Подвластный разуму
ЖИВАЯ КЛАССИКА
21 декабря 2017 года, 12:46 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Марина БУШУЕВА
|
Актерскому мастерству не научишься по книжкам. Оно передается из рук в руки, говорит преподаватель ГИТИСа Руслан НАСИБУЛИН, приехавший в Норильск, чтобы провести тренинги по сценическому движению для участников проекта “Живая классика”. Впрочем, у него на занятиях создается впечатление, что профессия передается не только через руки, а через все тело: ноги, щеки, пальцы, гибкий позвоночник – и через способность поддержать партнера во всех смыслах этого слова.
– Руслан, скажите, зачем вообще развивать пластичность? – Современные дети мало играют в подвижные игры, мало занимаются спортом, у них практически отсутствует тактильный контакт друг с другом. Поэтому очень важно дать им возможность заниматься своим телом, притом в контакте с другим человеком: в паре, в группе. Это расслабляет, раскрепощает человека. Даже в рамках одного занятия видно, как подросток меняется к его финалу. Ребята становятся более открытыми, учатся доверять друг другу, миру в целом. Конечно, это необходимо не только будущим актерам. Но им в особенности. – Вы преподаете пластику у студентов ГИТИСа? – Я работаю с второкурсниками актерского факультета мастерской Владимира Андреева. Там все очень серьезно. И, к сожалению, могу отметить, что многие ребята не справляются с нагрузкой. С каждым годом мне приходится сокращать количество заданий для студентов. Если десять лет назад они могли сделать за одно занятие 30 упражнений, то сегодня – до 20. – А в каком возрасте можно стать пластичным? – Никаких ограничений нет. Пластикой нужно заниматься и в 30, и в 40, и в 50 лет. У меня есть взрослые группы в Москве, и там есть участники, которым за 40. Они получают огромную пользу, потому что сценическое движение помогает им снять зажимы, стресс, полученный на работе. К тому же они постоянно удивляются, потому что открывают какие-то новые возможности своего тела. – Я вот смотрю, многие ребята и на шпагат садятся, и ногу за голову закидывают, как мне и не снилось... – Это не самое главное. Люди, которые ко мне приходят, всегда получают удовольствие от процесса. Иначе прогресса не будет. Мне не нужно, чтобы все делали сальто, шпагат и стояли в каких-то сложных мостиках. Тут важен контроль над своим телом. Можно в любом весе и при любой пластичности себя очень неплохо развить. И моя основная цель – научить ребят думать и сделать свое тело подвластным разуму. – Можно сказать, что тренинг не только про физику, но и про психологию? – Верно. Ведь мы развиваем не только физическую гибкость, но и психологическую. Учимся доверять партнеру. На этих занятиях ты через физику понимаешь, что тебя кто-то может поддержать, ты кого-то можешь поддержать, и вы уравновешиваете друг друга. Плюс ты начинаешь чувствовать и понимать партнера, даже не видя его лица: по походке, движению тела. – Как вы сами пришли в пластику? – У меня было серьезное заболевание почек, из-за которого я до восьмого класса находился на домашнем обучении. Не было контакта с ровесниками. А потом в институте меня подвигла на это педагог по спортивному танцу. Я вдруг понял, что мне это нужно и интересно. Мной руководило желание разобраться в движенческих нюансах, для того чтобы полнее понять суть актерского мастерства, режиссуры в движении, но прежде всего – себя. – И вы занялись танцем? – Пластика – это не танец, хотя многие связывают нас воедино. Скорее я преподаю актерское мастерство в движении. Я учился на актерско-режиссерском курсе в Барнауле, последние девять лет живу в Москве, окончил аспирантуру ГИТИСа, теперь преподаю там, в театральном колледже, еще в двух коммерческих институтах и чуть-чуть играю в театре “Модерн”, поэтому выходных у меня практически не бывает. – У вас не так много времени и в Норильске. Город удалось посмотреть? – К сожалению, из-за плотного графика пока не удалось. И даже нет возможности сходить в норильский театр, хотя очень хочется. Так как там работает мой бывший студент Женя Нестеров, окончивший Барнаульскую академию. Мы с ним созвонились сегодня, и у него тоже большая загруженность из-за подготовки к новогодним спектаклям, поэтому перенесли встречу на январь, когда я снова должен буду прилететь в Норильск. – Что вы успеваете дать участникам “Живой классики”? – На первом занятии я провожу с ребятами тренинг на координацию, дальше идет распределение в пространстве и работа с темпом, смена скоростей, замедление, торможение, управление инерцией и собственно парные балансы – это работа с партнером. На втором занятии я даю те же упражнения, но в более сложных вариациях, плюс немного фантазируем на основе простых парных балансов. – Как вам норильские ребята? – На периферии люди более открытые: в Норильске, Барнауле, Новосибирске. Может быть, потому, что они меньше избалованы разного рода тренингами и мастер-классами. В Москве, к сожалению, очень много цинизма и у взрослых, и у детей. Там много возможностей, что рождает потребительское отношение ко всему: я тебе заплатил – отрабатывай. Из тех норильских ребят, что пришли ко мне, большинство не занимаются актерским мастерством или танцем, но им интересно то, что я даю, и они включаются. И хотя некоторые задания достаточно сложные, они работают на пределе своих возможностей. – А что касается в целом пластичности русского человека, говорят, мы более зажатые, нежели европейцы? – Есть такое. Я думаю, это связано с какими-то глубинными моментами нашей психологии. Мы в целом чуть замороченнее, чуть зажатее, нам нужно долго в чем-то копаться. И даже когда я в ГИТИСе работал с иностранными студентами, то отмечал, что у них меньше порог стеснительности, оценочности. Они быстрее включаются в работу. Нашим же нужно найти какой-то контакт, понять, что за человек этот преподаватель, можно ли ему доверять. У кого-то на это уходит до двух месяцев. Нам очень важен человек. – К сожалению, не все желающие смогли посетить ваши занятия. Может быть, есть какие-то приемы, которые позволяют самостоятельно стать более расслабленным, более внимательным к себе и своему телу? – Если ты чувствуешь и понимаешь себя, если ты открыт близким людям, то тебе не нужны какие-то особенные упражнения. Поэтому мое домашнее задание – улыбаться себе, людям, которых ты встречаешь каждый день, и обниматься при встречах. Это дает раскрепощение, положительные эмоции. Есть даже теория пятнадцати объятий, которые нам необходимы в день. И конечно, меньше сидеть в телефонах, больше гулять, несмотря на полярную ночь и морозы, и общаться друг с другом. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Теперь я точно знаю, сколько мышц в моем теле…Доверять незнакомому человеку – этому можно научиться… Актерское мастерство нужно в любой профессии… Участники мастер-класса Руслана Насибулина поделились с “Заполярным вестником” впечатлениями о занятиях и педагоге ГИТИСа. Анастасия, 10-й класс, норильская школа №9: – Ощущения от мастер-класса? Отличные. Только мышцы болят. Хоть я и занимаюсь легкой атлетикой много лет, но о существовании некоторых из них узнала только сейчас. Нагрузки недетские, но хочется еще. Потому что это не только работа рук, ног, спины, но и головы. Через эти упражнения мы учимся доверять партнеру, взаимодействовать с другим человеком. Хотя друг друга не знаем, видим первый раз. Павел, 10-й класс, норильская школа №9: – Мне здесь очень нравится. Прям очень! Интересно, весело, полезно. Хотя я в школе часто морожу – выступаю в роли Деда Мороза, о том, чтобы связать свою жизнь с профессией актера, не думал. Теперь серьезно рассматриваю такой вариант. Екатерина, 9-й класс, норильская школа №3: – Я хочу заниматься журналистикой, и этот мастер-класс как нельзя кстати. Ведь основы актерского мастерства пригодятся мне в будущей профессии. Работать с людьми, общаться, открываться и открывать – это сложно, но, как оказалось, реально. Спасибо Руслану за этот урок и проекту “Живая классика” за такую возможность. |
0 | Твитнуть |