адреналин
Мостовой кран в цехе ремонта трансформаторов один из самых больших в НПР. Он поднимает и перемещает грузы весом до 100 тонн. Кран установлен на рельсах на высоте примерно третьего этажа жилого дома – около 10 метров. Туда и предстоит подняться нашей героине.  
– Я боюсь высоты, но думаю, что справлюсь, – признается Марина. – Здесь куча всяких страховочных карабинов, приспособлений, но мне сказали, что они для экстремальных случаев,  надеюсь, мне не пригодятся.
Наставница Марины, машинист крана Надежда Москалева, рассказывает, что, когда год назад начинала здесь работать, тоже боялась высоты.
– Недели две – и страх прошел, – говорит она. – Вообще-то, я люблю адреналин. Работать в кабинете, среди бумаг, мне было бы скучно.
– В чем сложность вашей работы?
– Нужно быть очень аккуратной, соблюдать безопасность и действовать со стропальщиком согласованно. Мы с ним находимся в прямом взаимодействии: крановщик выполняет команды стропальщика, ведь из кабины не всегда видно, что происходит внизу. С высоты не слышно голосовых команд, поэтому стропальщик использует знаковую сигнализацию: “поднять груз”, “опустить груз”, “передвинуть кран”, “осторожно” – специальных жестов довольно много.
– Стропы для разных грузов разные?
– Естественно. Диаметр, длина, грузоподъемность рассчитаны на разный груз. Сейчас с нашей гостьей мы будем переставлять небольшой трансформатор.
В кабине сразу видно, что ее хозяйка – женщина. По одной-единственной детали – в углу висит небольшое зеркальце. Не для обзора, а чтобы иногда поправить прическу. Кстати, прическа у Надежды Москалевой тоже “сигнальная”, с яркой челкой цвета “фуксия”. “Видно издалека”, – пошутил кто-то из сопровождающих.
Своей подопечной Надежда Москалева показывает и объясняет, где размещено электрооборудование крана, как работают его основные узлы и механизмы – приводы, электродвигатели, токосъемник, концевые выключатели. К электрике мостовых кранов предъявляются особые требования, ведь режим у нее очень напряженный – за час могут быть произведены сотни включений и выключений, связанных с разгоном и торможением.
Марина Смирнова, в свою очередь, не перестает спрашивать, показывая на разные детали: “Это что? А это?” Со стороны человек несведущий не сразу поймет, о чем они говорят. “Это большой барабан, на него намотаны канаты. Это реле управления. Этим рычагом мы двигаем тележку, а этим захватываем груз… Основных рычагов здесь четыре… Контакт замкнулся – мы включаем кран. Поехали!”
Дальше шум уже не позволяет слышать разговор, и мы просто наблюдаем, как стропальщик внизу отдает команды жестами, а две крановщицы – опытная и начинающая – выполняют нужные действия.
 
Цифры и факты
Среди грузоподъемных машин мостовой кран (тот, который ездит по рельсам, расположенным под потолком цеха) – второй по распространенности после башенного. Его не используют в высотном строительстве, но предприятия, цеха и склады ежедневно нуждаются в помощи этих маневренных и эффективных подъемных механизмов.
Используют их для того, чтобы поднимать и перемещать тяжелые грузы больших размеров.
* * *
Несложное устройство мостовых кранов позволяет широко применять их на разномасштабных предприятиях – от маленьких автомастерских до больших металлургических комбинатов или ТЭЦ. Технические характеристики этих кранов применимы как для внутренней погрузки и разгрузки, так и для наружных работ в различных климатических условиях.
* * *
Недостаток мостовых кранов в их стационарности, а плюс – в том, что они могут использовать строительную высоту здания. Самые большие из них способны поднимать и перемещать грузы весом до 600 тонн. Стандартная высота, на которую такой кран способен поднять груз, – 50 метров. Этот показатель больше, чем у большинства башенных кранов.
* * *
Цех ремонта трансформаторов занимается ремонтом всего высоковольтного оборудования, которое есть в Норильском промрайоне. Его привозят даже из Снежногорска. Трансформаторы, электродвигатели, генераторы, высоковольтные вводы периодически ломаются, но заводы, рудники и тем более ГЭС и ТЭЦ не должны останавливаться.
* * *
А вообще за 77 лет существования предприятия “Электроремонт” его специалисты ремонтировали технику, изготовленную в разных странах: Румынии, Австрии, Болгарии, Норвегии, Англии, Америки. В цехе ремонта трансформаторов даже есть свой небольшой музей, где собраны лейблы фирм, трансформаторы которых привозили в Норильск.
* * *
Считается, что у ремонтников должно быть развито не просто логическое мышление, а рационализаторское. Да, есть разработанная за многолетний опыт технологическая документация, но технологии не стоят на месте, а любое оборудование по-своему уникально, и приходится постоянно учиться. Так что здесь всегда работали очень изобретательные люди. В годы войны даже выпускали ложки, вилки, утюги и собирали электровозы.
* * *
Предприятие “Электроремонт” сегодня – это коллектив численностью 150 человек, работающих на семи участках. На их счету более 6000 отремонтированных  электродвигателей в год, сотни генераторов переменного и постоянного тока мощностью от 0,2 до 10 000 кВт, 150 силовых, преобразовательных, печных и сварочных трансформаторов мощностью до 125 000 кВА, более тысячи сделанных катушек к электроаппаратам, 30 тонн изготовленной и оплетенной обмоточной шины и проводов.
 
О своих впечатлениях
Президент фонда “Живая классика” Марина Смирнова в Норильске не впервые. При ее содействии в нашем городе несколько лет назад был презентован Всероссийский конкурс по созданию литературных достопримечательностей “Литературный след”. Такими достопримечательностями уже стали инсталляция “Вечная теплота” на фасаде Публичной библиотеки и фигура жирафа возле библиотеки в Талнахе.
Сейчас фонд “Живая классика” при поддержке “Норникеля” запустил в Норильске и Дудинке серию мероприятий по популяризации чтения среди школьников. Наши ребята вновь станут участниками масштабного литературного проекта России – конкурса юных чтецов “Живая классика”, который пройдет в следующем году уже в седьмой раз.
Марина Смирнова, по ее собственному признанию, согласилась стать участницей рубрики “Совсем другое дело”, чтобы попробовать себя в чем-то необычном.
– Сначала мне предлагали стать учительницей в школе, но я и так по специальности и в прошлом учитель, это не было бы сменой профессии. А вот побыть крановщиком – возможность, которая неизвестно когда еще выпадет в жизни.
– Что вам показалось сложным?
– Ты не можешь отвлекаться, когда работаешь. От профессионализма крановщика зависит не только целостность перемещаемого груза, но и безопасность окружающих людей. Это профессия не для рассеянных людей точно, она требует большой сосредоточенности и внимания. Кроме того, машинист крана должен досконально знать и понимать его устройство.
 
Где научат?
Профессия крановщика сейчас дефицитна во многих отраслях и стабильно востребована на рынке труда. Независимо от того, машинист это башенного или мостового крана, трудоустроиться он сможет всегда. А многие работодатели настолько заинтересованы в квалифицированных крановщиках, что предлагают им очень хорошую зарплату.
К недостаткам профессии можно отнести “сидячие” условия, связанные с ограниченностью выбора места работы, – универсальных крановщиков не бывает, поэтому если вы захотите пересесть с башенного крана, работающего на стройке, на мостовой, перемещающий груз по цеху, то надо будет пройти дополнительное обучение.
К крановщикам есть довольно серьезные требования по здоровью. Например, в профессию не берут тех, у кого ослаблено зрение.
Получить эту профессию можно в профильном колледже или техникуме  или же пройти обучение на специализированных курсах, у нас они организованы в корпоративном университете “Норильский никель”. Но в этом случае желательно уже иметь какую-нибудь техническую специальность, иначе могут возникнуть проблемы с трудоустройством: практически все работодатели требуют от претендентов на должность машиниста крана наличия как минимум среднего специального образования.
Страховочная привязь – обязательная часть экипировки крановщика
Надежда Москалева (справа) руководит действиями подопечной
Кабина мостового крана может находиться на высоте более 50 метров
Стропальщик и крановщик общаются с помощью системы жестов
0

Читайте также в этом номере:

Опыт ваш незаменим (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Высшая школа (Валентин ПЕТРОВ)
Год экологии продолжится (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Диплом с “зеленым” отличием (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Конкурентоспособны? Очень (Татьяна РЫЧКОВА)
Информационная этика (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Поймай посадку (Татьяна РЫЧКОВА)
Дотянуться до нуля (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мы изменим этот мир (Татьяна РЫЧКОВА)
Подвластный разуму (Марина БУШУЕВА)
Россия – это Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как выглядит добро (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Есть куда танцевать дальше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победа на одном дыхании (Ольга ЛИТВИНЕНКО, Наталия НИКОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск