Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кризисы неизбежны
БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ
24 мая 2013 года, 18:20
Текст: Ирина ГРОЗА, педагог-психолог Центра внешкольной работы г. Норильска, кандидат психологических наук
Главное, чтобы они шли на пользу
 
Первый период душевных противоречий приходит к человеку в трех-четырехлетнем возрасте. Малыш начинает осознавать, кто он и какой он.
Возраст от трех до семи лет психологи называют дошкольным детством. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он жаждет самостоятельности и в то же время не может решать задачи без помощи взрослых. Он любит близких и в то же время сердится на них из-за ограничения его свободы. В этом возрасте характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние малыша напрямую зависит от физического комфорта.
Невероятные фантазеры
В четыре-пять лет ребенок развивается, физически становится более выносливым. У него снижается утомляемость, стабилизируется фон настроения. В этот период в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к четырем годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.
У малыша активно развивается фантазирование, в процессе которого он придумывает самые невероятные события. Необходимо обсуждать с ним его фантазии, давать нравственные оценки поступкам его героев. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.
“Мой сын постоянно нас о чем-то спрашивает. Его “почему”звучат непрерывно. Это порой утомляет нас”, – жалуется Анжела, мама пятилетнего Саши.
Примерно в пять лет ребенок начинает “философствовать”: рассуждает о появлении солнца, луны, звезд. У него возникает повышенный познавательный интерес, и он задает много вопросов. Его главный вопрос сейчас “Почему?” Ему интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Взрослых же это часто раздражает. Но нельзя отмахиваться от вопросов вашего “почемучки”, даже если вы уже отвечали на них. Возможность получить ответы на возникающие у ребенка вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития.
Пусть верит в себя
К пяти-шести годам развивается волевая сфера. Для того чтобы помочь ребенку в развитии воли, необходимо правильно организовать домашнюю работу, с помощью которой его можно приучать к самостоятельному, терпеливому, кропотливому труду. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка. Он усваивает содержание требований взрослых и постепенно начинает сам регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. Важно направлять детей и помогать им в достижении цели, учить преодолевать трудности, поощрять даже самый маленький успех ребенка. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
Ребенок находится в непосредственном взаимодействии со взрослыми людьми: он ходит в детский сад, с родителями посещает поликлинику, магазины. А взрослый мир, как известно, со своими правилами и законами. Для того чтобы познать его, ребенок должен освоить роли и модели поведения взрослых, тогда он сможет воспроизводить их в своей жизни.
С помощью игры ребенок усваивает формы взаимоотношений, которые в дальнейшей жизни будет осуществлять. Играя, малыш развивается. Развиваются его личностные, поведенческие и познавательные процессы. Во время игры совершенствуется внимание, восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.
В играх ребенок по-прежнему использует игрушки. Любимая игрушка является средством воздействия на нравственную сторону личности: он разговаривает с ней, сопереживает и заботиться.
Младший дошкольник часто играет один. В средний период дошкольного детства ребенок уже играет с ровесниками. Основное направление игры – это имитация отношений между взрослыми. Направленность игры может быть самой разной: семейная, профессиональная, сказочная.
Семейная направленность характеризуется тем, что героями игры являются мама, папа, бабушка, дедушка. Профессиональная: ребенок осваивает роль врача, космонавта, повара. Сказочная направленность характеризуется тем, что дети играют в волка, зайца, лису, медведя.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры становятся весьма разнообразными. Любые предметы могут носить символический характер: стул может превратиться в машину, диван – в корабль. В этом возрасте дети могут проявлять свои организаторские качества. Особенность игры в этом возрасте – действие по правилам. Ребенку очень нравится, чтобы все было по правилам, то есть по-настоящему.
Почему дети врут
У детей старшего дошкольного возраста (шесть-семь лет) уже сформировано устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, он уже может принимать собственные решения на основе имеющихся у него знаний и навыков.
Некоторые родители жалуются на то, что в шестилетнем возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, то есть целенаправленное искажение истины.
“Наша Лена в шесть лет начала нас обманывать. Если что-то натворит, то не признается, что это сделала она, а старается переложить вину на других. С чем это может быть связано?”– интересуется мама шестилетней дочери.
Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда излишняя строгость родителей делает ребенка тревожным, неуверенным в своих силах. И ребенок старается оградить себя от неприятных последствий – нападок строгой мамы или папы, начинает придумывать оправдания своей оплошности или неудачи.
“Сыну шесть лет. Он стал раздражительным, не слушается, вмешивается во все наши разговоры. Это опять кризис?”– спрашивают родители Тимура.
Если вы стали замечать, что ребенок становится капризным и раздражительным, его поведение часто бывает демонстративным, при этом он стремится участвовать в ваших делах и разговорах, то можно предположить, что ребенок вступает в очередной кризисный период своего развития. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами стоит потеря детской непосредственности.
Родители уже имеют определенный опыт общения с ребенком в кризисные периоды и знают, что все эти явления абсолютно нормальны и необходимы для дальнейшего психологического развития. Кризис имеет место всегда, во всяком нормально протекающем детском развитии. Когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл, переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Кризисы неизбежны. Главное, чтобы они шли на пользу ребенку, не оставляя в его поведении негативных черт, таких как капризность, несдержанность.
Правила комфортного общения
Вот некоторые несложные рекомендации взрослым о том, как общаться с ребенком в этот непростой для него период.
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка.
Помогайте ему в сложных ситуациях.
Привлекайте к обсуждению ваших взрослых проблем.
Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно слушайте его. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения сына или дочки и даже согласиться с ней. Это не нанесет ущерба родительскому авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то не меняйте своих решений. В противном случае с помощью слез и истерик он будет манипулировать вами для того, чтобы настоять на своем.
Следите за тем, чтобы близкие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет легко выпросить у бабушки.
Подавайте ребенку пример взрослого поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
Как не убить мечту
В шесть лет многие дети мечтают о школе. И родители приходят к психологу с вопросом: “Можно ли отдать ребенка в школу в шесть лет? Он уже умеет читать”. В дошкольном возрасте освоение умений и навыков включено в игровую деятельность, именно она является ведущей деятельностью до семилетнего возраста. Часто случается так, что шестилетние первоклассники теряют интерес к школе, а это влечет за собой серьезные проблемы. С семилетнего возраста ведущей деятельностью становится учебная, именно тогда ребенка стоит отдавать в школу. Предварительно побеседуйте с психологом, который определит уровень психологической готовности вашего ребенка к школе: интеллектуальной, личностной, социально-психологической и эмоционально-волевой.
Мама шестилетней Ани рассказывает, что ее дочка негативно отзывается о школе, говорит о том, что не хочет туда идти: “Посоветуйте, что мне делать, чтобы изменить такое отношение, ведь ей нужно будет скоро идти в школу”.
Постарайтесь заранее сформировать положительное отношение к школе. Все, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Здесь уместны просмотры фильмов о школе, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу, организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения. Также необходимо рассказать ребенку, что в семь лет изменится и его положение в обществе: он будет заниматься важным делом – учиться.
Итак, завершается период дошкольного детства. Ваш ребенок готовится стать первоклассником. Это очень ответственный и достаточно сложный период его жизни.
0

Читайте также в этом номере:

Льдина встала поперек Енисея (Екатерина БАРКОВА)
Окончен школьный роман (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Медный встречает выпускников (Валентина ВАЧАЕВА)
Вечные ценности (Ирина БАХАРЕВА, специалист цеха обеспечения основного производства медного завода)
“Шаман” обрел собратьев (Валентина ЗАВАРЗИНА, г.Дудинка)
Детские мечты улетели в небо (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск